РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности «Мир профессий»
для 6 класса
(разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, 2010 г.)
2016 г
Программа кружка внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава школы, Концепции модернизации российского образования в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Место кружка в учебном плане.
В основной школе кружок проводится в 6 классе. Учебный план составляет 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Цели и задачи кружка
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
организовать последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессии взрослых людей»;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, различных сферах человеческой деятельности;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к современным профессиям;
формировать активную жизненную позицию.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: ролевые игры, семинары, экскурсии, поисковая деятельность, беседы с представителями различных профессий, дидактические игры, работа с семьей
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, рефлексия.
Планируемые результаты кружка
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность,
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Мир профессий» школьник должен
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
Предприятия и учреждения города, Крыма
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации
Содержание программы
1. Введение в мир профессий. (7 часов)
Знакомство с курсом «Мир профессий ». Факторы, влияющие на выбор профессии
Типы профессий по предмету труда:
Профессии «Человек - человек». Медсестра, врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод. Экскурсии в больницу, магазин. Качества, необходимые для успешной работы с людьми.
Профессии «Человек - природа». Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др. Экскурсия в парк, ветлечебницу (по выбору).
Профессии «Человек - техника» Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: сварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист. Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать
Профессии «Человек – знаковая система». Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист и др.
Профессии «Человек - художественный образ». Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью: писатель, композитор, музыкант, артист, журналист и др. Создание произведений искусства - особый процесс. Творческие способности. Театр. Кукольный театр.
Ступени выбора профессии. Игра «Выбор профессии»
Я выбираю профессию, мне выбирают профессию. Тактика осуществления выбора ( Я хочу; Я могу; Мне надо) . Факторы выбора будущей профессии. Иллюзии, связанные с профессиями. Игра «Или-или». Упражнение «Мы творим мир профессии».
2. Основы профессионального выбора. (22 часа)
Склонности и интересы. Способности. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Продолжи рассказ».
Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.
Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)
Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения.
Мышление и развитие мышления.
Память и внимание, их развитие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти, внимания(кольца Ландольта).
Воображение и его роль в профессиональной деятельности.
Темперамент и его виды. Темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест на определение темперамента, ролевая игра «Разговор о выбираемой профессии».
Характер. Знакомство с понятием «характер».Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека. Упражнение «Символ моего дела». Профориентационная игра «Криминалисты».
Общение — основа человеческого бытия. Невербальное общение. Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Правила поведения в конфликте.
Воля. Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре».
Эмоции и чувства. Роль жизненных ценностей при выборе профессии.
Здоровье и выбор профессии. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии , карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители. Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Стрессоустойчивость. Определение к предрасположенности к стрессу. Методы снятия напряжения.
3. Планирование профессионального пути ( 5часов)
Развитие умений по принятию решений
Планирование профессионального пути
Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1. Введение в мир профессий. (7 часов) |
1 | Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии | 1 |
2 | Типы профессий по предмету труда | 5 |
3 | Ступени выбора профессии. | 1 |
2. Основы профессионального выбора. (22 часа) |
4 | Склонности и интересы. | 2 |
5 | Способности | 2 |
6 | Роль самооценки в выборе профессии. | 1 |
7 | Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо») | 1 |
8 | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения | 1 |
9 | Мышление и развитие мышления | 1 |
10 | Память и внимание, их развитие | 1 |
11 | Воображение и его роль в профессиональной деятельности | 1 |
12 | Темперамент и его виды | 1 |
13 | Характер | 1 |
14 | Общение — основа человеческого бытия | 1 |
15 | Невербальное общение | 1 |
16 | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | 1 |
17 | Правила поведения в конфликте | 1 |
18 | Воля | 1 |
19 | Эмоции и чувства | 1 |
20 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 2 |
21 | Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность | 2 |
3. Планирование профессионального пути ( 5 часов) |
22 | Развитие умений по принятию решений | 2 |
23 | Планирование профессионального пути | 2 |
24 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора | 1 |
Итого | 34 |
Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г
Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).
Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.
Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
Календарно-тематическое планирование (6 класс, 34 часа 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Основные виды учебной деятельности |
план | факт | план | факт | | |
1. Введение в мир профессий. (7 часов) |
1 | | | | Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии | Семинар-практикум |
2 | | | | Типы профессий по предмету труда «Человек - человек» | Семинар с элементами лекции |
3 | | | | Типы профессий по предмету труда «Человек - природа» | Семинар с элементами лекции |
4 | | | | Типы профессий по предмету труда «Человек - техника» | Семинар с элементами лекции |
5 | | | | Типы профессий по предмету труда «Человек – знаковая система» | Семинар с элементами лекции |
6 | | | | Типы профессий по предмету труда «Человек – художественный образ» | Семинар с элементами лекции |
7 | | | | Ступени выбора профессии. | Игра «Выбор профессии» |
2. Основы профессионального выбора. (22 часа) |
8 | | | | Склонности и интересы. | Тестирование «Карта интересов» |
9 | | | | Склонности и интересы. | Тестирование «Карта интересов» |
10 | | | | Способности | Тестирование |
11 | | | | Способности | Тестирование |
12 | | | | Роль самооценки в выборе профессии. | Определение самооценки методом тестирования |
13 | | | | Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо») | Семинар с элементами лекции |
14 | | | | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения | Диспут «Ступени выбора профессий» |
15 | | | | Мышление и развитие мышления | Семинар-практикум |
16 | | | | Память и внимание, их развитие | Семинар-практикум |
17 | | | | Воображение и его роль в профессиональной деятельности | Семинар-практикум |
18 | | | | Темперамент и его виды | Семинар с элементами лекции |
19 | | | | Характер | Семинар-практикум |
20 | | | | Общение — основа человеческого бытия | Семинар с элементами лекции, тренинга |
21 | | | | Невербальное общение | Семинар-практикум |
22 | | | | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | Семинар-практикум |
23 | | | | Правила поведения в конфликте | Семинар-практикум |
24 | | | | Воля | Семинар-практикум |
25 | | | | Эмоции и чувства | Семинар-практикум |
26 | | | | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | Семинар-практикум |
27 | | | | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | Семинар-практикум |
28 | | | | Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность | Семинар-практикум. |
29 | | | | Здоровье и выбор профессии | Беседа |
3. Планирование профессионального пути ( 5 часов) |
30 | | | | Развитие умений по принятию решений | Семинар-практикум. Решение проблемных задач |
31 | | | | Развитие умений по принятию решений | Семинар-практикум. Решение проблемных задач |
32 | | | | Планирование профессионального пути | Семинар-практикум. |
33 | | | | Планирование профессионального пути | Семинар-практикум. |
34 | | | | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора | |