МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Директор МКОУ «Борятинская СОШ»
МКОУ «Борятинская СОШ __________ Данилова Л.В.
от ___________ 20___ г. приказ № ____
Протокол № _____ от ______________20__ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Профориентация»
основного общего образования
7 класс
Дулова А.А.
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Борятинская СОШ»
Борятино
1. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» — это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание курса внеурочной деятельности через формы, отличные от классно-урочной системы.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273-ФЗ в действующей редакции.
Объем программы внеурочной деятельности «Профориентация» составляет 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Особенностями внеурочной деятельности является использование форм работы, отличных от урочной деятельности.
В рамках работы кружка используются следующие формы проведения занятий:
Теоретические:
Беседа;
Лекции с элементами беседы;
Викторины;
Сообщения учащихся;
Практические;
Мини-сочинения;
Дискуссии;
Тренинги;
Практические работы проектного и исследовательского характера;
Игры.
Организационные формы занятий: работа в паре, в малых группах, индивидуальная работа.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии
Задачи:
сформировать у обучающихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
сформировать у обучающихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
подготовить к профессиональному самоопределению.
Ожидаемые результаты:
сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;
будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;
обучающиеся ознакомятся с различными видами профессий;
обучающимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;
с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей
В 7 классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
1. Вводное занятие – 3ч.
Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию». Перспектива успеха. Современный рынок труда
2. Мир профессий – 2ч.
Мир профессий. Классификация типов профессий Климова. Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора.
3. Понятие о личности – 9ч.
Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление. Определение типа мышления. Темперамент и характер. Самооценка и уровень притязаний. Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. Ценностные качества профессионала. Чувства и эмоции. Управление эмоциями. Профессиональные интересы и склонности. Методика «Карта интересов».
4. Способности и профессиональная пригодность – 17ч.
Тест Холланда. Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательским видам деятельности. Эстетические способности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Стратегии выбора профессии. Профессиональные качества личности. Лидер. Профессиональные роли. Коммуникативно-организаторские способности. Навыки самопрезентации. Развитие коммуникативных навыков. Выбор и ответственность. Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик». Стресс и профессия. Здоровье и карьера.
5. Выбор – 3ч.
Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии, потерявшие престиж. Деловая игра «Мировое кафе». Урок-конференция «Моя профессия – мой выбор!»
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема | Количество часов |
1. Вводное занятие | 3 |
2. Мир профессий | 2 |
3. Понятие о личности | 9 |
4. Способности и профессиональная пригодность | 17 |
5. Выбор | 3 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Профориентация»
7 класс
34 часа
№ | Дата | Тема урока | Формы деятельности |
п/п | в теме |
Вводное занятие (3ч) |
1 | 1 | | Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию». | Тренинговое |
2 | 2 | | Перспектива успеха. | Практическое |
3 | 3 | | Современный рынок труда | Лекционное |
Мир профессий (2ч) |
4 | 1 | | Мир профессий. Классификация Типов профессий Климова. | Лекционное Практическое |
5 | 2 | | Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора | Лекционное Практическое |
Понятие о личности (9ч) |
6 | 1 | | Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление | Лекционное. Практическое |
7 | 2 | | Определение типа мышления | Диагностика |
8 | 3 | | Темперамент и характер. | Лекционное. Диагностика |
9 | 4 | | Самооценка и уровень притязаний. | Лекционное. Практическое |
10 | 5 | | Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. | Практическое |
11 | 6 | | Ценностные качества профессионала. | Лекционное |
12 | 7 | | Чувства и эмоции. Управление эмоциями | Практика, тест |
13 | 8 | | Профессиональные интересы и склонности. | Практика, тест |
14 | 9 | | Методика «Карта интересов». | Тест |
Способности и профессиональная пригодность (17ч) |
15 | 1 | | Тест Холланда. | Тест |
16 | 2 | | Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности | Лекционное Практическое |
17 | 3 | | Способности к интеллектуальным видам деятельности | Лекционное Практическое |
18 | 4 | | Способность к профессиям социального типа | Лекционное. Практическое |
19 | 5 | | Способности к офисным видам деятельности | Лекционное. Практическое |
20 | 6 | | Способности к предпринимательской деятельности. Эстетические способности | Лекционное. Практическое |
21 | 7 | | Факторы, влияющие на выбор профессии. | Тренинговое |
22 | 8 | | Стратегии выбора профессии. | Практическое |
23 | 9 | | Профессиональные качества личности. | Тренинговое |
24 | 10 | | Лидер. Профессиональные роли. | Игровой урок |
25 | 11 | | Коммуникативно-организаторские способности | Практическое |
26 | 12 | | Навыки самопрезентации | Практическое |
27 | 13 | | Развитие коммуникативных навыков | Практическое |
28 | 14 | | Выбор и ответственность. | Лекционное |
29 | 15 | | Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик» | Лекционное Игровое |
30 | 16 | | Стресс и профессия. | Урок-дебаты |
31 | 17 | | Здоровье и карьера. | Лекционное |
Выбор (3ч) |
32 | 1 | | Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии, потерявшие престиж | Лекционное |
33 | 2 | | Деловая игра «Мировое кафе» | Практическое, игровое |
34 | 3 | | Урок-конференция «Моя профессия – мой выбор!» | Практическое, игровое |