СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Мир профессий" 6 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  и календарно-таматическое планирование кружка внеурочной деятельности "Мир профессий" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Мир профессий" 6 класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка внеурочной деятельности «Мир профессий»

для 6 класса

(разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, 2010 г.)


























2016 г

Программа кружка внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава школы, Концепции модернизации российского образования в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Место кружка в учебном плане.

В основной школе кружок проводится в 6 классе. Учебный план составляет 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.


Цели и задачи кружка

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

  • организовать последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессии взрослых людей»;

  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, различных сферах человеческой деятельности;

  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;

  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к современным профессиям;

  • формировать активную жизненную позицию.


Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы учебных занятий: ролевые игры, семинары, экскурсии, поисковая деятельность, беседы с представителями различных профессий, дидактические игры, работа с семьей

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, рефлексия.



Планируемые результаты кружка

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У ученика могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

  • ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

  • осуществлять исследовательскую деятельность,

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.



Предметные результаты

В результате изучения курса «Мир профессий» школьник должен

Знать:

  • Основные сферы профессиональной деятельности человека;

  • Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

  • Предприятия и учреждения города, Крыма

Уметь:

  • Оперировать основными понятиями и категориями;

  • Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

  • Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации





Содержание программы


1. Введение в мир профессий. (7 часов)

Знакомство с курсом «Мир профессий ». Факторы, влияющие на выбор профессии

Типы профессий по предмету труда:

Профессии «Человек - человек». Медсестра, врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод. Экскурсии в больницу, магазин. Качества, необходимые для успешной работы с людьми.
Профессии «Человек - природа». Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др. Экскурсия в парк, ветлечебницу (по выбору).
Профессии «Человек - техника» Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: сварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист. Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать
Профессии «Человек – знаковая система». Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист и др.
Профессии «Человек - художественный образ». Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью: писатель, композитор, музыкант, артист, журналист и др. Создание произведений искусства - особый процесс. Творческие способности. Театр. Кукольный театр.

Ступени выбора профессии. Игра «Выбор профессии»

Я выбираю профессию, мне выбирают профессию. Тактика осуществления выбора ( Я хочу; Я могу; Мне надо) . Факторы выбора будущей профессии. Иллюзии, связанные с профессиями. Игра «Или-или». Упражнение «Мы творим мир профессии».

2. Основы профессионального выбора. (22 часа)

Склонности и интересы. Способности. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Продолжи рассказ».

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.

Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения.

Мышление и развитие мышления.

Память и внимание, их развитие. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти, внимания(кольца Ландольта).

Воображение и его роль в профессиональной деятельности.

Темперамент и его виды.  Темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест на определение темперамента, ролевая игра «Разговор о выбираемой профессии».

Характер. Знакомство с понятием «характер».Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека. Упражнение «Символ моего дела». Профориентационная игра «Криминалисты».

Общение — основа человеческого бытия. Невербальное общение. Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Правила поведения в конфликте.

Воля. Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре».

Эмоции и чувства. Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии , карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители. Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Стрессоустойчивость. Определение к предрасположенности к стрессу. Методы снятия напряжения.

3. Планирование профессионального пути ( 5часов)

Развитие умений по принятию решений

Планирование профессионального пути

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора


Учебно-тематический план 6 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

1. Введение в мир профессий. (7 часов)

1

Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии

1

2

Типы профессий по предмету труда

5

3

Ступени выбора профессии.

1

2. Основы профессионального выбора. (22 часа)

4

Склонности и интересы.

2

5

Способности

2

6

Роль самооценки в выборе профессии.

1

7

Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)

1

8

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

1

9

Мышление и развитие мышления

1

10

Память и внимание, их развитие 

1

11

Воображение и его роль в профессиональной деятельности

1

12

Темперамент и его виды 

1

13

Характер

1

14

Общение — основа человеческого бытия

1

15

Невербальное общение

1

16

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1

17

Правила поведения в конфликте

1

18

Воля

1

19

Эмоции и чувства

1

20

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

21

Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность

2

3. Планирование профессионального пути ( 5 часов)

22

Развитие умений по принятию решений

2

23

Планирование профессионального пути

2

24

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора

1

Итого

34



Используемая литература:

  1. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г

  2. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  3. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  4. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.

  5. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

  6.  Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.- 272с.

  7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.

  8. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
    Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).

  9. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.

  10. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.

  11. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.-208 с.

  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.

  13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.- 125 с.

  14. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.

  15. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.


Календарно-тематическое планирование (6 класс, 34 часа 1 час в неделю)


№ п/п

Дата

Раздел, тема

Основные виды учебной деятельности

план

факт

план

факт



1. Введение в мир профессий. (7 часов)

1




Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии

Семинар-практикум

2




Типы профессий по предмету труда

«Человек - человек»

Семинар с элементами лекции

3




Типы профессий по предмету труда

«Человек - природа»

Семинар с элементами лекции

4




Типы профессий по предмету труда

«Человек - техника»

Семинар с элементами лекции

5




Типы профессий по предмету труда

«Человек – знаковая система»

Семинар с элементами лекции

6




Типы профессий по предмету труда

«Человек – художественный образ»

Семинар с элементами лекции

7




Ступени выбора профессии.

Игра «Выбор профессии»

2. Основы профессионального выбора. (22 часа)

8




Склонности и интересы.

Тестирование «Карта интересов»

9




Склонности и интересы.

Тестирование «Карта интересов»

10




Способности

Тестирование

11




Способности

Тестирование

12




Роль самооценки в выборе профессии.

Определение самооценки методом тестирования

13




Секреты выбора профессии («Хочу» — «Могу» — «Надо»)

Семинар с элементами лекции

14




Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения

Диспут «Ступени выбора профессий»

15




Мышление и развитие мышления

Семинар-практикум

16




Память и внимание, их развитие 

Семинар-практикум

17




Воображение и его роль в профессиональной деятельности

Семинар-практикум

18




Темперамент и его виды 

Семинар с элементами лекции

19




Характер

Семинар-практикум

20




Общение — основа человеческого бытия

Семинар с элементами лекции, тренинга

21




Невербальное общение

Семинар-практикум

22




Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

Семинар-практикум

23




Правила поведения в конфликте

Семинар-практикум

24




Воля

Семинар-практикум

25




Эмоции и чувства

Семинар-практикум

26




Роль жизненных ценностей при выборе профессии

Семинар-практикум

27




Роль жизненных ценностей при выборе профессии

Семинар-практикум

28




Здоровье и выбор профессии.

Профессиональная пригодность

Семинар-практикум.

29




Здоровье и выбор профессии

Беседа

3. Планирование профессионального пути ( 5 часов)

30




Развитие умений по принятию решений

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

31




Развитие умений по принятию решений

Семинар-практикум. Решение проблемных задач

32




Планирование профессионального пути

Семинар-практикум.

33




Планирование профессионального пути

Семинар-практикум.

34




Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!