СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОДНКНР по теме: "Величие многонациональной российской культуры"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №1 в 5 классе по предмету ОДНКНР модуль "Основы светской этики"

Просмотр содержимого документа
«Урок ОДНКНР по теме: "Величие многонациональной российской культуры"»

Урок по предмету ОДНКНР учителя Артемовой Светланы Михайловны

Тема: «Величие многонациональной российской культуры»

Цель: определить основные источники духовно-нравственной культуры народов России.

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура;

дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве;

познакомить с известными деятелями науки и культуры.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.



Технологии обучения: технология деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация;

Технологическая карта урока


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1. 


Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я рада тому, что мы с вами снова отправляемся в дорогу за знаниями. Этот путь нелегкий, но очень увлекательный.

Настраиваются на урок.

2.

Актуализация опорных знаний.

В 4 классе мы с вами изучали предмет «Основы религий и светской этики». В этом году мы будем говорить о культуре и религии народов России». Давайте вспомним, что такое культура? Слайд 2

Давайте рассмотрим, какого человека мы можем назвать культурным? Назовите внешние признаки. Слайд 3,4



Какими чертами характера обладает культурный человек? Сверьте свои высказывания. Слайд 4




Какими знаниями должен обладать культурный человек? Слайд 5






Важно ли знать культурному человеку традиции своих предков и историю?




Культура – (от лат.) возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

(Ответы учащихся)

Одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

Ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, чувство меры и такта, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание,

готовность

помочь.

Эрудированность и образованность, общие знания о мире, умение ценить прекрасное.

Умение стремиться к новым знаниям и умениям, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Важно знать про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции.


3.

Постановка целей урока.

Как называется страна в которой мы живём? –


Что означает слово Федерация?


Слайд 6

Посмотрите на политическую карту России.

Она похожа на большой разноцветный цветок с множеством лепестков разной формы и величины

-А по – настоящему эти лепестки называются краями, областями, округами, республиками.

-В России живут самые разные народы. Их больше 150. Как вы думаете, какой народ самый многочисленный?

За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы.


У каждого народа свой язык и самобытная культура. Союз народов скрепляет и общая история, и культура. Ведь многие народы живут в России издавна, делят друг с другом горе и радости.

Как звучит тема нашего урока?

С чем же мы познакомимся на уроке?


Кто формирует культуру страны?

Сформулируйте, с кем мы познакомимся на уроке?






Имя нашей страны - Россия, Российская Федерация.

Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз».

Главой государства является президент.









Самый многочисленный народ - русские.











Мы познакомимся с культурой разных народов.

Культуру страны формируют люди.

Мы познакомимся с людьми, которые оказали влияние на культуру России.

4.

Физкультминутка

У России величавой


На гербе орел двуглавый,


Чтоб на запад и восток

Он смотреть спокойно мог.

Поднимают руки вверх и опускают через стороны.

Руки согнуты в локтях, ладони в стороны и подняты на уровне головы.

Повороты головы вправо и влево.

5.

Открытие новых знаний.

Работа по учебнику. Стр. 7




Беседа по иллюстративному материалу «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».


Работа с учебником с.11


Культура России всегда находила признание, высокую оценку 
во всём мире.

Великая культура России – плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы.
В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.


Прочитайте статью на с. 7, рассмотрите иллюстрации, и попробуйте составить небольшие словесные портреты. Что вы знаете об этих людях?




Кто самый известный иконописец в России? Андрей Рублёв внёс в культуру родной

страны неоценимый вклад. Прочитайте текст про Андрея Рублева.















Назовите самую знаменитую икону А.Рублева.

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какой библейский сюжет изобразил иконописец?











Читают статью, рассматривают иллюстрации.


Составляют словесные портреты. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.


Андрей Рублёв.


О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIV-XVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал.

В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра – осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса…


Икона «Троица»

Читают текст, отвечают на вопрос.

6.

Первичное закрепление.














Беседа с опорой на текст учебника и собственный опыт.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Подумай и дай ответ

Кем был Андрей Рублёв?

Откуда художник брал цвета для своих работ?

О чём рассказывает библейский сюжет?

Как передал художник сюжет библейского рассказа в иконе «Троица»?

Кого символизирует Ангел изображённый в центре?

В сюжете «Троицы» присутствует движение или действие?

Для чего предназначена икона?


Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.

Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.




Отвечают на вопросы



















Работают в группах.


7.

Рефлексия.

Продолжите фразы:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…





Продолжают фразы.

8.

Домашнее задание


Запишите в дневник домашнее задание.

Подготовить словесный портрет выдающегося деятеля культуры России.


Записывают домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!