СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война 1941—1945гг. Битва за Москву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал ознокомит детей с одним из решающих сражений ВОВ - битва за Москву.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война 1941—1945гг. Битва за Москву»

Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г. Битва за Москву.


Цели:


Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений – битвой за Москву.


Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.


Развивать речь, мышление, память, воображение.


Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.


Оборудование: учебник Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, индивидуальные задания – сообщения.





ХОД УРОКА


Организационный момент.


- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!


- Начинается урок,


Он пойдёт ребятам впрок.


Постарайтесь всё понять,


Интересное узнать.




Актуализация опорных знаний.




- Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?


- Какие события произошли в России в начале ХХ века?


- Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень


тяжёлый для нашей страны.


1 слайд




- Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.


Звучит «Священная война»


( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача)




- Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная)


- С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?


Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа захвачена фашистами.














Изучение нового материала.




2 слайд




- Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому радио были прерваны все передачи и люди услышали сообщение:




Дети слушают запись сообщения.




- (щелчок) Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.




3 слайд




- Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.




4 слайд




- Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.


Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.




5 слайд




- Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.




Дети рассматривают карту.




На север – Ленинград.


Центр, главный удар – Москва.


На юг к Чёрному морю.




-Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)




- Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)




Целеполагание.


6 слайд




- Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.


- Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)


- Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?)




7 слайд




- Прочитайте эпиграф к уроку.




«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)»




- Почему я поставила вопрос, нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова.




Словарная работа. Работа в парах.




- В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.


( Текст «Битва за Москву»)




- Возьмите карточки с текстом. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: что предпринималось для обороны Москвы?




8 слайд




- Как вы думаете, что это такое? (аэростат)


- Из чего он сделан?


- Что это такое? (ежи)


- Для чего устанавливались «ежи»?


- Кто командовал западным фронтом? (Г.К. Жуков)


9 слайд - портрет Г.К. Жукова.




10 слайд




- «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.


Физминутка




Вы, наверное, устали?


И поэтому все встали.


Раз, два – выше голова,


Три, четыре – руки шире,


Пять, шесть – тихо сесть.


Посидим и отдохнём.


И опять урок начнём.




11 слайд




- Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за Москву.


600 самолётов-истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина.


Вот, что рассказывал сам В. Талалихин.


Ученик читает сообщение.




- Какой подвиг совершил В. Талалихин?


Таран - способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолёту винтом или крылом.


12 слайд




- Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву.)


Ученик читает сообщение.




13 слайд




- Как погиб политрук Василий Клочков?


- Выполнили ли герои приказ своего командира?


- Чьи слова стали эпиграфом урока?


14 слайд




- В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей.


В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы.


Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра.




Закрепление.


15 слайд


Тест «Проверьте себя».


Великая Отечественная война началась …. июня ……… года.


Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………


В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………..


У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ………………………………….


Отечественная война названа так потому, что …………………………….




7. Итог урока. Рефлексия.


16 слайд




- О каком главном сражении вы узнали?


- Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войне?


- О других сражениях вы узнаете из статьи в учебнике (с.140 – 146).




– Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.



– Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!