Раздел: Ведение
Дисциплина: Биология
Группа________Дата___________
Тема: Введение. Биология как наука.
Цель: Ознакомить обучающихся с краткой историей развития биологии.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания обучающихся о биологии как комплексной науке, познакомить с основными открытиями ученых, внесших вклад в развитие биологии.
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету биологии.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и деятельности отечественных ученых.
Тип: получение новых знаний.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к теме, учебники, дополнительный материал, портреты ученых-биологов, тест для закрепления.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала
3. Физкультминутка
4. Закрепление
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поздравляю с началом учебного года! Всех желаю трудолюбия, терпения, хороших отметок!
Староста, озвучьте отсутствующих. Настрой обучающихся на занятие.
II. Изучение нового материала
-Что означает термин «Биология»? (от греч.bios-жизнь и logos- учение). Наука о жизни.
Более развернутое определение на стр.6 учебника.
Термин «биология» в 1802г. Предложили независимо друг от друга Ж.Б.Ламарк и Г.Р. Тревиранус.
Преподаватель озвучивает численность живых организмов на Земле (500 тыс. видов высших растений, примерно 1,5 млн. видов животных, сотни тысяч видов грибов и прокариот. Примерно 2 млн. видов живых существ по мнению ученых еще не открыто).
Задачи общей биологии:
изучение закономерностей биологических явлений и процессов, характерных для живого.
изучение причин многообразия живых организмов.
выяснение законов возникновения и развития жизни на Земле.
Биология включает в себя ряд наук. Составление кластера (центральное слово-Биология) : зоология, ботаника, анатомия, физиология. Внутри них: ихтиология, энтомология, арахнология
Биология граничит с другими науками, так возникли новые направления: биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология, биометрия и др.
- Какие достижения современной биологии вам известны? ( ……………………………………..….. )
- Каких ученых-биологов вы знаете? ( ………………………………………………………………….. )
Далее индивидуальная работа по заполнению таблицы, пользуясь дополнительным материалом (приложение 1).
Вклад ученых в развитие биологии
Этап | Ученый | Вклад в развитие |
| | |
III. Физкультминутка
IV. Закрепление
Тест для закрепления (Приложение 2)
V. Домашнее задание
§ учебник стр. 5-8, закончить заполнение таблицы.
По выбору: Составьте кроссворд на тему «История развития биологии».
VI. Рефлексия
Закончи предложения:
Сегодня на уроке я…………………………
Было особо интересно……………………
Мне захотелось узнать……………………….
(Выставление оценок)
Приложение 1
Корни современной биологии корнями уходят в цивилизации прошлых тысячелетий: Древний Рим, Древнюю Грецию (Античность).
1. Первый ученый который основал научную медицинскую школу был Гиппократ (примерно 460-370 до н.э.). Он считал, что у каждой болезни есть причины и их можно узнать, изучая строение человеческого организма. По настоящее время врачи торжественно произносят клятву Гиппократа, обещая хранить врачебную тайну и ни при каких обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи.
2. Аристотель (384-322 до н.э.) также внес вклад в развитие биологии. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он называл «общественным животным, наделённым разумом».
3. Клавдий Гален (130-200) заложил основы анатомии.
Наступили средние века или «темное время» в Европе.
4. Абу Али Ибн Сина (Авиценна)-980-1037 (Азия)
5. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмет аль-Бируни -973-1050 (Анатомы)
Началась эпоха Возрождения.
Это самый благоприятный период в развитии биологии и всех естественных наук в целом. Это время зачастую называют «Золотым». Открытие новых земель послужило расширению сведений и описанию неизвестных ранее животных и растений.
6. Леонардо да Винчи (1452-1519)- изучал строение человеческого тела, описал многие растения.
7. Андреас Везалия (1514-1564) –труд «Строение человеческого тела».
8. Уильям Гарвей (1578-1657)-открыл кровообращение.
Наконец в конце 16 века изобрели микроскоп.
9. Карл Линней (1707-1778)- предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную номенклатуру видов.
10. Карл Эрнст Бэр (1792-1876)- Эмбриолог.профессор Петербургской медико-хирургической академии установил, что зародыши всех животных на ранних этапах своего развития схожи, тем самым сформулировал закон зародышего сходства.
11. Жан Батист Ламарк (1774-1829)- попытался создать теорию эволюции живого мира.
12. Жорж Кювье (1769-1832)-создал палеонтологию.
13. Теодор Шванн (1810-1882) и Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881)- создатели клеточной теории.
14. Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882)-основатель эволюционного учения.
15. Грегор Иоганн Мендель (1822-1884)- основоположник генетики.
16. Роберт Кох (1843-1910)-основатель микробиологии.
17. Луи Пастер (1822-1895), Илья Ильич Мечников (1845-1916)-основоположники иммунологии.
18. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)-заложил основы ВНД, Иван Петрович Павлов (1849-1936)-учение об условных рефлексах.
Наступил 20 век.
19. Гуго де Фриз (1848-1935)-мутационная теория.
20. Томас Хант Морган (1866-1945)- хромосомная теория наследственности.
21. Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963)-учение о факторах эволюции.
22. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)- учение о биосфере.
23. Александр Флеминг (1881-1955)- открытие антибиотиков.
24. Джеймс Уотсон(р. 1928г.) и Фрэнсис Крик (1916-2004)- установили структуру ДНК.
И многие др. ученые которых невозможно перечислить.
Приложение 2
Тест для закрепления
Вариант 1
1. Термин биология первыми стали использовать независимо друг от друга знаменитый ученый-эволюционист…………… и зоолог ............................................. .
а) Г.Р. Тревиранус б) Жорж Кювьей в) Жан- Батист Ламарк г) Карл Линней
2. Общая биология — наука, изучающая:
а) все явления природы б) строение растений и животных в) функционирование растений и животных г) основные закономерности живой природы
3. Сколько по мнению ученых на Земле существует не открытых видов:
а) не менее 2 млн. б) 1 млн. в) 300 тыс. г) 1 тыс.
Тест для закрепления
Вариант 2
1. Биология включает в себя ряд наук (напишите не менее трех)………………………………….
2. В каком году был предложен термин «биология»: а) 1971г. б) 1825г. в) 1812г. г) 1802 г.
3. Изобретение какого прибора позволило заглянуть в мир клетки:
а) лупа б) подзорная труба в) микроскоп г) аппарат УЗИ
Тест для закрепления
Вариант 1
1. Термин биология первыми стали использовать независимо друг от друга знаменитый ученый-эволюционист…………… и зоолог ............................................. .
а) Г.Р. Тревиранус б) Жорж Кювьей в) Жан- Батист Ламарк г) Карл Линней
2. Общая биология — наука, изучающая:
а) все явления природы б) строение растений и животных в) функционирование растений и животных г) основные закономерности живой природы
3. Сколько по мнению ученых на Земле существует не открытых видов:
а) не менее 2 млн. б) 1 млн. в) 300 тыс. г) 1 тыс.
Тест для закрепления
Вариант 2
1. Биология включает в себя ряд наук (напишите не менее трех)………………………………….
2. В каком году был предложен термин «биология»: а) 1971г. б) 1825г. в) 1812г. г) 1802 г.
3. Изобретение какого прибора позволило заглянуть в мир клетки:
а) лупа б) подзорная труба в) микроскоп г) аппарат УЗИ
Тест для закрепления
Вариант 1
1. Термин биология первыми стали использовать независимо друг от друга знаменитый ученый-эволюционист…………… и зоолог ............................................. .
а) Г.Р. Тревиранус б) Жорж Кювьей в) Жан- Батист Ламарк г) Карл Линней
2. Общая биология — наука, изучающая:
а) все явления природы б) строение растений и животных в) функционирование растений и животных г) основные закономерности живой природы
3. Сколько по мнению ученых на Земле существует не открытых видов:
а) не менее 2 млн. б) 1 млн. в) 300 тыс. г) 1 тыс.
Тест для закрепления
Вариант 2
1. Биология включает в себя ряд наук (напишите не менее трех)………………………………….
2. В каком году был предложен термин «биология»: а) 1971г. б) 1825г. в) 1812г. г) 1802 г.
3. Изобретение какого прибора позволило заглянуть в мир клетки:
а) лупа б) подзорная труба в) микроскоп г) аппарат УЗИ
Ответы:
| 1 | 2 | 3 |
В1 | Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус | г | а |
В2 | Зоология, ботаника, анатомия, физиология | г | в |