Урок математики 4 класс
Тема: «Величины. Путешествие по Хакасии»
Пояснительная записка
Тема: «Величины. Путешествие по Хакасии».
Урок математики для учащихся 4 класса проводится во второй четверти, как обобщение по теме «Величины».
Цели проведённого урока: через использование регионального компонента в обучении математики способствовать расширению кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии их жизни. Воспитанию экологической культуры, к таким ценностям как: природно-географические особенности местности, флоры и фауны малой родины на которой проживает ребёнок. С этой целью и были составлены задания, которые включаются на уроках математики, чтобы за «сухими» фактами дети ощутили «пульс жизни» природы, народа, чтобы испытали чувство гордости за родную землю.
Задачи урока:
1. Обучающих
Закреплять и совершенствовать умения детей решать задачи, умения преобразовывать величины.
Совершенствовать вычислительные навыки и умение работать самостоятельно.
2. Развивающих
Развивать умение анализировать, классифицировать, устанавливать связи, делать обобщение и выводы.
Развитие логического мышления
3. Воспитывающие
Воспитание гуманного отношения к природе, формирование потребности в охране здоровья.
Любви к Родине
Методы обучения:
Объяснительно – иллюстрированный
Репродуктивный (восстановление таблиц)
Метод проблемного изложения материала (для активизации детей на поиск решения проблемы)
Метод самостоятельной работы
Форма урока — путешествие позволит заинтересовать детей и достичь результата.
Формы работы на уроке: общеклассная, групповая, индивидуальная. Разноуровневые задания позволят разнообразить учебную деятельность учеников.
Оборудование:
План путешествия, маршрутные листы, песочные часы, карта Хакасии, паровоз, музыкальное сопровождение для физминутки, дидактический материал, мультимедиа.
Проблема здоровьесбережения решается через:
1.Разные виды деятельности
2.Физминутки
3.Яркая наглядность
4.Спокойная доброжелательная атмосфера
Литература:
1.Приложение к научно-методическому журналу «Поиск» «Дошкольное воспитание и начальное образование» №1(10) 2005г. Абакан ХРИПК и ПРО.
2. Журнал «Начальная школа», 2000г. № 6-с.56-63
3. Пензулова Л.И. Комплексы физкультминуток на общеобразовательных уроках // Начальная школа,- 2003г.-№6.
4. Прокофьев С.М Пособие «Природа Хакасии» — Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993г.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день дорогие ребята и уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычный урок.
Эпиграф урока: «Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
Я хочу вовлечь вас в увлекательное путешествие. Прочитайте слова – напутствие.
У вас всё получится!
Знаю! Вы справитесь!
Пусть доброе и внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
2. Сообщение темы и цели урока.
Предлагаю вам отправиться в путешествие на этом замечательном паровозике. Он скоростной, потому что за 45 минут мы должны успеть многое. Тема нашего путешествия «Величины». Наш маршрут проложен по карте. Посмотрите на нашу карту. Узнаёте? Да, это карта Хакасии и сейчас мы совершим небольшую экскурсию по нашей республике. Готовы?! У каждого у вас на парте лежит маршрутный лист, где вы будете отмечать самое интересное, самое важное, делать вычисления.
Запишите в маршрутном листе дату путешествия: сегодня 22 ноября.
Ребята, а вот чтобы узнать как по хакаски называется месяц ноябрь, надо расставить таблички указывающие расстояние в порядке возрастания.
1433 1333 1633 1733 1233 1133 1833
А Л Р С А Ы Х Й
Запишите эти числа в порядке возрастания и мы прочтём слово. (Не забывайте правильно сидеть при письме, пишите цифры красиво, записывайте числа правильно. Один ученик работает у доски.)
Ноябрь по хакаски- хырлас ай. Что обозначает- месяц больших холодов.( Прикрепляем буквы в правильном порядке.)
3. Историческая страничка.
Прежде чем отправиться в путешествие вернёмся немного в прошлое. Сегодня все знакомы с линейкой, метром, у каждого есть часы. А что же существовало до того, как всё это изобрели?
У древних египтян основной мерой длины, вы уже знаете, служил локоть. Он делился на семь ладоней, а ладони на четыре пальца. Какие ещё величины применяли издавна? Послушаем сообщения которые приготовили учащиеся.
1.1. В Англии так же существовали единицы длины связанные с частями тала человека: дюйм (2см 5мм) в переводе с голландского обозначает «большой палец», фут (30см 5мм) с английского нога.
1.2. Многие народы измеряли длину шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами или даже днями. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади. У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
- Спасибо за увлекательные сообщения, мы с интересом их прослушали. А какие меры длины использовались издавна на Руси? (Ответы детей: сажень, верста, аршин, вершок.) Каков же рост человечка, про которого говорят «от горшка два вершка»?(Ответ: 8см 8мм).
- Ребята, я хочу вам рассказать, как же предки хакасов измеряли длину, площадь и т.д. Длину измеряли расстоянием между двумя кончиками указательного и большого пальцев - харыс. Также длиной локтя- пiлек,
Пучок (например: пучок черемши) - тудым. А самое маленькое расстояние это между двумя фалангами пальца - кирсек. Раньше у хакасов не было часов. Они определяли время по тени юрт и гор. Дымовое отверстие у хакасских юрт играло роль часов. Время определялось по солнечным лучам, попадавшим в юрту. Вот так. А сейчас задание: измерьте длину и ширину парты пальцами - харыс. Запишите в маршрутном листе.
Пришло время отправления.
Надо заполнить эту таблицу и мы уже в пути. Выразите в более мелких единицах измерения. Время пошло!
1 минута =
1 час =
1 сутки =
1 неделя =
1 месяц =
1 год =
1 век =
4. «Столица»
Внимание! Наш паровозик прибывает в столицу Хакасии. Это город Абакан.(слайд № 2) Посмотрите, какой красивый город. (Звучит стихотворение Т. Трофимец «Абакан – город жизни моей.» )
Задание: 1) Расстояние от Новокурска до Абакана 98 км. Выразите это расстояние в метрах.
2) Ребята посетили театр «Сказка». Спектакль длился 1ч 40 мин. Сколько это всего минут?
3) Ребята гуляли в парке Победы и по проспекту Ленина целых 2 часа. Сколько минут гуляли дети?
5. Озёра Хакасии. (Преобразование величин)
Вот мы и побывали в городе Абакане. Экскурсия продолжается. Наш паровозик прибывает на одну из главных достопримечательностей Хакасии – озеро Шира. (слайд №3) Здесь можно замечательно отдохнуть, поправить здоровье. В Хакасии много и других красивых и целебных озёр.
Посмотрите на таблицу:
название | площадь | глубина |
Шира | 32 км2 | 16 м |
Белё | 26 км2 | 17 м |
Чёрное | 25 км2 | 3 м |
Иткуль | 21 км2 | 16 м |
Работа по группам:
1 группа - записать и выразить площадь озёр в гектарах.
2 группа - глубину озёр выразить в сантиметрах.
А для любителей сорта и активного отдыха предлагаю посетить горнолыжный комплекс « Гладенькая».( слайд № 4, отмечаем на карте в 38 км от г. Саяногорска)
Решение задачи: Горнолыжный комплекс «Гладенькая» расположен на высоте 1300 метров, а профилакторий « Жарки» на высоте 500 метров. На сколько метров горнолыжный комплекс расположен выше, чем профилакторий?
6.Физминутка. Звучит музыка.
Мы немножечко устали .
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Пошипели, перестали
И как зайки поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают,
Раз, два, три, четыре,
Полетели закружились.
Гимнастика для глаз.
Когда глазки отдыхали, мы лисицу увидали.
По второй тропинке шли, зайца белого нашли.
Посмотрели на овал, волк наш класс там поджидал.
На синей тропинке белка ждёт, семена свои грызёт.
7.Птицы Хакасии. (Задачи на смекалку)
В физминутке мы назвали много зверей, которые живут в Хакасии. Многим из них нужна охрана, эти животные занесены в «Красную книгу Хакасии». Послушайте загадку на смекалку про птиц из Красной книги.(слайд №5)
Задача: В лесах Хакасии много птиц. Вот некоторые из них: кукушка, глухарь, рябчик, тетерев. Самая крупная достигает массы 6 кг. Это не тетерев. Рябчик крупнее кукушки, но мельче тетерева. Назовите птиц в порядке уменьшения их массы.
- Молодцы, ребята, вы справились!
8. «Дорога домой». 1. Решение задачи.
С таким настроением приятно возвращаться домой. Паровозик привёз нас в наш район. Скажите, в каком районе мы живём (в Бейском, отмечаем на карте)
Задача: (слайд№6) Население районного центра с. Бея 5400 человек, население деревни Новокурск на 4100 человек меньше, чем в селе Бея. Найдите численность населения района, если в остальных населённых пунктах района проживает 14300 человек.
Самостоятельное решение, проверка- слайд №7.
2.Решение примеров.
Время путешествия подходит к концу. Пока течёт песок в песочных часах (3мин) надо решить примеры в учебнике на странице 58 № 14 и вернуться домой.
9.Итог урока.
Вот мы и дома (отмечаем на карте). Хочу поблагодарить за экскурсию всех. Активно работали, делали быстрые и точные вычисления…(назвать Ф.И. детей, оценивание) Прошу сдать маршрутные листы.
10.Домашнее задание: повторите таблицы величин и составьте задачу о нашем селе, районе
11. Рефлексия. («Всё в твоих руках»)
Хочу пожелать всем присутствующим - хазых, хыныс, часка- здоровья, любви, счастья. Берегите своё здоровье, любите близких, охраняйте родную природу и тогда все будут счастливы!