ВЕБ-КВЕСТ – ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков»[6].
В век бурного информационного развития приходится осваивать новые формы, методы, информационные среды, различные виды интерактивности, интегрировать и внедрять их в образовательный процесс.
Одной из таких инновационных технологий, которая способствует нахождению нужной информации и учит анализировать ее, решая поставленные задачи, является web-квест.
Веб-квест – это образовательная технология, в рамках которой педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы. Такая технология позволяет работать в группах (от трех до пяти учащихся), развивает коммуникативность, лидерские качества каждого, повышает не только мотивацию к процессу получения знаний, но и ответственность за результаты собственной деятельности [1].
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом сайте или на различных веб-сайтах. Благодаря гиперссылкам, учащиеся работают в едином информационном пространстве, не ощущая разрозненности в данных и сложности в исполнении, а для кого-то не является существенным точное местонахождение той или иной информации [8].
Обучающемуся предлагается определенное задание, для выполнения которого ему нужно собрать материал в сети Интернете опираясь на ту или иную тему. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть учащиеся могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста обучающиеся либо представляют собственные веб-
страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или иной форме [3].
Для того, чтобы использовать веб-квест при обучении информатике, существует достаточно много причин [4]:
легкость способов включения Интернет в учебный процесс, при этом не требующих особых технических знаний;
веб-квест может выполняться как в индивидуальном порядке, так и группой, групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной;
при использовании достигаются определенные цели обучения, развивается язык – коммуникации и обмен информацией;
веб-квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно;
веб-квест способствует поиску интернет-информации для выполнения заданий преподавателя, что влияет на усиление знаний по работе и в воду запросов в поисковых системах, поощряет учиться независимо от учителя.
Веб-квест может помочь в организации самостоятельной работы учащихся. Обучающиеся воспринимают задания как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.
Технология web-квест позволяет реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве. Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов. Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся в полной мере раскрывать свои способности [2].
Использование данной технологии в образовательном процессе дает возможность:
заинтересовать обучающихся к изучению учебной дисциплины;
повысить мотивацию к обучению;
использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д
воспитывать информационную культуру учащихся; работать в группах [5].
Веб-квест может быть использован в следующих целях [7]:
для усвоения базовых знаний по дисциплине, разделу или теме урока, курса;
при систематизации усвоенных знаний;
при формировании навыков самоконтроля;
для мотивации к учению в целом;
для оказания учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Работа с web-квестом как с любым проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий от исполнителя. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.
Самый главный итог – обучающиеся, работая над проектом, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
Будилова, А.С. Использование веб-квестов при обучении компьютерной графике // Наука и перспективы. 2017. № 1 [Электронный ресурс]
URL: nip.esrae.ru/13-92 (дата обращения: 2017).
Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс]. URL: http://ito.bitpro.ru/1999 (дата обращения: 2017).
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/513088 (дата обращения: 2017).
Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест [Электронный ресурс]. URL: http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html (дата обращения: 2017).
Использование технологии веб-квест в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://kak.znate.ru/docs/index-973.html (дата обращения: 2017).
Министерство образования и науки Российской Федерации / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 2017).
Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя [Электронный ресурс]. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/2293/index-1138060.html (дата обращения: 2017).
Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной
деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения: 2017).