СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Веб-квест технология в образовательном процессе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке расказывается о преимуществах веб-квеста, даются рекомендации по их исготовлению, а также предлагаются готовые авторские веб-квесты

Просмотр содержимого документа
«"Веб-квест технология в образовательном процессе"»

Муниципальное казенное учреждение Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская общеобразовательная школа»

______________________________________________________________________________

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина. 51 А: тел: 8 (30131)41-540; 41-454; факс41-454 barguzin.school@yandex.ru























Методическая разработка «Веб-квест технология в образовательном процессе»

















Автор : Кашеня Г.В., учитель истории и обществознания







Баргузин

Введение

XXI век требует новых подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления.

Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие учащихся к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции1.

В современном мире на ребенка идет поток информации, однако, в силу своих психологических особенностей, человек не может ее освоить в полном объеме. Поэтому перед педагогом стоит задача так организовать образовательную деятельность, чтобы формировать у учащихся умение и навыки самостоятельного поиска, умения собирать и анализировать информацию, а так же оценивать,  представлять и передавать её. Для реализации предъявляемых требований, в своей педагогической практике я использую веб-квест технологию.

   

Веб-квест в образовательной среде.

Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития значимых компетенций. Информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения и в дистанционной среде, начиная от способов представления учебного материала и заканчивая вариантами проверки знаний и контроля успеваемости.

Применение веб-квест технологии позволяет решить ряд задач, среди которых на первый план выдвигаются следующие: развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между учащимися; развитие познавательных УУД, общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.); обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения; плодотворно общаться и взаимодействовать в группе по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), результативно разрешать конфликты; обеспечение релаксации участников образовательного процесса и т.д.

«Quest» в переводе с английского языка – поиски, искомый предмет2. Данная педагогическая (образовательная) технология была разработана в 1995 году Б. Додж и Т. Марчем в США. Образовательные веб-квесты представляют собой один или несколько веб-сайтов, с которыми работают обучающиеся, выполняя поставленную задачу. Основной принцип реализации – отбор, систематизация и использование обучающимися информации, которая находится на различных веб-сайтах, для самостоятельной или коллективной работы. Результат работы учащихся оформляется в виде презентаций, плакатов, сценок и др. Работы могут публиковаться также в виде веб-страниц и веб-сайтов. Осуществляя такой подход, преподаватель организует образовательный процесс более продуктивно, соединяя и комбинируя всевозможные электронные и информационные ресурсы различными способами. В результате использования подобной технологии происходит стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активирование их творческих способностей и навыков проблемного мышления.

Разработчики данной технологии выделяют виды веб-квестов по сроку выполнения задания: краткосрочный (рассчитан на переработку большого объема информации – 1–3 занятия) и долгосрочный (направлен на уточнение и расширение знаний, преобразование освоенного материала в форму базы данных, интерактивного рассказа, документа, описывающего анализ противоречивой ситуации; выдвигает положение (мнение, теорию), которое обучающимся необходимо одобрить или опровергнуть; выполнение может быть рассчитано на одну неделю, месяц, полугодие, год или другой срок).

Существует классификация веб-квестов, где критерием служит характер учебной задачи. Таких веб-квестов более 10, среди них:

а) аналитическая задача – поиск и систематизация информации;

б) пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников;

в) творческое задание – работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

г) убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

д) оценка – обоснование определенной точки зрения и др.3

Веб-квест, как правило, состоит из следующих частей (блоков):

1. Введение (предназначено для привлечения интереса обучающихся).

2. Задание (описывает конечный продукт деятельности).

3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов или прикрепленные файлы, в которых содержится необходимая информация).

4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы обучающихся).

5. Заключение (подведение итогов)4

По своей сути веб-квест — это дидактическая структура, в рамках которой преподаватель совершенствует творческую поисковую деятельность учащихся с помощью сети Интернет, направляя ее на самостоятельное решение поставленной проблемы — с привлечением для этой цели знаний из разных областей.

Образовательный квест, как метод обучения: технология разработки, конкретные примеры.

Мною были разработаны и созданы следующее веб квесты:

Веб-квест «Космическое путешествие» (создан на платформе Google), посвящен 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос. Ребятам предлагается отправиться в увлекательное космическое путешествие. У детей есть уникальная возможность увидеть собственными глазами планеты солнечной системы, оценить красоту нашей планеты Земля с космической высоты и познакомиться с удивительными людьми, которые уже побывали в космосе. Для этого необходимо объединитесь по ролям (т. е. в группы) и начать космическое путешествие-исследование». Знакомясь с различными источниками, ребята отвечают на вопросы, выполняют творческие задания в гуугл форме. По окончанию игры, дети получают диплом участника.

Веб-квест «Куликовская битва» (создан на платформе Google), для учащихся 6 классов. Ученикам предстоит отправиться в XIV век, чтобы ответить на вопрос: "Почему русский народ победил в Куликовской битве 1380 году? Для решения данной проблемы  детям предлагается выбрать роли, объединиться в группы и начать путешествие- исследование.

План действия каждого члена группы:
1.Выбор роли, поиск информации (изучить список информационных ресурсов, составить план поиска информации).
2.Объединение по интересам (из общего материала выбрать наиболее интересный, оформить в виде мультимедийной презентации, буклета,  таблицы). Учащиеся защищают свои работы на уроке, после защиты проводится рефлексия и оценивание.

Веб квест «Загадки княгини Ольги» (создан на платформе Google). В данном веб-квесте перед учащимся ставиться проблемный вопрос «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святой, история — Мудрую».

Задание: Приведите аргументы, подтверждающие, что Ольга была достойна каждого из этих прозвищ. Ребятам предлагаются на выбор роли, ставятся задачи и даются ресурсы, для решения задач. Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление. Защита работы происходит на уроке истории. После защиты работ проводится индивидуальная рефлексия ( дети отвечают на вопросы выходной анкеты, оценивают свою работу и работу всей группы).

Веб-квест «Сословный быт в 17 веке» (создан на платформе Google), для учащихся 7 класса. Ребятам предлагается отправиться в путешествие и получить ответы на следующие вопросы:

1. В чём проявилось влияние культуры европейских стран на культуру России в 17 веке?

2.  «В повседневной жизни каких сословий есть черты, схожие с жизнью современных людей?» 

Ученики выбирают роли, работают с различными источниками. Результаты своей работы представляют в форме презентации и защищают на уроке истории.

Веб-квест «Просвещенный абсолютизм» (создан на платформе Jimdo) для учащихся 8 классов. Ключевым словом к нашему квесту станет “Просвещенный абсолютизм” – политика Екатерины Великой,   провозгласившей основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской философией Просвещения. Так ли было на самом деле, и о ком Екатерина больше всего заботилась в своей империи? Ответы на эти вопросы вы узнаете, выполнив задания данного квеста.  Результаты работы учащиеся представляет в форме лэпбуков, презентации, таблицы.

Веб-квест «Восстание декабристов» (создан на платформе Jimdo) для учащихся 9 классов. Перед учениками ставится проблемный вопрос. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:  ! «Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение»?! Задача ребят, используя исторические знания, привести аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и аргументы, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Для этого ребятам необходимо определиться, какую точку зрения они будут подтверждать. Объединиться по ролям (т. е. в группы) и начать путешествие-исследование. Продуктом будет презентация.

Веб-квест «Государственные символы России» (создан на платформе Google) для учащихся 5 классов. В ходе выполнения квеста, ребятам предстоит проследить историю формирования государственной символики России.

Веб-квест «Навстречу будущему» (создан на платформе Google) по профориентации учащихся. Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий. Ребятам предлагается принять участие в интересном и увлекательном путешествии в Мир Профессий. Перед выбором ролей учащиеся проходят тест по направлениям :"ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК", "ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА", "ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ", "ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА","ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА". Ребятам даются практические советы при выборе профессии.

Веб –квест «Путешествие в историю», «Восточные славяне» созданы на патформе Learnis. Learnis поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно. Не нужно устанавливать на компьютер программы или владеть навыками программирования. Просто выберите уже готовые квесты из каталога и адаптируйте задания для своего предмета. Веб-квесты создаю и в программе Power Point (пример в Приложении 1)

Разработав серию веб-квестов, я использовую ее в последующие годы, не только экономя время, но и сделав процесс обучения и контроля увлекательным и современным. Веб-квесты развивают у учащихся навыки, необходимые для человека XXI века: умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, самостоятельно и творчески мыслить, объективно оценивать свои достижения.

Инструкция по созданию веб-квестов прилагается (Приложение 2).

Веб-квесты прикреплены к моему персональному сайту в разделе «Методическая копилка» https://galinakashenya.jimdofree.com/методическая-копилка/

Используемая литература:

1. Бобровских, О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка) [Электронный ресурс] / О.Н. Бобровских // Интернетжурнал «Эйдос»

2. Брэббс, Ф. Web-квест. Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами [Электронный ресурс] / Ф. Брэббс; пер. О. Корчажкиной // Учительская газ

3. Кытманова, Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Кытманова // Электронный журнал «Вестн. Моск. гос. обл. ун-та»

4. https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/Введение_в_технологию_веб-квест











https://youtu.be/xAMIblwoMQ4 (Ссылка на семинар для Воронежской области)

1 https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/Введение_в_технологию_веб-квест

2 Мюллер, В.К. Новый большой англо-русский словарь [Текст] / В.К. Мюллер. – М.: Альта-Принт, 2007. – 590 с

3 . Бобровских, О.Н. Использование веб-квестов в обучении [Электронный ресурс] / О.Н. Бобровских // Интернетжурнал «Эйдос».

4 Брэббс, Ф. Web-квест. Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами [Электронный ресурс] / Ф. Брэббс; пер. О. Корчажкиной // Учительская газ

4