Web – квест как средство формирования информационной компетентности у обучающихся
Повсеместная информатизация ставит перед образованием проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений в жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.
Эффективное использование информационной среды и защита от негативных ее воздействий также имеет важное значение. Обучение в школе должно обеспечить формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.
Формирование навыков информационной деятельности — задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Одна из таких технологий —Web-квест. Изучение данной технологии, применение ее на практике очень актуально.
Проблему разработки и использования Web -квестов в учебном процессе активно изучают зарубежные и отечественные ученые.
В классическом понимании Web-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются Интернет-ресурсы. Как отмечает В. Шмидт, Web -квесты — это мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Благодаря такому конструктивному подходу к обучению, учащиеся не только подбирают и упорядочивают информацию, полученную из Интернета, но и направляют свою деятельность на поставленную перед ними учебную задачу. Web-квест от поисковой деятельности в Интернете отличается тем, что он имеет более узкую направленность и дает использовать учебное время более эффективно для достижения поставленной цели.
Web-квесты могут рассматривать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа web-квестов: для кратковременной и длительной работы.
Перед разработкой Web-квеста учитель должен подготовиться, следуя этапам:
Определение темы. Учитель задает тему и создает проблемную ситуацию. Определение ролей участников.
Вербализация задачи. Учитель конкретизирует задачу в рамках выбранной темы. При этом он четко определяет итоговый результат самостоятельной работы школьников, задает серию вопросов, на которые нужно найти ответы, очерчивает проблему, которую нужно решить.
Задачи для web-квестов классифицируются по следующим типам: задания для объяснения, исследовательские задачи, оценочные, креативные, аналитические, научные задачи, задания для самопроверки, достижения консенсуса, журналистское задание, детектив. Так же нужно выбрать форму, в которой ученики получат задание (в виде презентации, текста или рисунка).
Выбор платформы. выбрать сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания web-квеста. Такими платформами могут быть: blogspot , Jimdo, http://zunal.com/, http://www.ucoz.ua/ и другие. Для неподготовленных пользователей требуются дополнительные навыки по созданию сайтов на данных платформах.
Подбор Интернет-ресурсов. Учитель заранее подбирает и предлагает школьникам список ссылок на Интернет-ресурсы (названия сайтов по указанным адресам и краткой аннотацией). Такая подборка создается для того, чтобы ученики учились использовать полученную информацию с практической целью и не забредали «куда не нужно».
Система оценивания. Определить количество баллов, начисляемых за ответ на тот или иной вопрос. Продумать критерии оценки презентации или другой творческой работы. Критериями могут быть: понимание темы, результат работы, творческий подход.
Фактически, в результате работы по данной технологии ученики должны создать собственную web-страницу, или web-сайт. При необходимости форма отчета может быть выбрана в виде презентации или документа.
Работа обучающихся по технологии web – квест происходит по следующим этапам:
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. На данном этапе развиваются личностные, регулятивные, коммуникативные УУД.
Ролевой этап предполагает
Индивидуальную работу в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта или отчета
На данном этапе развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов могут принимать участие как преподаватели, так и учащиеся.
На данном этапе развиваются регулятивные, коммуникативные УУД.
Подводя итог можно сказать, что Web-квест является достаточно сложной формой работы как для учащихся, так и для преподавателя. У обучаемых он направлен на развитие навыков аналитического и творческого мышления, информационной компетенции. Преподаватель, создающий web-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и ИКТ компетенции. Но все трудности окупаются необыкновенно интересной работой и открывает новые возможности и в методике образования и в усовершенствовании знаний.
1