СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вегетативное размножение растений 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие «Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян»  проводилось в  кружке «Флористика»  с учащимися 6 класса. Занятие имело практическую значимость. Задание по размножению комнатных растений  включало в себя несколько способов вегетативного размножения. Освоение содержания  изучаемого материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно составляли памятку о размножении данного растения, применяли ранее усвоенное и овладевали опытом творческой деятельности.  Интересная и познавательная для ребят работа по изучению  народных средств, которые используются для стимуляции укоренения. Одной из особенностей системно-деятельностного подхода в обучении биологии - формирование у обучающихся умения работать самостоятельно с помощью справочного материала; умение анализировать. На занятии происходило формирование бережного отношения к комнатным растениям. 

Просмотр содержимого документа
«Вегетативное размножение растений 6 класс»

Тема: Вегетативное размножение растений 6 класс

Учитель биологии Костюкова Любовь Анатольевна

МБОУ Лицей № 7 г.Саногорска, Республики Хакасия

Цели.

Предметные результаты:

могут ли растения производить потомство без помощи семян; что такое бесполое размножение

формировать умение объяснять особенности вегетативного размножения и его роль в жизнедеятельности растения;

формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (составление памятки, как размножать растения черенками)

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду, бережное отношение к природе

Средства обучения: печатные пособия (таблицы «Вегетативное размножение растений»); натуральные объекты (комнатные растения); опыты по вегетативному размножению растений; компьюторные (слайды), интернет-материал.



1. Организационный момент

Я рада видеть снова вас на занятии.

2.Мотивация новой темы:

На зелёной лужайке,

На полянке в лесу,

В огороде на грядке

И на клумбе в саду:

Одуванчик лекарственный,

Клубника огромная,

Сирень пахучая,

Роза колючая,

Мать и мачеха раннецветущая,

Яблоня плоды дающая.

Собралась не напрасно

А заспорили меж собой,

Как им род продолжить свой?

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Как вы думаете, чем наше занятие будет отличаться от урока? Чтобы вы хотели узнать нового?

Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях, еще об одном свойстве – размножении.

Тема нашего занятия Вегетативное размножение – способ получения нового растения без посева семян.


Давайте сами составим задачи:

узнать новое о вегетативном размножении растений

углубить знания о размножении растений

Эпиграф нашего занятия: мы познаем себя, мир нам это интересно.


Покажите смайлики, с каким настроением пришли на занятие.

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Ведь размножение – это главный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Хотя каждый организм живёт ограниченное время, благодаря размножению растения существует на Земле много млн. лет.

3.Актуализация знаний. Давайте вспомним

1. Какие растения являются Цветковыми? Как еще их называют и почему?

2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относится к вегетативным, а что к генеративным органам?

4. Моделирование

Вырезать из цветной бумаги органы растения вегетативные и генеративные и наклеить на лист бумаги А4. Группы отчитываются о своей работе.

Давайте вспомним, как размножают растения?

Используя свой жизненный опыт и знания урока, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

Какое чаще используют дома?

5. Практическая работа

1. Переходим в зимний сад. На столе выращенные в воде черенки. Мы их поставили в воду осенью. Нужно посадить растения. В какой грунт вы посадите? Почему?

Как вы думаете, какая группа поступила правильно?

Все растения так можно размножать? Почему одно растение дает быстро корешки, а другое медленнее?



2. У вас на столах стоят одинаковые растения – сциндапсус золотистый. Ваша задача – размножить это растение. Нарезать самим черенки и посадить в грунт.


Как вы думаете, какая группа поступила правильно? Ребята, какая группа правильно правильно срезала черенок? Почему мы размножали растения в это время?


Давайте составим инструктивную карточку

1. Взять здоровое растение

2. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения сингониума.

3. Удалите с них два нижних листа.

4. Сделайте в почве углубление.

5. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.

6. Присыпьте черенок землей.

7. Аккуратно полейте.

8. Сделайте «колпак» из полиэтиленового пакета.





Переходим в кабинет


6. Составление памятки, как размножать растения черенками

Перед вами интернет-материал. Вы должны составить памятку, как размножать растения черенками. Написать ее на ватмане маркером. (приложение 1)

7. Отчет групп о своей работе. Обмен мнениями по заданиям

8. – Сделайте вывод по занятию (сформулируйте главную мысль).

Почему человек часто прибегает к вегетативному размножению растений? Чем оно выгодно?

(1. Растения быстро расселяются на новой территории.

2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным, например, земляника, ландыш, сныть растущие в тени, практически не цветут и не образуют семян.

3. Сохраняются все признаки материнского растения.

4. Успешная конкуренция с другими растениями.)

9.Закрепление

1. Отгадайте загадки:

А) И без семени много племени (вегетативное размножение растений)

Б) Были ветками, стали детками. (укоренение черенка, срезанного для размножения растения)

В) И сучок от корней не откажется, когда под землею окажется. (укоренение черенка, срезанного для размножения растения)

2. Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычки растет»

«Верба что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

Наше занятии закончено.

Покажите смайлики, с каким настроением вы уходите с занятия.

























Приложение 1

Размножение черенками

Выращивание растений из черенков является наиболее распространенным способом размножения комнатных культур. Черенок – это часть стебля (обычно длиной 3-8 см, с 2-3 глазками), корня или листа, отделенная от материнского растения, образующая новые корни и развивающаяся как самостоятельное растение. Черенки бывают верхушечные, листовые и стеблевые.

Стеблевыми черенками размножают растения с плотными, мясистыми, но не слишком одревесневевшими стеблями (драцена, драцена отогнутая, диффенбахия, филодендрон, кордилина и юкка). Выбирают молодой и сильный стебель, отрезают пучок верхушечных листьев и дают ему укорениться как верхушечному черенку. Разрезают оставшуюся голую часть стебля на несколько равных частей длиной 4-5 см. В каждой части должно быть не меньше 2-3 глазков (утолщенных мест, где когда-то росли листья), именно там находятся спящие почки. Втыкают черенки вертикально в субстрат для молодых растений, соблюдая направления роста стебля, или кладут их на субстрат, углубив наполовину. Чтобы облегчить появление корней, слегка надрезают кору с той стороны, которая находится в контакте с субстратом, и присыпают тонким слоем гормонального порошка. Поливают, затем ставят черенки в мини-теплицу или прикрывают прозрачной пленкой. Держат при температуре 22-25°C и время от времени проветривают.

Молодые побеги должны появиться примерно через 1,5-2 месяца. Когда росток имеет 3-4 листа, его вырезают для укоренения.

Выращивание черенков в воде. Это самая простая техника размножения комнатных растений, которую можно порекомендовать начинающим цветоводам. В этом случае в воду опускают основание побега или черешок листа, которые пускают корни.

Приготовьте сосуд для одного или нескольких черенков: маленькую вазу, пробирку, банку из-под джема. Некоторые магазины предлагают декоративную посуду специально для выращивания черенков в воде. Налейте в сосуд чистой воды и бросьте кусочек угля, обладающего антисептическими свойствами, который не позволит воде зацвести. Несколько капель удобрения будут подкармливать черенок питательными веществами.

Никогда не ставьте черенки под прямые солнечные лучи, они очень быстро засохнут. Следите за образованием корней и при необходимости доливайте воду. Не ждите, чтобы образовался целый пучок корней. Пересаживают растение в субстрат, когда длина корней достигает 4- 5 см. Если вы не поторопитесь, то корням будет сложнее прижиться в грунте.


Размножение черенками

Выращивание растений из черенков является наиболее распространенным способом размножения комнатных культур. Черенок – это часть стебля (обычно длиной 3-8 см, с 2-3 глазками), корня или листа, отделенная от материнского растения, образующая новые корни и развивающаяся как самостоятельное растение. Черенки бывают верхушечные, листовые и стеблевые.

Верхушечными черенками называют верхушки побегов, выросших в этом году, с верхушечной почкой – точкой роста растения. Срезают верхушечные черенки острым ножом, небольшим секатором или бритвенным лезвием. Длина черенка зависит от расстояния между узлами, из которых растут листья. Удалите с черенка нижние листья, чтобы они не начали гнить при контакте с водой и для снижения потерь воды при транспирации. Оставьте 2-3 крупных листьев или 5 мелких. Если стебель стал деревянистым у основания, опустите его в гормональный порошок.

Воткните черенки в индивидуальные горшочки или 3-5 черенков в большой горшок. Используйте субстрат для молодых растений, легкий и хорошо пропускающий воду, или смесь из равных частей речного песка и верхового торфа. Полейте из пульверизатора или лейки с мелкой сеткой, чтоб они не полегли. Поставьте горшочки в мини-тепличку или наденьте полиэтиленовые колпаки (их должны поддерживать либо пара подпорок, либо арка). Это идеальный способ для поддержания теплой и влажной атмосферы, полезной для укоренения.

Некоторые растения нельзя размножать черенкованием: пальмы и саговниковые черенки не размножают, потому что у стебля есть только одна почка – верхушечная. Папоротники, образующие не стебли, а пучки листьев, также не поддаются черенкованию. То же самое относится и к однолетним растениям, стебли которых отмирают после цветения.

Листовыми черенками размножают растения с толстыми листьями (бегонии, сенполии, синингии, пеперомии, глоксинии, толстянки, эхеверии и т.д.). Такие черенки должны иметь одну или две, идущие снизу доверху, жилки, из которых образуются корни и стебли. Высаживают их во влажный крупнозернистый песок и накрывают стеклом. Многие виды бегоний можно размножать также целыми листьями. Для этого с нижней стороны старого листа надрезают толстые жилки, после чего нижней стороной кладут на поверхность влажного песка или песчаной земли, пришпиливают к почве деревянными крючками или прижимают колышками. На месте порезов жилок образуются корни, которые рассаживают в отдельные горшки.

Можно также использовать лишь часть листовой пластинки, новые растения образуются на уровне жилок. Черенки вертикально втыкают во влажный субстрат на глубину около 2 см (половина их длины). Накрывают стеклом. Таким способом можно размножать бегонию королевскую, сансевиерию, гибриды стрептокарпуса

















































Самоанализ урока по биологии по теме: Вегетативное размножение – способ получения нового растения без посева семян.

Важность изучения данной темы заключатся в том, что иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным. Этот способ размножения часто используется на практике для размножения растений в домашних условиях.

Считаю, что данная структура занятия рациональна для достижения поставленных целей:

1. Продолжить формирование понятия – размножение;

2. Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов;

3. Углубить учебный материал.


Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (составление памятки, как размножать растения черенками)

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду, бережное отношение к природе


Дети свободно ведут себя.

Чтобы полнее раскрыть поставленные задачи, много использовала различные методы и приемыэ

В ходе занятия использовала наглядный метод: практическая работа с раздаточным материалом. Применяла ИКТ для изучения различных видов вегетативного размножения.


В конце занятия учащиеся сделали логические выводы.


Считаю, что занятие представляло собой целостную систему. Задачи, поставленные в начале занятия, были реализованы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!