Вебквест в проектой деятельности
Федеральные государственные стандарты разных направлений подготовки в пункте 7.1 «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» четко определяют интерактивных форм и методы проведения занятий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся»
Веб – квест и метод проектов нашли достойное место среди педагогических технологий обеспечивающих требования ФГОС, так как их особенностями являются: групповая форма деятельности, наличие элементов ролевой игры, возможность реализации межпредметных связей, самостоятельная работа студентов, накопление опыта применения полученных практических знаний и, наконец, активное использование интернет-ресурсов развивающих ИКТ компетенции.
Цель работы: формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности школьников на улице, дома, на дороге, за компьютером в процессе исследовательской работы.
Задачи: Выявить, зафиксировать и обратить внимание на опасные объекты, расположенные на территории, прилегающей к школе и дому, разработать карту проблем, информировать учащихся школы и родителей об опасных маршрутах, представить карту безопасных траекторий, выявить проблемы безопасного поведения дома, информировать учеников о безопасном поведении дома.
Результаты образовательной деятельности: умение интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе.
Используя не только теоретические знания, полученные на уроках, но и собственный опыт , создаются условия для формирования у учащихся опыта принятия самостоятельного решения, вырабатывается модель поведения в той или иной ситуации.
Развиваются познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные качества, являющиеся составляющей целостного образования. Формируются компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика; общекультурные компетенции, одной из составляющих которой является культура безопасности жизнедеятельности; коммуникативные компетенции, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе; компетенции личностного самосовершенствования.
Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующей схеме:
1. Введение: Цель этого раздела - подготовить и “зацепить” учащегося. Введение содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.
2. Задание: Это исследовательская часть, т.к. задание должно заставлять учащихся на основании фактов смотреть дальше, изучая взаимосвязь предметов и событий, отделяя истинные знания от ложных.
3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Формирование УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Развивается одна из социально – значимых компетентностей – информационная компетентность. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Типы веб-квестов:
кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;
долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.
Для успешной реализации данного метода требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. Веб-квест можно создать как самостоятельный сайт, но существуют и более простые вариант - это сайты-конструкторы веб-квестов или образовательные порталы понятно, что обязательным условием является – наличие Интернет, а преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Учащиеся могут работать над веб-квестом как в рамках занятий, так и самостоятельно - внеаудиторно.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.