Просмотр содержимого документа
«Великая греческая колонизация»
Тема урока: Великая греческая колонизация Дата: Класс:
Цели урока: 1. Создать условия для понимания причин греческой колонизации.
2. Познакомить с основными направлениями колонизации.
3. Обеспечить усвоение понятий: колония, великая греческая
колонизация, метрополия.
4. Развивать умения и навыки работы с текстом учебного пособия и
дополнительными источниками, картографические умения.
5. Воспитывать интерес к истории.
Учебно-методическое обеспечение:
1. История древнего мира: учеб. пособ. для 5 кл. учрежд. общ. сред. образ. с рус. яз.
обучения: в 2 ч. / под ред. В. С. Кошелева. – Мн., 2014.
2. Рабочие тетради учащихся.
3. Раздаточный материал: из «Истории» Фукидида, «направления» путешествий для
групп, изображения кораблей для групп, изображения штурвала.
4. Презентация «Великая греческая колонизация».
5. Мультимедиа: ноутбук, колонки, проектор, экран.
6. Методник «Светофор» («маяк» для учителя в ходе работы учащихся).
7. «Волшебный стаканчик» (ВС – стаканчик с именами учащихся на полосках бумаги).
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент I. Проверка д/з | Организует деление уч-ся на 4 группы и рассадку их по «экипажам кораблей». Организует устный опрос с использова-нием принципа «неподнимания руки» (из ВС достает имя отвечающего): - Когда и в связи с чем началось возрождение Греции? - Что такое полис? Как он был устроен? - Кто такие граждане? Какими правами и обязанностями они обладали? - Все ли являлись гражданами полиса? -Какие формы власти в полисах вам известны? | Делятся на группы, рассаживаются по группам за парты, обозначенным изображениями кораблей. Отвечают на вопросы учителя по принципу «неподнимания руки». За активную работу в течение урока уч-ся получают от учителя «штурвалы»-жетоны. |
II. Изучение нового: 1. Введение в тему | 1. Объявляет тему урока (слайд 1). 2. Путем вводной беседы организует целеполагание: - Вспомните, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью. - Как вы думаете, зачем грекам понадобилось создавать свои колонии? 3. Помогает уч-ся на основе высказанных гипотез сформулировать цели урока и подтвердить или опровергнуть гипотезы. | 1. Записывают дату и тему урока в тетради. 2. Вспоминают известные факты из истории Финикии (основание колоний с целью развития торговли). Высказывают предположения о цели создания колоний греками. 3. Формулируют цели урока на основе высказанных гипотез. |
2. Причины колонизации | 1. Организует работу с п. 1§ 6 и дополни-тельным источником. Напоминает об использовании методника «Светофор» при возникновении трудностей. 2. Полученные уч-ся результаты работы с источниками проверяются информацией на слайде 2. | 1. Изучают п. 1§ 6 и отрывок из «Истории» Фукидида (раздатка на партах). 2. Выявляют причины колонизации, записывают их в тетради, соотносят с информацией на слайде презентации. |
3. Направления колонизации | 1. Организует работу уч-ся с картографи-ческим заданием (раздатка на партах). 2. Предлагает уч-ся по одному от «экипажа» показать на карте на экране путь своего корабля (слайд 3). Время на задание отмеряется песочными или гелевыми часами (секундомером). | 1. Уч-ся (экипажи) по т.н. «направлениям» должны по карте проложить путь для своего корабля. 2. Показывают на карте на экране путь своего корабля. Делают вывод о направлениях колонизации. Также комментируют высказывание Сократа. |
Физкульт-минутка | Организует физкультминутку (анимация с простыми физич. упр.) | Выполняют упражнения вместе с анимацией на экране. |
4. Греческая колония | 1. Организует работу со 2-3 абзацами п. 2 и 1 абзацем п. 3 § 6: - Как обустраивались греки на новом месте? - Сохраняли они связь со своей родиной? - Какой была эта связь? 2. По ходу ответов уч-ся на поставленные вопросы открывает информацию на слайдах 5, 6, 7. | 1. Уч-ся выясняют с помощью текста учебного пособия, как обустраивались колонисты на новом месте. Раскрывают понятие «метрополия». Характеризуют развитие торговли между колонией и метрополией. 2. Соотносят полученную в учебном пособии информацию с информацией на слайдах 5, 6, 7. |
5. Значение колонизации | 1. Организует рассуждение уч-ся по вопросам: - Что дала колонизация грекам? Была ли в ней необходимость? - Действительно ли ее можно назвать великой? 2. Рассуждения уч-ся иллюстрируются слайдом 8. | 1. Отвечают на поставленные вопросы, при необходимости пользуются текстом п. 3 § 6. 2. Выясняют, какие из гипотез, выдвинутых вначале урока подтвердились, какие нет. |
6. Закрепление изученного | 1. Предлагает уч-ся рассмотреть иллюстрации на слайде 9 и определить, где показана колония, а где – метрополия. 2. Организует работу с тестовыми заданиями по слайдам 10, 11, 12 | 1. Рассматривают иллюстрации, выполняют задание. 2. С помощью методников «Светофор» (поля с буквами А, Б, В, Г) выполняют задания теста, сразу показывая учителю ответы. |
7. Подведение итогов | Подводит итоги урока, дает оценку работе уч-ся, выставляет отметки за урок, учитывая жетоны-«штурвалы». | Подсчитывают количество заработанных на уроке жетонов-«штурвалов». |
III.Рефлексия | Организует рефлексию с помощью методников «Светофор»: зеленое поле – было интересно, все получалось; желтое поле – иногда возникали трудности, но я справлялся (-лась); красное поле – было трудно, неинтересно | С помощью методников «Светофор» оценивают свое состояние и работу во время урока. |
Д/з | Объявляет Д/з: § 6 | Записывают в дневники Д/з: § 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
2. Причины колонизации.
Из «Истории» Фукидида
В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жило одно и то же население. ...самые могущественные изгнанники из всей Эллады стекались в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Получая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впоследствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое множество народа.
…эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию – большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны.
3. Направления колонизации.
Экипаж 1: Ваши семьи отплыли на большом корабле от берегов Греции. Корабль направился на запад и очень долго плыл по морю, пока не достиг тихой и спокойной гавани в неизвестных землях. Пассажирам корабля понравились увиденные места, и все решили, что путешествие закончилось. Именно здесь было решено построить город и назвать его Массалия.
Экипаж 2: Вы высадились на берег острова Сицилия у южной оконечности Италии. Здесь было решено основать поселение и заняться выращиванием винограда. Место это назвали Сиракузы.
Экипаж 3: Вы с друзьями сели на корабль и отправились на юг от берегов Греции, потому что решили плыть к родственникам друга, которые давно живут в городе Кирена. Этот город был основан на берегу Северной Африки. Через несколько дней морского путешествия вы прибыли в пункт назначения.
Экипаж 4: Ваше поселение на берегу Черного моря называется Пантикапей. Оно находится очень далеко от Греции. Здесь хороший климат и плодородная земля, которая дает богатый урожай. Вы ведете выгодную торговлю с вашими соседями.