Рабочая программа по кружку «В мире профессий» для 7 класса составлена на основе документов:
-Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ (действующая редакция 2016 г.);
- приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014);
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерацииот 20.05.2020г. №254 «Обутверждениифедеральногоперечняучебников,допущенныхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,основногообщего,среднегообщегообразования»;
- письма МинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот11.11.2021№03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихсяв2022/2023учебномгоду»;
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Воздвиженская ООШ», утвержденной приказом директора ОУ от 01 сентября 2021 г.
№ 140/2 «Об утверждении Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Воздвиженская ООШ»;
- программы Воспитания МБОУ «Воздвиженская ООШ» на 2020-2025 год Приказ №197 от 28.12.2020 г.;
-рабочая программа кружка разработана на основе проекта Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Профориентация» (основное общее образование»;
-учебного плана МБОУ «Воздвиженская основная общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год.
На изучение программы кружка «В мире профессий» в 7 классе по учебному плану МБОУ «Воздвиженская ООШ» в 2022 –2023 году выделено 33 часа, по 1 часу в неделю, (33 учебные недели).
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
Занятия включают в себя элементы теории, просмотры видео материалов, презентаций; применяется коллективное выполнение работы, проводятся практические и игровые занятия, викторины, конкурсы, соревнования, игровые тренинги.
Так как в учебном году 33 учебные недели, то на темы «Универсальные навыки», «Какой я», «Образовательная траектория» отводится по 2 часа меньше.
Календарно - тематическое планирование по кружку «Профессиональное самоопределение»
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика видов деятельности обучающихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» (5 часов) | Определение пути в выборе профессии | | |
1 | Начало пути к выбору профессии | Составление списка из 10—12 профессий, пред- ставителей которых школьники встречают по пути из дома в школу Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии» | | |
2 | Начало пути к выбору профессии | Проведения самоанализа своих способностей, желаний, возможностей | | |
3 | Мои сегодняшние профессиональные предпочтения | Нахождение соответствия между желанием приобрести именно эту профессию, востребованностью этой профессии в будущем | | |
4 | Мои сегодняшние профессиональные предпочтения | Формирование понимания того, что рынок труда очень быстро меняется и необходимо ориентироваться на актуальные профессии | | |
5 | Что важно для человека любой про- фессии | Реально оценивать свои способности, ориентируясь на успехи в школе, в кружках. | | |
| Универсальные навыки (12 часов) | Понимание, что для успешного трудоустройства в будущем необходимы такие качества как трудолюбие, терпение, умение общаться с людьми | | |
6 | Коммуникация | Развивать умение анализировать профессии | | |
7 | Коммуникация | Участие в дискуссии «Нужно ли современному человеку быть грамотным?» | | |
8 | Коммуникация | Участие в беседе о внешнем виде как источнике информации о чело- веке, о причинах использования смайликов вместо слов, о значении интонации в общении | | |
9 | Я тебя понимаю | Дискуссия о том, почему люди, которые пытаются понять других, реже становятся участниками конфликтов | | |
10 | Я тебя понимаю | Обсуждение того, насколько трудно признаться себе в наличии отрицательных качеств Самостоятельная работа: описать свои тревоги, переживания Обсуждение того, связаны ли они с наличием качеств, которые мешают человеку и требуют работы над собой. | | |
11 | Я тебя понимаю | Беседа о том, что умение анализировать свои поступки поро- ждает умение понимать поступки других | | |
12 | Моё личное про странство | Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным понятием Работа в парах: собственное определение понятия «личное пространство человека» Общее об- суждение: что значит это понятие для всей группы Участие в беседе о том, что нарушение лич- ного пространства человека может повлечь за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию | | |
13 | Моё личное пространство | Участие в беседе о том, что нарушение личного пространства человека может повлечь за собой тревогу, беспокойство, нервный срыв, агрессию | | |
14 | Конфликт и негативные эмоции | Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них возникают при упоминании слова «конфликт» Желающие вспоминают какую-нибудь конфликтную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась. | | |
15 | Конфликт и негативные эмоции | Составление общего списка возможных выходов из конфликта | | |
16 | Конфликт и негативные эмоции | . Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь положительные последствия, и если «да», то какие? | | |
17 | Конфликт и негативные эмоции | Работа в группах: школьники делятся на группы в зависимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, из- бегание, сотрудничество и компромисс); обсуждают плюсы и минусы выбранной стратегии. | | |
| Какой я? (10 часов) | | | |
18 | Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала | Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека Обсуждение причин разной продолжительности жизни человека в разных странах | | |
19 | Профессиональные риски, или Кто подумает о здоровье профессионала | Выяснение отличий физического и психического здоровья. Игра «Самая опасная для здоровья профессия» | | |
20 | Темперамент Память Внимание Особенности мышления | Участие в беседе о психологическом пор- трете человека, о возможностях развития памяти, внимания, критического и абстрактного мышления | | |
21 | Темперамент Память Внимание Особенности мышления | Участие в играх для развития зрительного, слухового внимания | | |
22 | Как узнать, какой я на самом деле | Участие в беседе о способности человека к познанию себя, о мотивах своих поступков и особенностях своего поведения | | |
23 | Как узнать, какой я на самом деле | Обсуждение вопроса о том, может ли человек с уверенностью сказать, что знает всё о себе самом Игра «Верю — не верю» | | |
24 | Секреты восприятия | Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся впервые Участие в игре «Кто это недостатки», игра «Комплимент» | | |
25 | Секреты восприятия | Обсуждение проблемы совпадения и несовпадения собственного мнения о себе с мнением окружающих . | | |
26 | Первый опыт самопрезентации | Участие в беседе о том, в каких ситуациях важно презентовать себя (при устройстве на работу, при публичном выступлении, при знакомстве со взрослым или сверстником, при совершении по- купок и т п ) Ролевая игра «Первое знакомство» | | |
27 | Первый опыт самопрезентации | Школьники формулируют перечень некоторых правил самопрезентации Индивидуальная работа, во время которой участники в течение минуты придумывают своё продолжение пословицы «По одёжке встречают, а по … провожают». | | |
| Образовательная траектория (6 часов) | | | |
28 | Ошибки, которые мы совершаем | Участие в беседе об ошибках в нашей жизни и их роли. | | |
29 | Ошибки, которые мы совершаем | Работа в парах: составление участниками списков ошибок, которые могут совершить и совершают выпускники в выборе профессии. | | |
30 | Я через 5, 10, 20,50 лет | Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в настоящем. | | |
31 | Я через 5, 10, 20,50 лет | Участие школьников в блиц-опросе о самых известных (знаменитых, успешных) людях разных профессий, о которых школьники знают (от известных физиков, изобретателей до лучшего кондитера или парикмахера города или посёлка) | | |
32 | Большая профориентационная игра | Участие школьников в беседе о предстоящей большой профориентационной игре, в ходе кото- рой школьникам предстоит сделать 7 шагов (от ранжирования на первом шаге группы карточек «Кто», «Что», «Где», до взвешивания на седьмом шаге сформулированных вариантов выбора направленности будущей профессиональной деятельности) | | |
33 | Большая профориентационная игра Итоговый урок | Участие в большой профориентационной игре. Подведение итогов. | | |
Итого: 33 часа |
____________________Соловьева И.В.
протокол №1 от 29 августа2022г.
Зам. Директора по УВР