Автор: Чалабян Т.В.
МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»
Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
Технология Веб-квест
Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющего их критическое мышление.
Веб-квест способствует: формированию навыков поиска информации, способствует развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и расширению их словарного запаса, поощрению самостоятельности учеников.
В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа учащихся (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных автором – учителем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.
Другими словами, веб-квест – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.
Web-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Особенностью Web-квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания. Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательно-ориентированной деятельности: постановку проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.
УМК – учебник «Мировая художественная культура» 7-8 класс, под редакцией Г.И.Даниловой
Возрастная категория – 7-8 класс.
Продолжительность веб-квеста – 1-2 недели.
Веб-квест «Искусство, которое нельзя потерять!» https://promjislji.jimdo.com/html
https://www.youtube.com/watch?v=kbRvRjab77Y
Автор: Чалабян Татьяна Владимировна
Структура ВЕБ-КВЕСТА
Визитная карточка веб-квеста:
Цель веб-квеста – заинтересовать учащихся народными промыслами России
Цель проекта : Показ инновационных моментов деятельности, передать концептуальную идею педагогической системы в форме проблемных, практико- ориентированных, творческих заданий.
Задача: мотивировать творческую деятельность каждого участника. Апробировать методику и убедить в ее эффективности.
Цели:
познакомить с историей культуры нашей страны,промыслом, ее традициями и бытом России;
формировать у обучающихся предметную и метапредметную компетентность.
Задачи:
Образовательные:
формировать навыки информационной деятельности;
использовать информационное пространство сети Интернет для изучения художественной культуры России и для расширения сферы своей творческой деятельности;
совершенствовать навыки работы в компьютерных программах.
Развивающие:
развивать интерес к предметам “ мировая художественная культура”,”литература”, “информатика”, изобразительное искусство, “история”, формировать мотивацию обучения;
развивать творческие способности обучающихся;
развивать критическое мышление и умение собирать и анализировать материалы из различных источников, грамотно организовать собранный материал;
развивать коммуникативные умения, навыки публичного выступления.
Воспитательные:
формировать интерес к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы (в том числе – опубликованной в сети Интернет);
воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к культурному наследию народа;
формировать умение работать в группе, воспитывать культуру общения, коммуникативные навыки учащихся.
Предполагаемый результат
Создание
1. Памятки-буклета в формате Publisher , аналитики.
2. Презентации в формате Power Point с использованием видеоматериалов (любое использование текста, видеоматериалов, опубликованных на сайтах, допускается только при условии указания ссылки на источник публикации) для мастера-художника, искусствоведов.
В процессе работы над веб-квестом, вы познакомитесь с народными промыслами России. Проблема: Как мастерам художникам удаётся показать красоту элементов природы в предметах быта? Вы будите исследователями, ответите на поставленные вопросы и соберёте максимум информации.
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.
Сколько разнообразных, красивых вещей вокруг нас! Они создают нам радостное настроение, они украшают наш дом, мы на них любуемся, ими приятно пользоваться. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Это искусство возвращает нас к нашим корням, традициям, к природе, русский народ верил в то, что красота, созданная их руками, принесет счастье.
Гипотеза: Если не знакомить ребенка в детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств.
При проведении подготовительной работы к проекту, учитель приобщает учеников к систематической самостоятельной работе творческого характера (умение находить и анализировать нужную информацию). Такая самостоятельная работа, проявляет и развивает познавательную активность обучающихся, делает их более эрудированными, развивает такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
Данный проект развивает творческие способности обучающихся, формирует такие качества , как толерантность и патриотизм посредством изучения материала о культуре разных географических районов, в т. ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры; В проекте показана связь народного искусства с той местностью, где создавались изделия художественных промыслов. Ведь каждая территория неповторима по своей природе и населению и естественно, что территориальные особенности, менталитет, быт, традиции людей не могут не отразиться на характере создаваемой продукции.
Я уверена, что вы любите свою страну и гордитесь ее мастерами, которые создавали уникальные изделия декоративно-прикладного творчества. Кто может вспомнить, ЧТО означает словосочетание «Народные промыслы»? Что же такое «ремесло» и «промысел»? ответы учащихся.) Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» - плотник. Это слово обозначало и обозначает разные виды работы, преимущественно ручной. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая значимость умения.
Задание: Уважаемые путешественники!
Соберите информацию в соответствии с заданием по определенным направлениям. Оформите собранную информацию в виде презентации РowerPoint (любое использование текста, фото и видеоматериалов, опубликованных на сайтах, допускается только при условии указания ссылки на источник публикации) или оформите собранную информацию в виде памятки-буклета в Publisher.
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
Почему природу называют художницей всемогущей волшебницей?
Учитель: Народные промыслы всегда были отличительной чертой русского народа. Ни в одной стране мира вы не найдете такого разнообразия народного искусства, уходящего в глубь веков.
Ничто не сравнится по красоте и изяществу с вологодским и елецким кружевом, гжельским и скопинским фарфором, хохломской, городецкой, палехской и росписью. А как не упомянуть сейчас о русской матрешке из Сергиева Посада – символ России, которая пользуется самым большим спросом у иностранных гостей, приезжающих в Россию в качестве туристов и желающих приобрести сувениры. Кто не слышал о тульских самоварах, пряниках, оружие? Все знают каким спросом пользуются оренбургские пуховые платки.
Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми народными промыслами России.
С чего начать ?
Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
Внимательно изучите задание своей группы (роли).
Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной подтеме).
Изучите список предложенных вам ресурсов или найдите свои и исследуйте их.
Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке мировой художественной культуры.
Количество ролей :
Нужно разделиться на 3 группы по 4 - 5 человека и выбрать один из предложенных народных промыслов России. Также вы можете выбрать профессию кем бы вы хотели стать в своей группе: Мастер – художник, искусствовед, аналитик. Учащиеся разделены на три группы: мастера «Хохлома», мастера «Дымковская игрушка», мастера «Гжель». Учитель раздает картинки - пазлы с различными видами народных промыслов. Группы мастеров их собирают на время. Во время практической работы звучат русские народные песни. Народные промыслы и поговорки о труде: Дети по очереди называют пословицы о труде. - Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. - Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. - Каков мастер, такова и работа. - Хорошая работа два века живёт. - Делу время, потехе час. - Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт. - Голод не тётка, заставит работать. 1.Эта роспись На белом фарфоре – Синее небо, синее море Синь васильков, Колокольчиков звонких. Синие птицы На веточках тонких. (Гжель) Нарядная керамическая посуда – кувшины, кружки, блюда, тарелки, игрушки, покрытые белой эмалью, с росписью белой, синей, коричневой. Только синяя краска до 30 оттенков, от светло-голубого, до темно-синего. Гжельские чайники и чашки цветут колдовскими синими цветами . А изготавливают их всем на загляденье в 60 км. от Москвы в селе Гжель. 2. Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы. А ну, назови-ка меня! (Дымково.) - В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. Но чтобы детишки могли играть, нашлись в деревнях и пригородах замечательные выдумщики и умельцы. 3. Посуда не простая, А точно – золотая! С яркими узорчиками Ягодками и листочками. Называется она- (Золотая Хохлома) - Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Задание:1.Искусствоведы. Какая характерная особенность росписи? Вы выбрали для себя роль искусствоведа. Ваша задача – проанализировать наиболее значительные художественные достижения, которые связаны с народными промыслами России .Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной под теме. Это сэкономит ваше время. Какие мысли и чувства они вызывают у вас? Сделайте вывод о месте произведения и его роли в жизни народа. Рассмотрите шедевры народного творчества . Ответьте на вопрос: Как мастерам художникам удаётся показать красоту элементов природы в предметах быта? Сделайте вывод о характерных чертах и достижениях народного творчества. План работы: 1. Изучить историю возникновения промысла: в какое время появилось ремесло, обосновать географические и экономические предпосылки для возникновения этого промысла в данном регионе. 2. Изучить особенность данного промысла (технология, эстетика, традиции). 3. Проанализировать развитие промысла в настоящее время. 4. Обработать собранную информацию и представить ее в виде презентации Power Point. 5. Загрузить результаты своей работы в соответствующий раздел данного веб-квеста. |
Задание: 2 Мастера-художники.
Вы выбрали для себя роль мастера-художника. Ваша задача через искусства создания предметов быта, искусство народного промысла, выяснить отношение русского народа к природе. Научиться самому, изготавливать изделия своими руками (выполнить эскиз росписи изделия).
Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной подтеме (гжель, хохлома, дымковка), это сэкономит ваше время
Попробуйте создать собственную композицию –эскиз (из цветков, веток, трав,) символически отражая характерный стиль и содержание этого искусства. Сфотографируйте работу и включите в презентацию.
Для работы используйте предложенный список интернет-источников, найдите свои, исследуйте и проанализируйте их. Создайте презентацию в формате Power Point, используя видеоматериалы с YOU TUBE. Готовую работу присылаете на адрес электронной почты учителя.
Задание: 3 Аналитики – представляют результаты работы.
Вы выбрали для себя роль аналитика. Ваша задача – это изучить быт и традиции народов России. Сделайте вывод об отношении российского народа к традициям.
Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной подтеме ( промысел, традиционное устройство дома,быта, традиционная одежда),это сэкономит ваше время
Для работы используйте предложенный список интернет-источников, найдите свои, исследуйте и проанализируйте их. Создайте презентацию в формате Power Point, используя видеоматериалы с YOU TUBE, собственное видео. Оттветте на вопросы:
1. Нужно ли современную молодёжь привлекать к народным промыслам?
2. В чём преимущество такого хобби, в чём недостатки?
3. Почему природу называют художницей всемогущей волшебницей?
Итак, вам предстоит познакомиться с народными промыслами, культурой, традициями, народным искусством России . С «Искусством, которое нельзя потерять!»
В добрый путь! Желаю удачи!
Информация в помощь:
Перед вами открыт документ, при помощи гиперссылок переходите на сайт, находите информацию, обрабатываете её, оформляете в виде слайда или документа Word, представляете нашему вниманию.
Интернет-ресурсы, которые помогут вам в работе:
Гжель (материал из Википедии - свободной энциклопедии)
Официальный сайт ЗАО Объединение ГЖЕЛЬ
Русское народное искусство - ГЖЕЛЬ
Гжель (Славянские росписи)
Дымковская игрушка (материал из Википедии - свободной энциклопедии)
Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»
Дымковская игрушка Сайт Вятское Подворье
Хохлома (Славянские росписи)
Хохлома
Зарождение золотой хохломы.
Литература:
Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» ГЖЕЛЬ. Изд. Мозаика-синтез. Москва, 2013 г.
Гжель. Тетрадь для творчества. Серия «Чудо-мастерская». ООО ДРОФА. Москва, 2013 г.
Сказочная гжель. Учебное издание «Искусство -детям». Изд. Мозаика - синтез. Москва, 2013 г.
Чудесная гжель. Учебное издание «Искусство -детям». Изд. Мозаика - синтез. Москва, 2013 г.
Музыкальный ряд: «Незабудковая гжель» в исполнении Надежды Филатовой
Литературный ряд: стихотворение Л.Куликовой «Гжель»
Плакат «Гжель. Примеры узоров и орнаментов» Изд. Мозаика – синтез, Москва, 2013 г.
Плакат «Гжель. Работы современных мастеров» Изд. Мозаика – синтез, Москва, 2013 г.
Фильм из серии "Народные промыслы России": Синяя птица Гжель. (Автор сценария и режиссёр - Александр Касьянов. 2010 год
Иллюстрации взяты из литературы, указанной в списке, а также созданы лично автором презентации.
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/01/10/narodnye-promysly-v-sovremennoy-zhizni
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2014/11/30/prezentatsiya-rol-narodnykh-khudozhestvennykh
http://chelyabinsk-news.net/society/2014/08/04/39797.html
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
- дети умеют различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого его вида.
- у детей сформированы представления о народных промыслах, как о части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
- Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности;
- Видят красоту окружающего мира, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства.
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный. | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. Содержание проекта, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. | Методические рекомендации для возможности применения ИКТ-технологий. Показ приемов, используемых в процессе работы, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. | |
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово. | Организует обмен мнениями присутствующих, дать оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на проекте |
Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников.
Данная технология позволяет, как расширить предметные знания учащихся, систематизировать уже имеющиеся, а также развивает дополнительные навыки и умения, такие как умение работать в информационном пространстве, видеть межпредметные связи и уметь переносить полученные знания и умения в решение реальных практических задач.
Преимущества веб-квест технологии:
Экономия времени. Изучая тему только в урочное время невозможно охватить такой объем материала, какой будет выполнен в данном проекте.
Возможность работать по индивидуальному графику в школе вне урока или дома.
Возможность общения и вклад каждого участника в общее дело, развитие навыков командного решения проблем
Мотивация, основанная на ролевом статусе и возможности приобщиться к профессии.
Формирование навыков научно-исследовательской деятельности, работы с информацией, а также навыков публичных выступлений
Использование технологии веб-квест позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учителю, использовать свои творческие способности и индивидуальный стиль обучения и организации учебного процесса
5.Критерии оценки веб – квеста
Критерии | Обоснование критериев | Баллы |
Содержание |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания. Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме. Собранная информация не анализируется и не оценивается. | 10 5 0 |
Полнота раскрытия темы | Полно. Частично. Не раскрыта. | 10 5 0 |
Изложение аспектов темы | Изложены полно. Частично. Не изложены. | 10 5 0 |
Изложение стратегии решения проблемы | Изложена стратегия решения проблем. Процесс решения неполный. Процесс решения неточный или неправильный. | 10 5 0 |
Логика изложения информации | Логичное изложение материала Нарушение логики Отсутствие логики | 10 5 0 |
Самостоятельная работа группы |
Слаженная работа в группе | Четко спланированная работа группы Работа группы частично спланирована Не спланирована работа в группе | 5 3 0 |
Распределение ролей в группе | Вся деятельность равномерно распределена между членами | 5 |
Оценка «5» - 150 -120
Оценка «4» - 119 - 90
Оценка «3»- 89 -70
Оценка «2 – 69 – 0
послесловие
Я уверена, что , совершив с нами путешествие в народное творчество России, теперь вы ,не задумываясь, ответите на вопрос:
Что ассоциируется с такими понятиями, как красота, основательность, традиции, волнение, история, культура?
Если у вас еще остались силы, если вы полны желания постичь большего, то
Другие промыслы народов России ждут вас с искренним и теплым гостеприимством.
Я думаю Вам также будет интересно узнать об особенностях кухни, о создании других предметов , кружев, вышивки, посетить художественные музеи и галереи. Бороздя просторы интернета, вы сможете расширить свои познания!
Добро пожаловать в народные промыслы России!