СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение. Биология как наука.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для знакомства обучающихся с предметом биология.

Просмотр содержимого документа
«Введение. Биология как наука.»

Раздел: Ведение

Дисциплина: Биология

Группа________Дата___________

Тема: Введение. Биология как наука.

Цель: Ознакомить обучающихся с краткой историей развития биологии.

Задачи:

  1. Образовательная: обобщить знания обучающихся о биологии как комплексной науке, познакомить с основными открытиями ученых, внесших вклад в развитие биологии.

  2. Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету биологии.

  3. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и деятельности отечественных ученых.

Тип: получение новых знаний.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к теме, учебники, дополнительный материал, портреты ученых-биологов, тест для закрепления.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

3. Физкультминутка

4. Закрепление

5. Домашнее задание

6. Рефлексия

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Поздравляю с началом учебного года! Всех желаю трудолюбия, терпения, хороших отметок!

Староста, озвучьте отсутствующих. Настрой обучающихся на занятие.

II. Изучение нового материала

-Что означает термин «Биология»? (от греч.bios-жизнь и logos- учение). Наука о жизни.

Более развернутое определение на стр.6 учебника.

Термин «биология» в 1802г. Предложили независимо друг от друга Ж.Б.Ламарк и Г.Р. Тревиранус.

Преподаватель озвучивает численность живых организмов на Земле (500 тыс. видов высших растений, примерно 1,5 млн. видов животных, сотни тысяч видов грибов и прокариот. Примерно 2 млн. видов живых существ по мнению ученых еще не открыто).

Задачи общей биологии:

  • изучение закономерностей биологических явлений и процессов, характерных для живого.

  • изучение причин многообразия живых организмов.

  • выяснение законов возникновения и развития жизни на Земле.

Биология включает в себя ряд наук. Составление кластера (центральное слово-Биология) : зоология, ботаника, анатомия, физиология. Внутри них: ихтиология, энтомология, арахнология

Биология граничит с другими науками, так возникли новые направления: биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология, биометрия и др.

- Какие достижения современной биологии вам известны? ( ……………………………………..….. )

- Каких ученых-биологов вы знаете? ( ………………………………………………………………….. )

Далее индивидуальная работа по заполнению таблицы, пользуясь дополнительным материалом (приложение 1).

Вклад ученых в развитие биологии

Этап

Ученый

Вклад в развитие




III. Физкультминутка

IV. Закрепление

Тест для закрепления (Приложение 2)



V. Домашнее задание

§ учебник стр. 5-8, закончить заполнение таблицы.

По выбору: Составьте кроссворд на тему «История развития биологии».

VI. Рефлексия

Закончи предложения:

Сегодня на уроке я…………………………

Было особо интересно……………………

Мне захотелось узнать……………………….

(Выставление оценок)





















































Приложение 1


Корни современной биологии корнями уходят в цивилизации прошлых тысячелетий: Древний Рим, Древнюю Грецию (Античность).

1. Первый ученый который основал научную медицинскую школу был Гиппократ (примерно 460-370 до н.э.). Он считал, что у каждой болезни есть причины и их можно узнать, изучая строение человеческого организма. По настоящее время врачи торжественно произносят клятву Гиппократа, обещая хранить врачебную тайну и ни при каких обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи.

2. Аристотель (384-322 до н.э.) также внес вклад в развитие биологии. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он называл «общественным животным, наделённым разумом».

3. Клавдий Гален (130-200) заложил основы анатомии.

Наступили средние века или «темное время» в Европе.

4. Абу Али Ибн Сина (Авиценна)-980-1037 (Азия)

5. Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмет аль-Бируни -973-1050 (Анатомы)


Началась эпоха Возрождения.

Это самый благоприятный период в развитии биологии и всех естественных наук в целом. Это время зачастую называют «Золотым». Открытие новых земель послужило расширению сведений и описанию неизвестных ранее животных и растений.

6. Леонардо да Винчи (1452-1519)- изучал строение человеческого тела, описал многие растения.

7. Андреас Везалия (1514-1564) –труд «Строение человеческого тела».

8. Уильям Гарвей (1578-1657)-открыл кровообращение.

Наконец в конце 16 века изобрели микроскоп.

9. Карл Линней (1707-1778)- предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную номенклатуру видов.

10. Карл Эрнст Бэр (1792-1876)- Эмбриолог.профессор Петербургской медико-хирургической академии установил, что зародыши всех животных на ранних этапах своего развития схожи, тем самым сформулировал закон зародышего сходства.

11. Жан Батист Ламарк (1774-1829)- попытался создать теорию эволюции живого мира.

12. Жорж Кювье (1769-1832)-создал палеонтологию.

13. Теодор Шванн (1810-1882) и Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881)- создатели клеточной теории.

14. Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882)-основатель эволюционного учения.

15. Грегор Иоганн Мендель (1822-1884)- основоположник генетики.

16. Роберт Кох (1843-1910)-основатель микробиологии.

17. Луи Пастер (1822-1895), Илья Ильич Мечников (1845-1916)-основоположники иммунологии.

18. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)-заложил основы ВНД, Иван Петрович Павлов (1849-1936)-учение об условных рефлексах.


Наступил 20 век.

19. Гуго де Фриз (1848-1935)-мутационная теория.

20. Томас Хант Морган (1866-1945)- хромосомная теория наследственности.

21. Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963)-учение о факторах эволюции.

22. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)- учение о биосфере.

23. Александр Флеминг (1881-1955)- открытие антибиотиков.

24. Джеймс Уотсон(р. 1928г.) и Фрэнсис Крик (1916-2004)- установили структуру ДНК.

И многие др. ученые которых невозможно перечислить.















Приложение 2

Тест для закрепления

Вариант 1

1. Термин биология первыми стали использовать независимо друг от друга знаменитый ученый-эволюционист…………… и зоолог ............................................. .

а) Г.Р. Тревиранус б) Жорж Кювьей в) Жан- Батист Ламарк г) Карл Линней

2. Общая биология — наука, изучающая:

а) все явления природы б) строение растений и животных в) функционирование растений и животных г) основные закономерности живой природы

3. Сколько по мнению ученых на Земле существует не открытых видов:

а) не менее 2 млн. б) 1 млн. в) 300 тыс. г) 1 тыс.


Тест для закрепления

Вариант 2

1. Биология включает в себя ряд наук (напишите не менее трех)………………………………….

2. В каком году был предложен термин «биология»: а) 1971г. б) 1825г. в) 1812г. г) 1802 г.

3. Изобретение какого прибора позволило заглянуть в мир клетки:

а) лупа б) подзорная труба в) микроскоп г) аппарат УЗИ


Тест для закрепления

Вариант 1

1. Термин биология первыми стали использовать независимо друг от друга знаменитый ученый-эволюционист…………… и зоолог ............................................. .

а) Г.Р. Тревиранус б) Жорж Кювьей в) Жан- Батист Ламарк г) Карл Линней

2. Общая биология — наука, изучающая:

а) все явления природы б) строение растений и животных в) функционирование растений и животных г) основные закономерности живой природы

3. Сколько по мнению ученых на Земле существует не открытых видов:

а) не менее 2 млн. б) 1 млн. в) 300 тыс. г) 1 тыс.


Тест для закрепления

Вариант 2

1. Биология включает в себя ряд наук (напишите не менее трех)………………………………….

2. В каком году был предложен термин «биология»: а) 1971г. б) 1825г. в) 1812г. г) 1802 г.

3. Изобретение какого прибора позволило заглянуть в мир клетки:

а) лупа б) подзорная труба в) микроскоп г) аппарат УЗИ


Тест для закрепления

Вариант 1

1. Термин биология первыми стали использовать независимо друг от друга знаменитый ученый-эволюционист…………… и зоолог ............................................. .

а) Г.Р. Тревиранус б) Жорж Кювьей в) Жан- Батист Ламарк г) Карл Линней

2. Общая биология — наука, изучающая:

а) все явления природы б) строение растений и животных в) функционирование растений и животных г) основные закономерности живой природы

3. Сколько по мнению ученых на Земле существует не открытых видов:

а) не менее 2 млн. б) 1 млн. в) 300 тыс. г) 1 тыс.


Тест для закрепления

Вариант 2

1. Биология включает в себя ряд наук (напишите не менее трех)………………………………….

2. В каком году был предложен термин «биология»: а) 1971г. б) 1825г. в) 1812г. г) 1802 г.

3. Изобретение какого прибора позволило заглянуть в мир клетки:

а) лупа б) подзорная труба в) микроскоп г) аппарат УЗИ

Ответы:


1

2

3

В1

Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус

г

а

В2

Зоология, ботаника, анатомия, физиология

г

в



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!