СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Веб-квест «Искусство, которое нельзя потерять!»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе работы над веб-квестом,  вы  познакомитесь с народными промыслами России.  Проблема:  Как мастерам художникам   удаётся показать красоту элементов природы в предметах быта?   Вы будите исследователями, ответите  на поставленные вопросы и соберёте  максимум информации.

Просмотр содержимого документа
«Веб-квест «Искусство, которое нельзя потерять!»»

Автор: Чалабян Т.В.

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

Организация проектно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

Технология Веб-квест

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющего их критическое мышление.

Веб-квест способствует: формированию навыков поиска информации, способствует развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и расширению их словарного запаса, поощрению самостоятельности учеников.

В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа учащихся (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных автором – учителем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.

Другими словами, веб-квест – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.

Web-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Особенностью Web-квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания. Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательно-ориентированной деятельности: постановку проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

УМК – учебник «Мировая художественная культура» 7-8 класс,  под редакцией Г.И.Даниловой
Возрастная категория – 7-8  класс.
Продолжительность веб-квеста – 1-2 недели.

Веб-квест «Искусство, которое нельзя потерять!» https://promjislji.jimdo.com/html


https://www.youtube.com/watch?v=kbRvRjab77Y


Автор: Чалабян Татьяна Владимировна

Структура ВЕБ-КВЕСТА

  1. Визитная карточка веб-квеста:

Цель веб-квеста – заинтересовать учащихся народными промыслами России

Цель проекта : Показ инновационных моментов деятельности, передать концептуальную идею педагогической системы в форме проблемных, практико- ориентированных, творческих заданий.

Задача: мотивировать творческую деятельность каждого участника. Апробировать методику и убедить в ее эффективности.

Цели:

  • познакомить с историей культуры нашей страны,промыслом, ее традициями и бытом России;

  • формировать у обучающихся предметную и метапредметную компетентность.

Задачи:

  • Образовательные:

    • формировать навыки информационной деятельности;

    • использовать информационное пространство сети Интернет для изучения художественной культуры России и для расширения сферы своей творческой деятельности;

    • совершенствовать навыки работы в компьютерных программах.

  • Развивающие:

    • развивать интерес к предметам “ мировая художественная культура”,”литература”, “информатика”, изобразительное искусство, “история”, формировать мотивацию обучения;

    • развивать творческие способности обучающихся;

    • развивать критическое мышление и умение собирать и анализировать материалы из различных источников, грамотно организовать собранный материал;

    • развивать коммуникативные умения, навыки публичного выступления.

  • Воспитательные:

    • формировать интерес к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы (в том числе – опубликованной в сети Интернет);

    • воспитывать  интерес, уважение и бережное отношение к культурному наследию народа;

    • формировать умение работать в группе, воспитывать культуру общения, коммуникативные навыки учащихся.


Предполагаемый результат

Создание

1. Памятки-буклета в формате Publisher , аналитики.
2. Презентации в формате Power Point с использованием видеоматериалов   (любое использование текста,   видеоматериалов, опубликованных на сайтах, допускается только при условии указания ссылки на источник публикации) для  мастера-художника, искусствоведов.


В процессе работы над веб-квестом, вы познакомитесь с народными промыслами России. Проблема: Как мастерам художникам удаётся показать красоту элементов природы в предметах быта? Вы будите исследователями, ответите на поставленные вопросы и соберёте максимум информации.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. 

Сколько разнообразных, красивых вещей вокруг нас! Они создают нам радостное настроение, они украшают наш дом, мы на них любуемся, ими приятно пользоваться. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Это искусство возвращает нас к нашим корням, традициям, к природе, русский народ верил в то, что красота, созданная их руками, принесет счастье.

Гипотеза: Если не знакомить ребенка в детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств.


При   проведении  подготовительной  работы   к проекту,   учитель     приобщает  учеников к систематической самостоятельной работе творческого характера (умение находить и анализировать нужную информацию). Такая   самостоятельная работа,   проявляет и развивает познавательную активность обучающихся, делает их более эрудированными, развивает такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
 Данный  проект   развивает творческие способности  обучающихся,    формирует такие качества ,  как   толерантность и   патриотизм  посредством    изучения  материала  о культуре разных географических районов, в т. ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры;  В проекте   показана  связь народного искусства с той местностью, где создавались изделия художественных промыслов. Ведь каждая территория  неповторима по своей природе и населению и естественно, что территориальные особенности, менталитет, быт, традиции людей не могут не отразиться на характере создаваемой продукции.



Я уверена, что вы любите свою страну и гордитесь ее мастерами, которые создавали уникальные изделия декоративно-прикладного творчества. Кто может вспомнить, ЧТО означает словосочетание «Народные промыслы»? Что же такое «ремесло» и «промысел»? ответы учащихся.) Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» - плотник. Это слово обозначало и обозначает разные виды работы, преимущественно ручной. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая значимость умения.

Задание: Уважаемые путешественники!

Соберите информацию в соответствии с заданием по определенным направлениям. Оформите собранную информацию в виде презентации  РowerPoint (любое использование текста, фото и видеоматериалов, опубликованных на сайтах, допускается только при условии указания ссылки на источник публикации) или  оформите собранную информацию в виде памятки-буклета в Publisher.


Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Почему природу называют художницей всемогущей волшебницей?

Учитель: Народные промыслы всегда были отличительной чертой русского народа. Ни в одной стране мира вы не найдете такого разнообразия народного искусства, уходящего в глубь веков.

Ничто не сравнится по красоте и изяществу с вологодским и елецким кружевом, гжельским и скопинским фарфором, хохломской, городецкой, палехской и росписью. А как не упомянуть сейчас о русской матрешке из Сергиева Посада – символ России, которая пользуется самым большим спросом у иностранных гостей, приезжающих в Россию в качестве туристов и желающих приобрести сувениры. Кто не слышал о тульских самоварах, пряниках, оружие? Все знают каким спросом пользуются оренбургские пуховые платки.

Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми народными промыслами России.


  С чего начать ?

  1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.

  2. Внимательно изучите задание своей группы (роли).

  3. Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной подтеме).

  4. Изучите список предложенных вам ресурсов или найдите свои и исследуйте их.

  5. Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке мировой художественной культуры.

Количество ролей :

Нужно разделиться на 3 группы по 4 - 5 человека и выбрать один из предложенных народных промыслов России.  Также вы можете выбрать профессию кем бы вы хотели стать в своей группе: Мастер – художник, искусствовед, аналитик.

 Учащиеся разделены на три группы: мастера «Хохлома», мастера «Дымковская игрушка», мастера «Гжель». Учитель раздает картинки - пазлы с различными видами народных промыслов. Группы мастеров их собирают на время. Во время практической работы звучат русские народные песни.

Народные промыслы и поговорки о труде:


Дети по очереди называют пословицы о труде.

- Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

- Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.

- Каков мастер, такова и работа.

- Хорошая работа два века живёт.

- Делу время, потехе час.

- Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт.

- Голод не тётка, заставит работать.    


1.Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких. (Гжель)

Нарядная керамическая посуда – кувшины, кружки, блюда, тарелки, игрушки, покрытые белой эмалью, с росписью белой, синей, коричневой. Только синяя краска до 30 оттенков, от светло-голубого, до темно-синего. Гжельские чайники и чашки цветут колдовскими синими цветами . А изготавливают их всем на загляденье в 60 км. от Москвы в селе Гжель.

2. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымково.)

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. Но чтобы детишки могли играть, нашлись в деревнях и пригородах замечательные выдумщики и умельцы.

3. Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она- (Золотая Хохлома)

- Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе  Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. 

Задание:1.Искусствоведы. Какая характерная особенность росписи?


Вы выбрали для себя роль искусствоведа. Ваша задача – проанализировать наиболее значительные художественные достижения, которые связаны с народными промыслами России .Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной под теме. Это сэкономит ваше время. Какие мысли и чувства они вызывают у вас? Сделайте вывод о месте произведения и его роли в жизни народа.
Рассмотрите шедевры народного творчества . Ответьте на вопрос: Как мастерам художникам удаётся показать красоту элементов природы в предметах быта? Сделайте вывод о характерных чертах и достижениях народного творчества.

План работы:

1.      Изучить историю возникновения промысла: в какое время появилось ремесло, обосновать географические и экономические предпосылки для возникновения этого промысла в данном регионе. 2.      Изучить особенность данного промысла (технология, эстетика, традиции).

3.      Проанализировать развитие промысла в настоящее время.

4.      Обработать собранную информацию и представить ее в виде презентации Power Point.

5.      Загрузить результаты своей работы в соответствующий раздел данного веб-квеста.

Задание: 2 Мастера-художники.

Вы выбрали для себя роль мастера-художника. Ваша задача через искусства создания предметов быта, искусство народного промысла, выяснить отношение русского народа к природе. Научиться самому, изготавливать изделия своими руками (выполнить эскиз росписи изделия).
Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной подтеме (гжель, хохлома, дымковка), это сэкономит ваше время
Попробуйте создать собственную композицию –эскиз (из цветков, веток, трав,) символически отражая характерный стиль и содержание этого искусства. Сфотографируйте  работу и включите в презентацию.
Для работы используйте предложенный список интернет-источников, найдите свои, исследуйте и проанализируйте их. Создайте  презентацию в формате  Power Point, используя видеоматериалы с YOU TUBE. Готовую работу  присылаете на адрес электронной почты учителя.

Задание: 3 Аналитики – представляют результаты работы.

Вы выбрали для себя роль аналитика. Ваша задача – это изучить быт  и традиции народов России. Сделайте вывод об отношении российского народа к традициям.
Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретной подтеме ( промысел, традиционное устройство дома,быта, традиционная одежда),это сэкономит ваше время
Для работы используйте предложенный список интернет-источников, найдите свои, исследуйте и проанализируйте их. Создайте презентацию в формате  Power Point, используя видеоматериалы с YOU TUBE, собственное видео. Оттветте на вопросы:

1. Нужно ли современную молодёжь привлекать к народным промыслам?

2.  В чём преимущество такого хобби, в чём недостатки?

3. Почему природу называют художницей всемогущей волшебницей?


Итак, вам предстоит познакомиться с народными промыслами, культурой, традициями, народным искусством России . С «Искусством, которое нельзя потерять!»

В добрый путь! Желаю удачи!



Информация в помощь:

Перед вами открыт документ, при помощи гиперссылок переходите на сайт, находите информацию, обрабатываете её, оформляете в виде слайда или документа Word, представляете нашему вниманию.

Интернет-ресурсы, которые помогут вам в работе:

Гжель (материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Официальный сайт ЗАО Объединение ГЖЕЛЬ

Русское народное искусство - ГЖЕЛЬ

Гжель (Славянские росписи)

Дымковская игрушка (материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка Сайт Вятское Подворье

Хохлома (Славянские росписи)

Хохлома

Зарождение золотой хохломы.

Литература:

    • Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» ГЖЕЛЬ. Изд. Мозаика-синтез. Москва, 2013 г.

    • Гжель. Тетрадь для творчества. Серия «Чудо-мастерская». ООО ДРОФА. Москва, 2013 г.

    • Сказочная гжель. Учебное издание «Искусство -детям». Изд. Мозаика - синтез. Москва, 2013 г.

    • Чудесная гжель. Учебное издание «Искусство -детям». Изд. Мозаика - синтез. Москва, 2013 г.

    • Музыкальный ряд:  «Незабудковая гжель» в исполнении Надежды Филатовой

    • Литературный ряд: стихотворение Л.Куликовой «Гжель»

    • Плакат «Гжель. Примеры узоров и орнаментов» Изд. Мозаика – синтез, Москва, 2013 г.

    • Плакат «Гжель. Работы современных мастеров» Изд. Мозаика – синтез, Москва, 2013 г.

    • Фильм из серии "Народные промыслы России": Синяя птица Гжель. (Автор сценария и режиссёр - Александр Касьянов. 2010 год

    • Иллюстрации взяты из литературы, указанной в списке, а также созданы лично автором презентации.

  1. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/01/10/narodnye-promysly-v-sovremennoy-zhizni

  2. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2014/11/30/prezentatsiya-rol-narodnykh-khudozhestvennykh

  3. http://chelyabinsk-news.net/society/2014/08/04/39797.html


  Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

  - дети умеют различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого его вида.

-  у детей сформированы представления о народных промыслах, как о части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;

- Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности;

-  Видят красоту окружающего мира, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства.


Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный.


Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть.
Содержание проекта, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации для возможности применения ИКТ-технологий. Показ приемов, используемых в процессе работы, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.


Афиширование- представление выполненных работ.


Заключительное слово.

Организует обмен мнениями присутствующих, дать оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на проекте



Технология веб-квеста носит универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, умений из различных источников.

Данная технология позволяет, как расширить предметные знания учащихся, систематизировать уже имеющиеся, а также развивает дополнительные навыки и умения, такие как умение работать в информационном пространстве, видеть межпредметные связи и уметь переносить полученные знания и умения в решение реальных практических задач.

Преимущества веб-квест технологии:

    1. Экономия времени. Изучая тему только в урочное время невозможно охватить такой объем материала, какой будет выполнен в данном проекте.

    2. Возможность работать по индивидуальному графику в школе вне урока или дома.

    3. Возможность общения и вклад каждого участника в общее дело, развитие навыков командного решения проблем

    4. Мотивация, основанная на ролевом статусе и возможности приобщиться к профессии.

    5. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности, работы с информацией, а также навыков публичных выступлений

Использование технологии веб-квест позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учителю, использовать свои творческие способности и индивидуальный стиль обучения и организации учебного процесса


5.Критерии оценки веб – квеста

Критерии

Обоснование критериев

Баллы

Содержание

Понимание задания


 Работа демонстрирует точное понимание задания.

 Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

 Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме. Собранная информация не анализируется и не оценивается.



10

5



0

Полнота раскрытия темы


 Полно.

 Частично.

 Не раскрыта.



10

5

0

Изложение аспектов темы


 Изложены полно.

 Частично.

 Не изложены.



10

5

0

Изложение стратегии решения проблемы


 Изложена стратегия решения проблем.

 Процесс решения неполный.

 Процесс решения неточный или неправильный.



10

5

0

Логика изложения информации


 Логичное изложение материала

 Нарушение логики

 Отсутствие логики



10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе


 Четко спланированная работа группы

 Работа группы частично спланирована

 Не спланирована работа в группе



5

3

0

Распределение ролей в группе


 Вся деятельность равномерно распределена между членами



5



Оценка «5» - 150 -120

Оценка «4» - 119 - 90

Оценка «3»- 89 -70

Оценка «2 – 69 – 0





послесловие

Я уверена, что , совершив с нами  путешествие в народное творчество России, теперь вы ,не задумываясь,  ответите на вопрос:

Что ассоциируется с такими понятиями, как красота, основательность, традиции, волнение, история, культура? 


Если у вас еще остались силы, если вы полны желания постичь большего, то

 Другие промыслы народов России ждут вас с искренним и теплым гостеприимством.

Я думаю Вам также будет интересно узнать   об особенностях кухни, о создании других предметов , кружев, вышивки, посетить художественные музеи и галереи. Бороздя просторы интернета, вы сможете расширить свои познания!

 Добро пожаловать в народные промыслы России!