2. | Актуализация опорных знаний. | В 4 классе мы с вами изучали предмет «Основы религий и светской этики». В этом году мы будем говорить о культуре и религии народов России». Давайте вспомним, что такое культура? Слайд 2 Давайте рассмотрим, какого человека мы можем назвать культурным? Назовите внешние признаки. Слайд 3,4 Какими чертами характера обладает культурный человек? Сверьте свои высказывания. Слайд 4 Какими знаниями должен обладать культурный человек? Слайд 5 Важно ли знать культурному человеку традиции своих предков и историю? | Культура – (от лат.) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. (Ответы учащихся) Одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе. Ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, чувство меры и такта, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь. Эрудированность и образованность, общие знания о мире, умение ценить прекрасное. Умение стремиться к новым знаниям и умениям, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию. Важно знать про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. |
3. | Постановка целей урока. | Как называется страна в которой мы живём? – Что означает слово Федерация? Слайд 6 Посмотрите на политическую карту России. Она похожа на большой разноцветный цветок с множеством лепестков разной формы и величины -А по – настоящему эти лепестки называются краями, областями, округами, республиками. -В России живут самые разные народы. Их больше 150. Как вы думаете, какой народ самый многочисленный? За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. У каждого народа свой язык и самобытная культура. Союз народов скрепляет и общая история, и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости. Как звучит тема нашего урока? С чем же мы познакомимся на уроке? Кто формирует культуру страны? Сформулируйте, с кем мы познакомимся на уроке? | Имя нашей страны - Россия, Российская Федерация. Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз». Главой государства является президент. Самый многочисленный народ - русские. Мы познакомимся с культурой разных народов. Культуру страны формируют люди. Мы познакомимся с людьми, которые оказали влияние на культуру России. |
4. | Физкультминутка | У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть спокойно мог. | Поднимают руки вверх и опускают через стороны. Руки согнуты в локтях, ладони в стороны и подняты на уровне головы. Повороты головы вправо и влево. |
5. | Открытие новых знаний. Работа по учебнику. Стр. 7 Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Работа с учебником с.11 | Культура России всегда находила признание, высокую оценку во всём мире. Великая культура России – плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы. В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России. Прочитайте статью на с. 7, рассмотрите иллюстрации, и попробуйте составить небольшие словесные портреты. Что вы знаете об этих людях? Кто самый известный иконописец в России? Андрей Рублёв внёс в культуру родной страны неоценимый вклад. Прочитайте текст про Андрея Рублева. Назовите самую знаменитую икону А.Рублева. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какой библейский сюжет изобразил иконописец? | Читают статью, рассматривают иллюстрации. Составляют словесные портреты. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Андрей Рублёв. О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIV-XVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал. В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра – осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса… Икона «Троица» Читают текст, отвечают на вопрос. |
6. | Первичное закрепление. Беседа с опорой на текст учебника и собственный опыт. | Вы обдумайте рассказ, Не заучивая фраз. И задумайтесь о том: Что рассказано? О чем? Что зачем произошло? И к чему все привело? Подумай и дай ответ Кем был Андрей Рублёв? Откуда художник брал цвета для своих работ? О чём рассказывает библейский сюжет? Как передал художник сюжет библейского рассказа в иконе «Троица»? Кого символизирует Ангел изображённый в центре? В сюжете «Троицы» присутствует движение или действие? Для чего предназначена икона? Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России. Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами. | Отвечают на вопросы Работают в группах. |