Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г. Битва за Москву.
Цели:
Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений – битвой за Москву.
Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.
Развивать речь, мышление, память, воображение.
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.
Оборудование: учебник Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, индивидуальные задания – сообщения.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Актуализация опорных знаний.
- Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?
- Какие события произошли в России в начале ХХ века?
- Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень
тяжёлый для нашей страны.
1 слайд
- Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.
Звучит «Священная война»
( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача)
- Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная)
- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?
Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа захвачена фашистами.
Изучение нового материала.
2 слайд
- Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому радио были прерваны все передачи и люди услышали сообщение:
Дети слушают запись сообщения.
- (щелчок) Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
3 слайд
- Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.
4 слайд
- Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.
5 слайд
- Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.
Дети рассматривают карту.
На север – Ленинград.
Центр, главный удар – Москва.
На юг к Чёрному морю.
-Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)
- Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)
Целеполагание.
6 слайд
- Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.
- Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)
- Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?)
7 слайд
- Прочитайте эпиграф к уроку.
«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)»
- Почему я поставила вопрос, нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова.
Словарная работа. Работа в парах.
- В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.
( Текст «Битва за Москву»)
- Возьмите карточки с текстом. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: что предпринималось для обороны Москвы?
8 слайд
- Как вы думаете, что это такое? (аэростат)
- Из чего он сделан?
- Что это такое? (ежи)
- Для чего устанавливались «ежи»?
- Кто командовал западным фронтом? (Г.К. Жуков)
9 слайд - портрет Г.К. Жукова.
10 слайд
- «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим и отдохнём.
И опять урок начнём.
11 слайд
- Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за Москву.
600 самолётов-истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина.
Вот, что рассказывал сам В. Талалихин.
Ученик читает сообщение.
- Какой подвиг совершил В. Талалихин?
Таран - способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолёту винтом или крылом.
12 слайд
- Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву.)
Ученик читает сообщение.
13 слайд
- Как погиб политрук Василий Клочков?
- Выполнили ли герои приказ своего командира?
- Чьи слова стали эпиграфом урока?
14 слайд
- В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей.
В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы.
Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра.
Закрепление.
15 слайд
Тест «Проверьте себя».
Великая Отечественная война началась …. июня ……… года.
Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………
В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………..
У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ………………………………….
Отечественная война названа так потому, что …………………………….
7. Итог урока. Рефлексия.
16 слайд
- О каком главном сражении вы узнали?
- Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войне?
- О других сражениях вы узнаете из статьи в учебнике (с.140 – 146).
– Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.
– Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!