Вебинар «Мои ресурсы»
Ответственный: педагог-психолог Васильева Ю.В.
Дата проведения: 26.05.2020, 28.05.2020
Цель: ознакомить с понятием «Ресурсные состояния», ключевыми понятиями темы, ознакомить с психологическими техниками по осознанию ресурсов и прокачке ресурсов.
Оборудование: презентация, бумага, ручки.
Тема «Ресурсы. Ресурсные состояния»
Представьте себе поезд и его исходная точка это пункт А, конечная точка это пункт В. Чтобы ему пройти путь, нужно топливо, т.е. ресурс. Ресурс — это некое электричество, энергия, бензин для движения и действия, сила, которая позволяет ему совершать ту работу, которая у него есть.
Человеческие Ресурсы – это психические возможности человека по поддержанию здоровья и благополучия на внутриличностном, социальном и средовом уровнях.
Понятие «ресурс» и близкое к нему понятие «потенциал» широко используется в психологии.
Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к использованию внутренних потенциалов, имеющихся у него резервов и дополнительных ресурсов (внутренних и внешних).
Ресурс – это любое действие, явление, качество, которое снижает уровень вашего напряжения до оптимального тонуса.
Психологически ресурсное состояние - состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Ресурсное состояние – это наполненное, сбалансированное, ровное, гармоничное состояние. В этом состоянии нам хорошо.
Ресурсное состояние — это такое состояние, когда человек чувствует себя хорошо и способен адекватно выполнять действовать выполнять те задачи, которые перед ним стоят. В деловой сфере он способен зарабатывать деньги, в семье способен заботится о самом себе, о супруге, о детях и родственниках. Он эффективен во всех сферах жизни, которые для него актуальны. Он эффективный мастер своей жизни. У него на всё хватает сил.
Что важнее, физический или психологический ресурс, обсуждать неправильно: важны оба.
Какие бывают проблемные зоны? Если говорить в терминах ресурса, то проблемной зоной является утечка этой энергии. Другими словами вместо того, чтобы быть эффективным, человек свою энергию куда-то сливает, раздаёт "добрым людям".
Давайте подумаем, какие способы слива существуют?
Слишком сильно помогать другим, не оставляя себе ничего. Вместо того, чтобы следовать своим целям, человек занимается чужими целями, помогает другим.
Когда я что-то планировала и рассказала об этом другим людям. Как будто что-то отдала энергию своей мечты и своей цели другим людям.
Разбазаривание энергии через разговоры, социальные сети и т.д.
Когда человек не реализует свои планы, когда вместо действия он пассивно лежит, шлифует диван.
Эти состояния слива ресурса часто сопровождаются внутренними ощущениями, например:
Страха. Если я буду действовать в незнакомой мне сфере, то это страшно лучше не действовать.
Бессилия. Я — никто, и звать меня никак. Я недостаточно хорош, компетентен, прав, чтобы заявлять своё мнение, отстаивать свою позицию, следовать своим целям.
Вины. Я виноват, я в долгу перед другими, именно поэтому я должен им помогать, а не себе.
Слив энергии обосновывается некими убеждениями, привычками, шаблонами. Часто эти шаблоны вырабатываются в очень раннем детстве. И человек может сам себя впоследствии убедить, что со мной всегда так было. Я такой и есть. Я самый великолепный помощник. И именно в этом моё счастье, моё призвание. На самом деле когда-то всё это ему кто-то внушил, кто-то его к этому приучил.
Практическая часть: выявление ресурсов
Выполнение упражнения «Три мешочка».
Каждый из нас в жизни реализует определенную стратегию и хочет в идеале стать человеком с определенными личностными качествами, развивать их. Кто-то хочет стать добрее, кто-то умнее, кто-то честнее и порядочнее, кто-то успешнее и т.д. представьте себя через 10, затем через 20, а затем через - 30 лет. Каким человеком вы хотите стать, если сейчас нарисуете себе этот идеальный образ себя?
Инструкция: Итак, перед вами 3 мешочка. В каждом из них содержится одно личностное качество. И если открыть мешочек – то оно станет Вашим. Вы станете более…каким-то.
Опишите подробно, что это за мешочки – какие они? Как Вы их видите? Опишите все характеристики, которые заметите.
Проективная методика "32 двери"
Это быстрая проективная методика, позволяющая определить актуальные желания, тенденции и ценности личности. Итак...Что нужно сделать?
1. Посмотри на эти двери.
2. Выбери ту, которая привлекает твое внимание почему-то именно сейчас.
3. Открой и войди.
4. Опиши, что ты видишь.
5. Подумай, почему именно это? Как это для тебя? Почему важно увидеть это именно сейчас?
Важное ресурсное состояние – это состояние/ощущение безопасности. Для его восстановления предлагаю выполнить упражнения «Мой щит».
Инструкция: вам предъявляются утверждения. Начертите на листе бумаги «солнце», заполняя каждый луч, Запишите три (можно более) ответа на каждый вопрос.
Кто я?
Место моей безопасности (где вы чувствуете себя защищенно, комфортно).
Моё самое большое достижение в жизни (чем вы гордитесь).
Люди (имена), которым я могу доверять.
Слова, которые я хотел бы о себе услышать.
Мои сильные стороны.
Мои мечты, цели.
Техника "Мое будущее" (автор - Мария Минакова) – это техника, позволяющей результативно работать с ленью. Итак...
Принципы работы техники: Мы предлагаем клиенту задуматься над вопросом о том, что будет дальше, 1) Если НЕ сделать того, что ему делать лень.2) Если сделать то, что ему делать лень.
Для этого в 2х экземплярах рисуется линия жизни и анализируются точки индивидуального будущего во времени. Слева на оси ставится точка настоящего ("Сейчас" или "Настоящее").
Справа относительно точки "Сейчас" анализируются 5 моментов времени:
Через 1 день
Через 1 неделю
Через 1 месяц
Через 1 год
Через 10 лет
Выбираем занятие. Определите 1 занятие, которое вызывает у Вас лень - и делать его не хочется (это, например, может быть что-то, связанное с работой, учебой, выполнением домашних дел, спортом, вредными привычками и др.).
Берем лист и чертим 2 линии. Возьмите лист бумаги А4. На листе нарисуйте 2 одинаковые горизонтальные линии (одну под другой). Это Ваша будущая жизнь (2 альтернативных ее варианта). Крайняя слева точка - это настоящее, тот момент времени, в котором Вы находитесь сейчас.
Наносим 5 отметок – моментов времени. Верхняя линия - это Ваша жизнь, если НЕ сделаете того, по отношению к чему ленитесь. Нижняя - это Ваша жизнь, если сделаете. Нанесите на листе на каждой линии справа от первой точки еще 5 точек, отметьте их и подпишите: «через 1 день», «через 1 неделю», «через 1 месяц», «через 1 год», «через 10 лет».
Подписываем точки содержательно. Вам нужно кратко и РЕАЛИСТИЧНО подписать, что происходит в каждой точке. Как именно то, что Вы сделали или не сделали, влияет на Вашу дальнейшую жизнь.
Итоговый вопрос клиенту: «Хотите ли Вы так жить?». Делаем выводы. Что Вы поняли в процессе выполнения методики? Стоит ли это делать? Что еще?
Практическая часть. Сохранять свое ресурсное состояние также критически важно.
А как перевести человека из состояния «Б» (из апатии) в состояние «А» (ощущение прилива сил)?
Эту задачку решает каждый отдельно взятый человек регулярно или, хотя бы, периодически. Какие, навскидку, можно предложить варианты?
Вариант 1й. Подождать. Есть такая вещь, которая называется циркадные ритмы (любые циклически повторяющиеся физиологические процессы в организме человека). Управляется гормонально (эпифизом), и позволяет восстанавливать силы. Плюсы - это вариант физиологический и безопасный. Не работает тогда, когда человек оказывается в ситуациях выраженного истощения психики (дистресс, депрессия, невроз).
Вариант 2й. Допинг. Это любое средство, которое механически и быстро переведет вас в расслабленно-спокойное состояние. По сути, использование допинга – это и есть путь формирования зависимости (курение, ожирение, алкоголизм, наркомания и т.д.)
Вариант 3й. Лекарства. БАДы, ноотропы, иммуномодуляторы, адаптогены, гормоны и далее по списку. Походят любителям волшебных белых пилюль, которые позволяют НЕ думать. Но рождают своего рода еще одну зависимость (от спасительных пилюль). И, зачастую, обладают списком побочных эффектов и ограничением по сроку применения.
Вариант 4й. Воспользоваться психологическими ресурсами.
Для формирования ресурсного состояния предлагаем посмотреть Видеоролики «Похлопывания», «Аплодисменты здоровья», упражнение «Как избавиться от тревоги и страхов».
Практика «Гимнастика мозга».
Пол Деннисон поделился набором простых упражнений, при выполнении которых мозг насыщается кислородом, в нем образуются новые нейронные связи, стабилизируется работа левого и правого полушарий. Несколько минут в день — и результат не заставит себя ждать. Упражнения (представлены на слайдах презентации): «Ухо-нос», «Энергизатор», «Зеркальное рисование», «Крюки», «Сова», «Святоша», «Слон». Дополнительно, можно практиковать:
1/ ладошка-кулак-ребро (одной рукой и двумя сразу)
2.пальцами одной руки знак ОК, другой V, потом поменять знаки на руках.
3. кулак с отогнутым пальцем смотрит на себя и влево, другая раскрытая рука с оттопыренным большим пальцем на себя приставлена в кулак, на счет три поменять руки местами.