СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война и великая Победа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у детей представление о Великой Отечественной войне и о её героях; воспитывать чувство патриотизма, уважения к старшему поколению, к Родине

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война и великая Победа»

Тема урока: Великая Отечественная война и великая Победа. 4 класс

УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление о Великой Отечественной войне и о её героях; воспитывать чувство патриотизма, уважения к старшему поколению, к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  1. актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;

  2. расширить знания о военных действиях Великой Отечественной войны;

  3. систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста;

Развивать регулятивные умения:

- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;

-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;

-контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Развивать коммуникативные умения:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентации «Великая Отечественная война и великая победа.

ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.


II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

- Как вы думаете, какому историческому событию он посвящён?

- Определите тему урока

- Верно, тема урока «Великая Отечественная война и Великая Победа».

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Ставят цель: познакомимся с историей Великой Отечественной войны, узнаем о Великой Победе нашего народа и о героях нашей республики.


Работа по вопросам:

Что вы знаете о великой Отечественной войне?

-Когда она началась?  (22 июня 1941 года.)

-Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия)

- Сколько лет длилась война?  (4 года)

- Когда наш народ отмечает День Победы  (9 мая)

-Сколько лет прошло со дня окончания войны? (76 лет)

-Кто одержал победу в этой войне? (русский народ).


- Ребята, как вы думаете, несмотря на все тяготы войны, что помогло советским людям одержать Победу в ВОВ? Ответим на этот вопрос в течение урока.



III. Изучение нового материала.

-Предлагаю вам стать историками - исследователями. Мы вместе попытаемся расширить свои знания об этой страшной войне.

Рассказ учителя.

- В 30-е годы ХХ века в Германии к власти пришли фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены.

- Вы знаете значение слова фашизм? Фашизм — слово итальянского происхождения, в буквальном переводе – «пучок, связка». Это убеждение в превосходстве одной нации над другими. (Работа со словарём)

- Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году. Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи огромной страны. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. - Вот как это было. (Звучит голос Ю. Левитана о начале войны)

Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашиста не суждено было сбыться.

-Первыми вступили в жестокий бой пограничники Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Но силы были не равны. Фашисты прорвались вглубь страны.


-С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина - мать зовет». Что он символизировал?

- Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории - партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Кто такие партизаны?

Партизаны – народные мстители, объединённые в отряды, действующие в тылу врага. (словарная работа)


- Откройте учебник стр. 141 найдите и прочитайте какой девиз - призыв звучал в те годы ?

«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.


Исследовательская работа в группах.

Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдовию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Прочитайте главу Героическая летопись ВО

1 группа – блокада Ленинграда

- Что такое блокада Ленинграда?( ….

- Как ленинградцы жили вовремя блокады?

- Что такое дорога жизни?

- Сколько времени находился Ленинград в блокаде?

-Что же помогло городу выстоять?

(Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название- дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить)


БИТВА ЗА МОСКВУ

2 группа – битва под Москвой.

Вопросы:

- В каком году произошла битва под Москвой?

- Что было сделано для победы в битве под Москвой?

- Кто командовал в битве советскими войсками?

- Чем закончилась битва?



СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

3 группа – Сталинградская битва.

-С каким результатом закончилась битва?

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников - США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людейНо Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна.

Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

IV. Физкультминутка

– Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи, присядьте и закройте глаза. Вы сейчас на мгновение окажетесь в солдатской землянке.

Звучит песня «В землянке».


V. Продолжение работы по новой теме.

Республика Башкортостан.

Помнить о героях ВОВ нам позволяют знания о событиях тех лет, поэтому я предлагаю вам в группах ознакомиться с текстами, которые содержат фактические знания о вкладе нашей республики в дело Великой Победы, и преобразовать их в таблицы. (Проверка)

В боях ВОВ принимали воинские части и соединения, сформированные на территории нашей республики. Одна из них 112-я Башкирская кавалерийская дивизия, которая прошла славный боевой путь – более 400 тыс. км от р. Дон до р. Эльба. За особые заслуги она награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 2 степени, Кутузова 2 ст.

Командиром дивизии был назначен Минигали Мингазович Шаймуратов. Он родился 1899г д. Биштяки Кармаскалинского района РБ. Получив командование в кратчайшие сроки приводит ее в состояние боевой готовности. В 1942 г ему было присвоено звание генерал-майора. М.М. Шаймуратов погиб 23 февраля 1943 г при выходе из рейда по тылам противника возле села Чернухино.

Герои Советского Союза


За подвиги в ВОВ более 200 тыс. военнослужащих из республики были награждены орденами и медалями, 279 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 44 человека стали полными кавалерами ордена Славы.

Александр Матросов, 27 февраля 1943 г. под Великими Луками совершил бессмертный подвиг, закрыв своей грудью вражескую амбразуру.

Подобный подвиг совершил в марте 1944 г. под Херсоном лейтенант Миннигала Губайдуллин, уроженец д. Уршакбаш-Карамалы Миякинского района РБ.

Муса Гареев – военный летчик в 1945г. дважды – удостоен звания Героя Советского Союза.

Решите кроссворд. Кого называют героем? (герой- мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые поступки.)



VI. Итог урока.

Обобщение знаний

Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?

(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии; война длилась 1418 дней и ночей)


-Почему отечественная война?

(Не только Красная Армия но и весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)


- Почему победу в этой войне называют великой?

( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)


Вернёмся к главному вопросу урока:

- Что помогло советскому народу одержать Победу?

День Победы – это радостный и горький праздник. Мы должны помнить, что за все, что мы имеем - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить



- Скажите, а надо ли помнить о войне, если столько горя и разрушений она оставила после себя?

- Почему?

- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарно относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.



Наш святой долг всегда помнить тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами ветеранах.

Помнить всех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах. Вспомним всех, кто без сна и отдыха трудился в тылу.

Помнить всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы. ПОДВИГ ИХ БЕССМЕРТЕН!

 

  С 2012г. в России проходит гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк».

В День Победы тысячи людей выходят на главные улицы городов и сел с фотографиями своих родственников – ветеранов войны.

-А в заключении мне хотелось бы почтить память павших героев минутой молчания. 

Неугасима память поколений,

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте ж встанем на мгновенье,

И в скорби постоим, и помолчим.

Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Минута  молчания.

VII. Рефлексия

Продолжите высказывания:

  • На уроке я узнал...

  • Мне было интересно узнать...

  • Трудно для меня было...

Домашнее задание:

Подготовить сообщение о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

- Ребята я желаю вам вырасти патриотами своей республики и страны, стать честными, порядочными и добрыми людьми.




Закрепление знаний

Задание: « Что я знаю о Великой Отечественной войне»

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На

легкую и быструю победу.)

- Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

- А когда они находились у Москвы? (В конце октября.) ~ Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала, из Сибири, с Дальнего Востока.)

- Когда советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

- Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (Летом 1942 года.)

- Сколько времени продолжались бои? (Около двух месяцев.)

- Когда началось новое наступление русских? (В ноябре 1942 года немецкие войска были окружены и сдались в плен в феврале 1943 года.)

- Где разгорелось сражение летом 1943 года? (Под Курском.)

- Чем стала эта победа? (Началом крупного наступления.)

- Когда была полностью освобождена территория Советского Союза? (В 1944 года.)

- Когда был штурм Берлина и кто руководил им? (В апреле 1945 года, руководил маршал Жуков.)

- Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы.)

- Какой была цена Победы? (26 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!