СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ведение в экологию

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Введение в экологию". Элективный курс. 10-11 класс. 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Ведение в экологию»

Рабочая программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах составлена на 68 часов на основе примерной программы по биологии сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М:Дрофа 2007г. , авторской программы по биологии и авторской программы «Природные жемчужины Хабаровского края –редкие и исчезающие растения и животные», авт.А.Е.Тихонова, М.М.Нащочина. Данная программа рассчитана на 2 года обучения.


Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:


- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;


- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;


- раскрывать универсальную ценность природы;


- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;


- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;


- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;


- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.


В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ.


Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Поэтому данный элективный курс экологической направленности может быть широко востребован учащимися, занимающимися по разным профилям.


Цель курса: способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.


2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать:
-что изучает экология и как происходило ее становление
-о соответствии между организмом и средой их обитания
-о значении факторов среды
-об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов
-о популяции и ее основных свойствах
-о разных типах взаимодействия организма
-об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход борьбы
-о составе и основных свойствах экосистем
-о закономерностях продуцирования биологического вещества в биогеоценозах
-о направлениях и темпах изменений природы экосистем
-об основах рационального управления природных ресурсов
-о современном состоянии природной среды
-об основных источниках загрязнения биосферы
-о путях охраны окружающей среды
-о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека

Должны уметь:
-решать простые экологические задачи
-применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности
-владеть компетенциями коммуникативности, личностного саморазвития, профессионально-трудового выбора
-решать жизненно-практические задачи
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-определять источники загрязнения окружающей среды
-характеризовать экологическую обстановку в своей местности
- осуществлять природоохранительные мероприятия


Задачи курса 10 класс:

Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;

усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;

создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.


В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, становление которого предполагает:

формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия и др.);

осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов, идей экологии;

умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического усвоения действительности;


Задачи курса 11 класс:

Развитие экологического сознания (системы представлений о мире, ориентированной на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы);

развитие экологического мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, анализу действительности и прогнозирование развития окружающей среды;

выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, гармоничное взаимодействие в системе «Природа-Общество».



Содержание программы


10 Класс:


Введение


Предмет экологии. Ее разделы. Организация жизни на Земле


Часть 1. Общая экология


Раздел 1. Организация и среда


Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Иные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.


Лабораторные работы:

Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды

Строение плодов и семян, распространяемых ветром

Экологические группы птиц

Строение рта и ротовой полости у хищных и «мирных» рыб в зависимости от характера питания

Разнообразие почвенных микроорганизмов в водной фауне почвы


Раздел 2. Сообщества и популяции


Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.


Лабораторные работы:

Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов

Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука

Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых

Экскурсия: Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества


Раздел 3. Экосистемы


Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Городские экосистемы. Биологическое разнообразие – основа устойчивости экосистем.

Учащиеся должны знать понятия: экология, социальная экология, вид , пищевые связи, биосфера, демография.

Учащиеся должны уметь:


11 Класс:


Раздел 4. Биосфера


Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура, состав и свойства биосферы. Почва как компонент биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Границы жизни. Развитие биосферы. Экология как научная основа природопользования.


Часть 2. Социальная экология


Раздел 5. Экологические связи человека


Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человека (древние гоминиды, человек разумный, современность, будущее).


Лабораторная работа:


Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни


Раздел 6. Экологическая демография


Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Медицинская экология.


Раздел 7. Экологические проблемы и их решения


Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы, водных ресурсов, почвы, растительности, животных от экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.


Лабораторная работа: Определение качества воды с помощью инфузории-туфельки


Тематическое планирование


10 класс Изучаемые разделы:

  1. Общая экология. Организм и среда.

  2. Сообщества и популяций.

  3. Экосистемы.



Наименование разделов и тем

кол-во часов


всего

теорет.

практ.

1

Введение

1

1




Часть 1. Общая экология






Раздел 1. Организм и среда

16

10

5


2


3


4


5

6

7


8
9
10

Потенциальные возможности размножения организмов

Экологические факторы и общие законы зависимости от них организмов

Среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды

Особенности почвенной среды

Особенности водной среды

Основные пути приспособления организмов к среде

Приспособительные ритмы жизни

Жизненные формы организмов

Влияние жизнедеятельности организмов на среду обитания


1

1

1


1
1

1


1

1
1





.

11

Лабораторная работа: Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды


1

л\р1


12

Лабораторная работа: Строение плодов и семян, распространяемых ветром


1

л\р2


13

Лабораторная работа: Экологические группы птиц


1

л\р3


14

Лабораторная работа: Строение рта и ротовой полости у хищных и «мирных» рыб в зависимости от характера питания


1

л\р4


15

Лабораторная работа: Разнообразие почвенных микроорганизмов в водной фауне почвы


1

л\р5


16

Итоговый контроль по разделу: «Организм и среда»


1


Тест


Раздел 2. Сообщества и популяции

12

8

3


17

18

19

20

21

22

23

Популяции. Общее представление

Популяционная структура вида

Демографическая структура популяций

Регуляция численности особей популяций

Биогеоценоз и его устойчивость

Взаимодействие популяций разных видов

Взаимодействие популяций разных видов

Биотические отношения


1

1

1

1

1

1

1





24

Лабораторная работа: Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов


1

л\р1


25

Лабораторная работа: Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука


1

л\р2


26

Лабораторная работа: Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых


1

л\р3


27

Экскурсия: Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества


1

экс.


28

Итоговый контроль по разделу: «Популяции и сообщества»


1


Тест


Раздел 3. Экосистемы

6

6



29

30

31



32

33

34

Законы организации экосистем

Законы биологической продуктивности

Сельскохозяйственные экосистемы (агроценозы). Городские экосистемы (урбоэкосистемы)

Сукцессии и саморазвитие экосистем

Биологическое разнообразие – основа устойчивости экосистем

Итоговый контроль по разделу: «Экосистемы»


1

1

1



1

1


1













11 класс Изучаемые разделы:

  1. Биосфера.

  2. Социальная экология. Экология связи человека.

  3. Экологические проблемы и их решения.

Наименование раздело и тем

Кол-ва часов



всего

Теорет.

Практ.


Раздел 4. Биосфера

8

8



1

2

3

4

5

6

7

Учение В.И. Вернадского о биосфере

Структура, состав и свойства биосферы

Почва как компонент биосферы

Круговорот веществ в биосфере

Границы жизни

Развитие биосферы

Экология – как научная основа природопользования


1
1

1

1

1

1

1



тест

8

Итоговый контроль по разделу: Биосфера


1


тест


Часть 2. Социальная экология






Раздел 5. Экологические связи человека

5


4

1


9


10


11



12

Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека

Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды

История развития экологических связей человечества. Человек разумный

История развития экологических связей человечества. Современность. Будущее


1

1


1



1



13

Практическая работа: Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни Практическая работа: Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни



п\р1


14

15

16

17

18

Раздел 6. Экологическая демография

Социально-экологические особенности демографии человечества

Рост численности человечества

Социально-географические особенности демографии человека

Демографические перспективы

Медицинская экология

6

6

1

1

1

1


1



19

Итоговый контроль по разделам: «Экологические связи человека. Экологическая демография»



1


тест


Раздел 7. Экологические проблемы и их решение

13

12

1


20
-21-22


23-24


25--26


27-28


29-30


Современные проблемы охраны природы

Охрана и рациональное использование атмосферы

Охрана и рациональное использование водных ресурсов

Охрана и рациональное использование почвенных ресурсов

Охрана и рациональное использование растительных ресурсов

Охрана и рациональное использование животных


1
2

2


2


2


2



31

Лабораторная работа: Определение качества воды с помощью инфузории-туфельки



л\р1


32

Итоговый контроль по разделу: «Экологические проблемы и их решение»




Тест

33

Итоговый контроль по всему курсу




Тест

34

Контроль по всему курсу




тест




Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих их возможностям и способностям, развиваться в зоне ближайшего развития. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что способствует развитию коммуникативных умений работы в команде. Наиболее целесообразна на занятиях и групповая работа учащихся с презентацией исследовательских проектов. По каждому разделу предусмотрена контрольная работа.


















НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1.Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка"3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Задачи курса 10 класс:

Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;

усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;

создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.


В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, становление которого предполагает:

формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия и др.);

осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов, идей экологии;

умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического усвоения действительности.




Литература для учителя:

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.

Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.

Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.

Маназрова С.Е., Какуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города, 9-11 классы. Школьный практикум.,М., Владос., 2001г.

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.

Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии 10-11 классы», М., Дрофа, 2001г.

Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для пед.институтов. М., Просвещение, 1988г.

Тихонова А.Е. Нащочина М.М. Природные жемчужины Хабаровского края- редкие и иисчезающие растения и животные.

Литература для учащихся:

Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 1993г.

Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1987г.

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 1999г.

Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.

Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.

Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 1995г.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11
классов. М., Дрофа, 2004г.
Тихонова А.Е. НащочинаМ.М. Природные жемчужины Хабаровского края- редкие и исчезающие растения и животные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!