СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вехи истории" программа внеурочной деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Вехи истории» имеет познавательную (общеинтеллектуальную) направленность, представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 5 класса в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Вехи истории" программа внеурочной деятельности»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

5 класс

«Вехи истории»


Учитель истории и обществознания Куценкова Ю. А.


Программа «Вехи истории» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.


Программа внеурочной деятельности по истории разработана на основе:


Содержание программы «Вехи истории» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.


Цель создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.


Задачи:

1) повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;


2) активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;


3) сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира;


4) развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;

5) развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.


Планируемые результаты освоения учебного курса Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:


1)формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:


1)умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;


3) определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


4) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;


5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


7) смысловое чтение;


8) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Актуальность программы: За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет цель современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.


Вследствие чего определяются проблема в школьном историческом образовании найти такие формы, где царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно ощущать себя в роли той или иной исторической личности.

Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение (5 часов) Причины и следствия. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя.


Первобытное общество (2 часа). Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.


Древний Восток (8 часов). Древний Египет. Секреты пирамид. Династии фараонов. Западная Азия. Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев.


Индия и Китай в древности. (2 часа) Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев.


Древняя Греция (8 часов)

Древнейшая Греция. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.

Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.


Древний Рим (8 часов)


Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы.Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Кризис Римской империи.


Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире (1 час)



Тематическое планирование курса «Вехи истории» 5 класс. 34 часа.


1-5

Введение.

5

Составление схемы «Главные вопросы историка»;


«Богиня «Клио» и


Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины»;


ее помощники».


Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»;




Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог»;




Решение познавательных задач «Историческая хронология»;




Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари»,




«Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя».





6-7

«Охотники на

2

Доклады «Происхождение человека»;


мамонтов»


Виртуальная экскурсия «Первобытный мир»;




Выполнение рисунков;




Драматизация «Борьба за огонь», «Приключения доисторического




мальчика»;




Интеллектуальные игры;

8-10

Древний Египет.

3

«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире;


Секреты пирамид.


Виртуальное путешествие в долину Гиза;




Создание макета «Пирамида Хеопса»

11-13

О чем рассказали

3

Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»;


глиняные


Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»;


таблички.


Решение познавательных задач по теме «Западная Азия в древности»;




Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей»;




Рисунки «В древнем Вавилоне».

14

Страна сказочных

1

Решение проблемных задач «Индия – страна сказочных богатств»


богатств



15.

Древняя культура

1

Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая


Китая.


вправе гордится ныне живущий китайский народ?»





16-18

О чем рассказали

3

Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи»;


поэмы Гомера


Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея»


«Илиада» и


Инсценировка отрывков из поэм Гомера.


«Одиссея»



19-20

«Афины и

2

Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту;


Спарта»


Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в




Древних Афинах, в Древней Спарте;




Решение познавательных задач.

21-23

«Что оставила

3

Подготовка и защита информационно-творческих проектов


Древняя Греция в


«Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в


наследство


Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции»


человечеству»



24.

«По следам

1

Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и


Александра


др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра


Македонского»


Македонского»

25.

«Капитолийская

1

Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой


волчица».


о создании города;




Составление кроссвордов, выполнение творческих работ.

26-28

Рождение

3

Изучение и анализ адаптированного древнего закона;


Римской


Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената»;


республики.


Интеллектуальная игра «Римская республика»

29-30

«Личность в

2

Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи»


истории Римской


Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных


империи»


машин, тарана, башни на колесах»;




Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей




периода Римской империи;

31-32

Интеллектуальная

2

Сообщение о римских именах;


игра.


Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима».

33-34

Вклад народов

2

Представление проектов: «Изобретения и открытия Древнего мира»,


древности в


«Древнейшие виды письменности», «Религии мира», «Знаменитые


мировую


\люди и их роль в истории Древнего мира», «Знаменитые


культуру.


сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности»,




«Патриоты древнего мира», «Семь чудес света» и др.

Всего


34