СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечные темы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает развивать речь, вести спор правильно

Просмотр содержимого документа
«Вечные темы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

Урок литературы





ФИО учителя: Соина Ирина Павловна

Место работы: МКОУ «Рождественская СОШ» Поворинский район.

Класс: 10

Предмет: Литература

Тема: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Цель: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

Задачи:

образовательные:

  1. Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;

  2. провести наблюдение над умением вести спор данных героев.



развивающие:



  1. Способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

  2. способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

  3. способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

  4. способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

  5. развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения.

воспитательные:

  1. воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

  2. воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Методы обучения:

Формирование социальных компетенций учащихся.

Проблемный метод обучения.

Метод активного диалога.

Форма организации учащихся:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока:

обобщение изученного материала.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Время проведения: 2 урока

Задачи урока:

Ι. Образовательные: познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.

  • Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к культурным и литературным памятникам;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

  • уважение к ценностям семьи;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.



Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать; Познавательные:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.



Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты.

Литература:

1. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

Применение технологии квест при работе с подростками обосновывается тем, что именно в среднем и старшем школьном возрасте обостряется вопрос общения, взаимодействия учащихся. Кроме того, в процессе обучения происходит уход от игровой деятельности. Таким образом, нередко, дети, начиная с младшего подросткового возраста, сталкиваются с рутинностью обучения. В свою очередь квест успешно справляется с возникающими на этапе подросткового возраста педагогическими задачами. Он то и дело ставит ребёнка в ситуацию выбора, заинтересовывает и побуждает анализировать, решать интеллектуальные и физические задачи, искать новые творческие пути решения, взаимодействовать с окружающим пространством и людьми.

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных для чтения. Это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Идея игры проста: команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Задания должны быть максимально интересными, оригинальными, подходящими под тему урока.

Этапы работы по организации квеста:

1.  Организация рабочей группы.

Определяется состав рабочей группы по разработке сценария литературного квеста, выбирается руководитель группы и ответственные за направления работы.

2.   Определение целей и задач квеста.

Определяется цель проведения квеста и круг задач, которые решаются посредством организации данного мероприятия. В работе над нашим квестом были сформулированы следующие цели и задачи.

Цель квеста:  продвижение книги и чтения в молодежной среде.

Задачи:

          1).  Внедрение инновационных технологий и форм работы с учащимися во внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС ООО.

          2).  Привлечение учащихся к чтению классической русской литературы.

         3). Популяризация деятельности и услуг библиотечного информационного центра образовательного учреждения.

3.    Отбор материала и сбор реквизита.

При отборе материала учитывается цель квеста, интересы и потребности участников игры, исторический аспект и реалии времени.





УУД

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.








личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе;

личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

личностные: формирование навыков самооценки.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.



Элементы структуры

Содержание

Название

Тайна дома Тургеневых

Направленность квеста

Квест по литературе посвящен двухсотлетию со дня рождения И.С. Тургенева

Цель и задачи

Цель: создавать условия для овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной исследовательской деятельности посредством приобщения учащихся к литературному творчеству русских писателей (на примере творчества И.С. Тургенева).

Задачи:

1) прививать любовь к культуре и литературным традициям своей страны;

2) способствовать осознанию и пониманию семьи как ценности;

3) создавать условия для организации конструктивного диалога со сверстниками, старшими школьниками;

4) учить уважать других людей, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

5) расширить представления о творческой биографии писателя И.С. Тургенева.

Планируемые результаты

Предметные: усвоены основные вехи творческой биографии И.С. Тургенева; освоен навык определения литературного персонажа по словесному описанию; умеют давать определения устаревшим словам.

Воспитательные:

Первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности.

Второго уровня: формирование у обучающихся позитивного отношения к базовым ценностям и к социальной реальности в целом.

Третьего уровня: получение обучающимися опыта моделирования самостоятельного социального действия.

Личностные:

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

  • освоение традиций, культуры родной страны;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

  • любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к культурным и литературным памятникам;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

  • уважение к ценностям семьи;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Продолжительность

60 минут

Возраст учащихся

10 класс

Легенда

Учащиеся узнают о том, что И.С. Тургенев оставил послание юным читателям 21 века. Однако ознакомиться с ним ученики смогут только после того, как пройдут испытания и раскроют тайну дома Тургеневых.

Квест-герои

Помощники – герои рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева: Павлуша, Илюша, Федя, Костя.

Основное задание

Разгадка тайны дома Тургеневых.

Сюжет и продвижение по нему

Команды выполняют задания, которые приведены в следующем разделе. После успешного выполнения задания, команда получает свой пазл – элемент герба.

Этапы квеста:

  1. «Тропою И.С. Тургенева» (испытание проводит Павлуша).

  2. «Опять увидеть их мне суждено судьбой» (испытание проводит Илюша).

  3. «Четвероногая история» (испытание проводит Федя).

  4. «Уточним детали» (испытание проводит Костя).

Задания

«Тропою И.С. Тургенева»

Ответить на 5 вопросов.

  1. Год рождения И. С. Тургенева. (1818)

  2. Как называется имение Варвары Петровны, матери Тургенева? (Спасское-Лутовиново)

  3. Какое образование получил И. С. Тургенев? (Поступил на словесное отделение Московского университета, затем перевелся в Петербургский университет и закончил там филологическое отделение философского факультета, получил специальное философское образование в Берлинском университете)

  4. Какое увлечение Тургеневу передалось от матери? (любовь к птицам, в доме по желанию матери повсюду были развешены клетки с щеглами, чижами, синицами)

  5. В какой стране находился И. С. Тургенев в последний год своей жизни? (Франция)

«Опять увидеть их мне суждено судьбой».

Назвать произведение и героя по словесному описанию персонажей.

  • «Лицо третьего, …., было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня…» (Илюша «Бежин луг», «Записки охотника»)

  • «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…» (Герасим, «Му-му»)

  • «Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. …. (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. … был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду» (Калиныч, «Хорь и Калиныч» «Записки охотника»)

«Четвероногая история»

В цепочке букв нужно найти имена героев из рассказа «Му-му».

ПАУПШГАВРИЛАСИППМВАНДРЕИЧМИРМРТАТЬЯНАЬМТАПОРКАПИТОНРО

«Уточним детали»

Объяснить значение следующих слов и словосочетиний из произведений Ивана Сергеевича Тургенева.

  • Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.

  • Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.

  • Онучипортянки, обмотки для ног под сапоги или лапти.

  • Козюли (по-орловскому) – змеи.

  • Ягдташохотничья сумка для дичи.

«Темная лошадка»

Задание выполняют все команды вместе.

Участники должны ответить на вопросы:

  1. Однажды в Спасское-Лутовиново приехал поэт, баснописец Иван Иванович Дмитриев. Маленький Ваня знал несколько из его басен. Встал в середину зала и громко прочел одну из них. Баснописец растаял от умиления. А Ваня подошел к нему и заявил: …. Что сказал Иван Сергеевич Ивану Дмитриеву? (Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова гораздо лучше)

  2. B мoлoдocти бyдyщий пиcaтeль мeчтaл выглядeть кaк нacтoящий дeнди, oднaкo нe cлишкoм в этoм пpeycпeвaл. Он нepeдкo пoявлялcя нa пyбликe в cинeм фpaкe, нa кoтopoм выдeлялиcь зoлoтыe пyгoвицы в фopмe львиныx гoлoв. Когда Ивaн Сергеевич пoлyчaл oбpaзoвaниe в Гepмaнии, рoдитeли peгyляpнo выcылaли eмy дeньги, кoтopыe oн c зaвидным пocтoянcтвoм тpaнжиpил, зaбывaя дaжe пoблaгoдapить. Oн нacтoлькo пoиcтpaтилcя, чтo oднaжды для тoгo, чтoбы пoлyчить oчepeднyю пocылкy из дoмa, coбиpaл бyквaльнo пocлeдниe гpoши. Kaкoвo жe былo eгo paзoчapoвaниe, кoгдa oн yвидeл coдepжимoe пocылки: ….. Taк eгo мaть peшилa выpaзить cвoe нeyдoвoльcтвиe. Cчитaeтcя, чтo имeннo пocлe этoгo бyдyщий pyccкий клaccик peшил взятьcя зa yм. Что же было в посылке? (Кирпичи)

  3. В 1838 году произошел один случай. Когда двадцатилетний Иван плыл в Германию на учёбу, на его корабле случился пожар. Будущий автор «Му-му» испугался настолько, что …. Что сделал И.С. Тургенев? Почему ему было за это очень стыдно? (Расталкивал женщин и детей у спасательных шлюпок и даже обещал одному из матросов крупную взятку от богатой матушки за своё спасение. Самое интересное, что судно затонуло недалеко от берега и спастись удалось всем без исключения).

Навигаторы

Подсказка 1. Павлуша – мой любимый герой. Его сила заключалась в житейской мудрости, наблюдательности и логической точности. Павел ждет вас там, где все знания приобретаются с помощью логики и расчета. А по соседству расположен глобус. (Кабинет № 11)

Подсказка 2. Как вы помните, двенадцатилетний Илюша был знатоком народных историй, преданий, быличек. Он ждет вас там, где можно увидеть предметы старины, узнать прошлое своей родины. (Кабинет №18)

Подсказка 3. Федя, как известно, ни в чем не нуждался, воспитывался в семье с достатком, поэтому он ждет вас там, где всегда тепло и сытно. (Столовая)

Подсказка 4. Костя вызывал мое любопытство своим задумчивым взором. Его глаза, казалось, хотели что-то сказать, для чего на языке не было слов. Мальчик ждет вас там, где учат говорить, развивают дар слова. (кабинет № 15)

Ресурсы

На подготовительном этапе учащимся предлагаются для изучения следующие ресурсы:

  1. Тексты произведений «Му-му», «Бежин луг», «Хорь и Калиныч».

  2. Материалы учебника под редакцией В.Я. Коровиной 5 и 6 класс по творчеству И.С. Тургенева.

  3. Просмотр учебного фильма «Мой живой журнал. И.С. Тургенев».

Дополнительные ресурсы ученики изучают самостоятельно.

Итог квеста – образовательный продукт

Разгадана тайна дома Тургеневых. Учащиеся узнают о существовании герба, его описании.

Награждение.



1.Узнайте персонажей романа по следующим характеристикам. 



  1. …барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного…

  2. …человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями…обнаженная красная рука…ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом…

  3. Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро…

  4. …это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…

  5. …увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий…

  6. …девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами…

  7. …потертый и проворный старичок, с выцветшими желтыми волосами, выветренным, красным лицом и крошечными слезинками в съеженных глазах, неожиданно предстал… в своей коротенькой чуйке из толстого серо-сиреневого сукна, подпоясанный ременным обрывочком, и в дегтярных сапогах…

  8. …высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца…

  9. …кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке…

…На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове…




2.Кому принадлежит предмет? Правила: на слайде перед участниками несколько фотографий. Задача – угадать, кому принадлежит данный предмет на фотографии.




3. Вопросы по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».



1. Когда начинаются действия романа?

2. Как зовут отца Аркадия? Охарактеризуйте его.

3. В чем приехали Аркадий и Базаров в имение Кирсановых?

4. Как зовут друга Аркадия, нигилиста? Чем примечательна его внешность.

5. Что означало слово «кандидат» в те времена?

6.Что примечательного в пейзаже по дороге в Марьино?

7. Кто встретил приехавших хозяев?

8. Как зовут дядю Аркадия? Чем примечательна его внешность?

9. Как прошел первый совместный ужин?

10. Что Базаров говорил о поколении отцов Аркадию?

11. За чем и куда отправился Базаров на следующее после их приезда утро?

12. Что Аркадий рассказал отцу и дяде о друге?

13. О чем была первая беседа Базарова и Павла Петровича?

14. Какую историю о дяде рассказал Аркадий Базарову?

15. Какое кольцо подарил Павел Петрович княгине Р.?

16. Что Базаров говорил о любви?

17. Как Николай Петрович познакомился с Фенечкой?

18. Как Базаров оценил имение Кирсановых?

19. Какие дни в Марьино считались лучшими в году

20. Какую книгу Аркадий отобрал у отца? А какую дал взамен?

21. Почему Николай Петрович загрустил после услышанного разговора Базарова с сыном?

22. В чем он заметил « следы барства»?

23. Кто такие Ситников и Кукшина?

24. Что поразило Аркадия на балу у губернатора?

25. Кем был увлечен Аркадий на балу? Чем примечательна была ее внешность?

26. Каким был первый разговор Базарова и Одинцовой?

27. Какая разница между умным и глупым человеком, по представлению Базарова?

28. Почему время у Одинцовых для Аркадия и Базарова пролетело птицей?

29. Кто такой Тимофеич?

30. Почему и для чего Одинцова изменила свой неизменяемый распорядок дня?

31.Что выбрала Одинцова после объяснения с Базаровым?

32. Как встретили друзей родители Евгения?

33. В чем состояло честолюбие Василия Ивановича относительно сына?

34. В чем предназначение человека, по словам Аркадия?

35. Как проходил второй круг путешествий Базарова?

36. Из-за чего произошла дуэль Базарова и Павла Петровича?

4.Конкурс «Великий и могучий». Командам предлагается восстановить пропущенное слово в авторском тексте, проводится стилистический эксперимент: наблюдение над образностью и выразительностью языка писателя.

1) «Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет________ ; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит» (червяком)

2) «Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и ________ жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою» (сонливо)

5.Конкурс «Одиссея»

Зерно событий заронилось,

Пора пришла, оно случилось…

1) Отправляясь в путешествие вслед за логикой последовательности событий романа, восстановите пропущенное звено логической цепочки:

Нигилизм – испытание любовью – разочарование (смерть Базарова)

2)Развитие сюжета романа:

Марьино – Никольское - деревенька родителей Базарова, продолжите ход сюжета романа. (Марьино – Никольское – деревенька Базаровых)



4.   Правила квеста.

Литературный квест к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» рассчитан на возрастную категорию учащихся 10 классов. Для успешного прохождения квеста учащиеся должны ознакомиться с текстом романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Для игры формируется команда (команды) из 10 человек. В течение всей игры команда находится внутри одного кабинета, дверь которого закрыта на ключ. Игрокам необходимо выполнить все задания, чтобы найти ключ от входной двери и выйти.

Во время квеста в кабинете вместе с командой находится наблюдатель, функция которого следить за соблюдением установленных правил участниками игры. Также в пользовании наблюдателя находится телефон для связи команды с рабочей группой квеста с целью получения подсказки (команда имеет право на три подсказки).

5.            Инструктаж участников, объяснение правил игры.

Уважаемые участники квеста!

Наш квест посвящен знаменитому роману «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Каждая команда, находясь внутри своего кабинета, будет решать этот вопрос. Конечная цель – найти ключ от кабинета и выйти на свободу.

Для того чтобы успешно пройти квест, Вам необходимо ознакомиться со следующими правилами:

  1. Вам рекомендуется быть внимательными к каждой детали: предмету, цифре, цвету и т.д.

  2. К реквизиту квеста запрещается прилагать физические усилия: нельзя ничего отрывать, ломать, рвать.

  3. Зоны, которые не играют, обозначены значком красного цвета «СТОП КВЕСТ».

  4. Вам предоставляется возможность использовать три подсказки. Воспользоваться ими можно через наблюдателя квеста, у которого для данной цели есть мобильный телефон. Вам запрещено входить с мобильными телефонами в кабинет, где проходит квест.

6.   Проведение квеста.

Проведение квеста также включает несколько этапов:

I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).

II этап. Прохождение командой (командами) квеста и выполнение заданий.

III этап. Сбор команды (команд) после завершения квеста и осуществление обратной связи (ответы участников на вопросы представителя рабочей группы, выявляющие осознанность принятых решений на основании найденных улик), подведение итогов игры.

IV этап. Подведение итогов и награждение победителей (при условии участия нескольких команд).



Слово учителя:

Да будет ночь, звезда, свеча

И переполненность неспетым;

Рука да будет горяча,

Да будет утро, но с рассветом.

Да будет солнце сквозь листву,

Да будет дождь, летящий косо,

Да будет мир, и знак вопроса

В конце строки: Зачем живу?


Список литературы


  1. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

  2. Агеева И. Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Метод. пособие. – М.: Сфера,2006. – 240 с.

  3. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.

  4. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2014.

  5. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

  6. Бельская Л. Л. Литературные викторины. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 301 с.

  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с. – (Сер. «Мастера психологии»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!