Тема: " Великая Отечественная война в творчестве художников" Процесс работы над тематической картиной (серия уроков по изобразительному искусству)
Класс: 7
Программа:«Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачи:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека
Планируемые предметные результаты:
Ученик научится:
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений
фигуры человека;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений -
шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное
выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в
создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного
образа на выбранный исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта –
разработки композиции на историческую тему;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского
народа в годы Великой Отечественной войны;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
Ученик получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь
аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;
• понимать особенности исторического жанра, определять
произведения исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
1 урок
Тема урока: "Великая Отечественная война в творчестве художников"
Урок "открытия" новых знаний
Деятельностная цель:
Уметь:
– чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;
– соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы
Содержательная цель:
Знать:
– о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;
– роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике;
Оборудование для учащихся: альбом
Оборудование для учителя: презентация "Великая Отечественная война в творчестве художников"
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | время |
1. Мотивационный этап. | 1.1 Орг.момент Приветствие, проверка готовности к уроку | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | | 1 мин |
| 1.2 Определение темы урока О каком жанре тематической картины шла речь на предыдущих уроках? Как вы понимаете исторический жанр? 2020 год в нашей стране объявлен годом чего? Почему? Как вы думаете художники изображали Великую Отечественную войну? (слайд 1) А в каком жанре они работали? Что вы помните о батальном жанре? Попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока Тема урока " Великая Отечественная война в творчестве художников" (слайд 2) 1.3 Целеполагание Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? Что мы должны сделать? | О историческом Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события Год памяти и славы. 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне Конечно В историческом и батальном Посвящён темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Высказывают свои предположения Какие художники изображали Великую Отечественную войну в своих произведениях. Составить план работы для своего рисунка. | Познавательные, общеучебные, коммуникативные. Регулятивные целеполагания, коммуникативные | 4 мин 5 мин |
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Начнем сегодняшний урок с экскурсии. Рассмотрите произведение А.А.Пластова "Фашист пролетел" (слайд 3) Что вы видите? Почему художник так назвал картину? О чем это произведение? Но здесь нет сражений, солдат, а вы говорите, что картина о войне. Почему? Н.П. Толкунов "Бессмертие" (слайд 4) Что видите вы? Почему художник так назвал своё произведение? А.А.Дайнека "Оборона Севастополя" (слайд 5) Что вы видите на картине? Каково ваше впечатление о произведении? С.В.Герасимов "Мать партизана" (слайд 6) Что вы видите на картине? Кто такие партизаны? Где партизан на этой картине? А где его мать? Какое наказание ждет партизана? Почему его мать не просит о пощаде для своего сына? Ю.М. Непринцев "Отдых после боя" (слайд 7) Что вы видите на картине? Почему картина так называется? А.И.Лактионов "Письмо с фронта" (слайд 8) Что видите вы? Какое настроение в картине и почему? В.Н. Кростецкий "Возвращение" (слайд 9) Что вы видите на картине? О чем это произведение? П.А. Кривоногов "Победа" (слайд 10) Какие чувства у вас вызывает это произведение? | Ответы детей. В небе виден маленький самолет О войне Фашист пролетел и убил мальчика, и часть стада. Вся природа как будто скорбит о бессмысленных жертвах войны со стороны мирного населения. Ответы детей. Герои Великой Отечественной войны бессмертны в нашей памяти, пока мы помним нашу историю и чтим их память. Ответы детей. Страшно, очень темно. Светлые силы всегда побеждают темные. Ответы детей. Ответы детей. Молодой человек Женщина на переднем плане Смерть. Она гордится им, он защищал сою Родину. Эту сильную женщину не может запугать немецкий захватчик, за её спиной родная земля. Ответы детей Солдаты отдыхают, едят, разговаривают, смеются, читают письма. Ответы детей Хорошее, радостное, потому что светит солнце, улыбчивые счастливые люди. В письме хорошие новости от их близких и родных. Чувствуется скорое окончание войны Ответы детей. С фронта вернулся отец. Жена и сын его встречают. Радость, гордость за свою страну, за героев победивших в этой войне. | Регулятивные, планирования. | 15 мин |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Закончилась наша экскурсия. (слайд 11) Вам предстоит выполнить работу в историческом жанре. С чего начинает художник работу над картиной? Работа начинается с темы картины. Тема нам известна? (слайд 12) А дальше художник берет холст и начинает писать? Сначала делаются эскизы – маленькие рисунки. На которых художник пытается представить себе в видимой форме бедующую картину (слайд 13) | Ответы детей Да. Великая Отечественная война Ответы детей | Коммуникативные, регулятивные коррекции | 5 мин |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Давайте подумаем, что бы вы могли нарисовать на тему: "Великая Отечественная война" | Ответы детей. | Коммуникативные, регулятивные коррекции | 2 мин |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Составим план нашей работы | 1. продумать сюжет 2. подобрать материал 3. выполнить работу | Коммуникативные, регулятивные коррекции | 2 мин |
6. Первичное закрепление нового знания. | Алгоритм появляется на доске | Ребята проверяют правильность алгоритма | Коммуникативные, регулятивные коррекции | 1 мин |
7. Включение в систему знаний и повторений | Давайте повторим какие картины вы запомнили. (слайд 15) | Интерактивная викторина | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | 5 мин |
8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | 9.1 Оцените урок. Поднимите смайлики: Улыбка – интересно, много нового, все получилось Грусть – не интересно, ничего нового, трудно или лень 9.2 Продолжите предложение: Я знаю… Мне понравилось … Я умею … 9.3 Домашнее задание Приготовить материал для работы 9.4Уборка рабочего места | Оценивают урок Ответы детей Записывают в дневник Убирают рабочее место | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | 5 мин |
Приложение к 1 уроку
Пластов Аркадий Александрович "Фашист пролетел."
Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это?
Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле малыш. Не встать ему.
Далеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма.
Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневатыхи желтоватых красках, гаснущий свет дня, соответствуют драматизму сюжета, помогают передать настроение. Эту картину невозможно забыть. Она звучала, как набат, призывая к борьбе, к уничтожению врага, усиливая ненависть к нему.
В 1943 году картина Пластова "Фашист пролетел" (первое название картины - "Немец пролетел"; позже оно было изменено в соответствии с требованиями политкорректности) по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта.
К картине Н.П. Толкунова "Бессмертие"
А. Смердов
Вперед... Поднялся во весь рост
Среди друзей своих он.
И в тот же миг пилотку снес
И опалил глаза до слез
Горячий, желтый вихрь...
Среди живых и мертвых тел.
Среди огня и воя
Снежков поднялся и запел,
И голос над землей взлетел,
Как знамя боевое
Описание картины «Оборона Севастополя»
А.А.Дейнека "Оборона Севастополя"
На создание картины «Оборона Севастополя» Дейнеку подтолкнуло известие о том, что немцы прорвали оборону. В ТАСС ему довелось увидеть напечатанный в немецкой газете снимок разбомбленного города. Дейнека очень любил Крым в целом и конкретно Севастополь, и это стало для него жестоким ударом. Художник вспоминал впоследствии: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».
В картине Дейнека удивительно сумел соединить монументальность, практически плакатность изображения с глубоким психологическим смыслом и символичностью: кажется, что защитники города в неправдоподобно белоснежной форме борются не только и не столько с вражеским войском, сколько с серыми силами зла.
Александр Дейнека ездил в район боевых действий под Юхнов, сделал там множество карандашных набросков, которые применил в «Обороне Севастополя». Продумывая композицию, он сразу увидел центральный образ матроса со связкой гранат. Дейнека без пиетета относился к натуре, с натуры чаще делал наброски, а основательно работал в мастерской, больше доверяя своему воображению, памяти и эскизам. Но в данном случае ему было важно прописать центральную фигуру максимально достоверно. В военное время оказалось непросто найти мужчину спортивного сложения, который согласился бы позировать. И раненого центрального бойца Дейнека писал со своей знакомой, чемпионки по академической гребле.
Время создания картины – 1942 год, о победе речь тогда не шла, Севастополь был отдан. Поэтому «Оборона Севастополя» не отражает историческую действительность, ее задача – укрепить дух и, может быть, предсказать, что в итоге всё же «не пройдут».
Светлый, счастливый морской город на этой картине предстает кровавым пылающим заревом. На лицах советских матросов – непоколебимая решимость отстоять город, отдав свои жизни, если понадобится. Фигура бойца с обнаженным торсом в левой части полотна расположена тоже вполоборота, перекликаясь с фигурой центрального матроса. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. Справа холст как будто обрезан (Дейнека вообще любил такой прием), мы не видим задних нападающих, но видим их штыки, таким образом возникает эффект обезличивания, усиливая ощущение, что матросы противостоят не конкретным захватчикам, а мировому злу.
Павшими на этой картине показаны только немецкие солдаты. Дейнека не опускался до карикатурного изображения противника, чем грешили некоторые его собратья по кисти, писавшие на военную тему. Смерть – для него никогда не повод пнуть ногой бездыханное тело. Погибший немец на переднем плане изображен без всякой желчности. Поддержку своему народу Дейнека выразил иным способом – героическим пафосом полотна, изображением победного боя, хотя в реальности о победах в то время говорить не приходилось.
«Оборону Севастополя» Дейнека показал осенью 1942 года на выставке «Великая Отечественная война». Критики не обошлись без упреков в схематизме и плакатности, но отрицать, что художнику удалось воплотить образ не конкретного боя, а противостояния как такового, создать символическое изображение всей Второй мировой войны – такой, какой ее видели защищавшие свою родину люди, не могли. «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая», – так сам Дейнека оценивал свою работу.
С.В.Герасимов "Мать партизана"
«Мать партизана» — картина советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, созданная в 1943—1950 гг. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. К моменту наступления Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Герасимов был уже достаточно знаменитым художником, большинство его полотен были посвящены жизни русской деревни, не стала исключением и картина «Мать партизана», раскрывающая тему героизма рядового советского человека в годы войны. В центральной части картины, с гордо поднятой головой стоит мать партизана. Как выразился сам художник: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За её спиной родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью родных, священная родная земля. Великую силу народного гнева ощущают на себе фашисты. На фоне русской женщины немецкий офицер кажется жалким. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. В контраст с образом матери вступает образ гитлеровца, лишенный яркой индивидуальной характеристики, выделяются лишь низкий лоб и тяжелая челюсть фашиста, придающие его облику нечто звериное. Остальные персонажи согласно задумке автора вторичны и прорисованы лишь в общих чертах
Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»
Картина известного советского живописца, академика Ю. М. Непринцева, написанная 1951 году, в которой живописными средствами талантливо передана идея духовного единства народа в годы военных испытаний.
Замысел картины Непринцеву подсказали личные наблюдения и переживания военных лет, а также знаменитая поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». После начала войны художник добровольцем ушёл на фронт, служил в истребительном батальоне и действующих частях Краснознамённого Балтийского флота, участвовал в обороне Ленинграда.
Напряжённая работа над картиной продолжалась с 1949 по 1951 год и увенчалась большим успехом автора. Показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве, картина получила высокую оценку зрителей и специалистов. В 1952 году за картину «Отдых после боя» Юрий Непринцев был удостоен Сталинской премии первой степени. Миллионами репродукций картина разошлась по всей стране, что заслуженно сделало её одним из самых известных и любимых произведений советского изобразительного искусства.
Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю КНР Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Картина вошла в «золотой фонд» отечественной живописи как одно из лучших воплощений образа советского человека[2]. Для Непринцева картина стала вершиной творчества, хотя в последующие годы им будет создано немало живописных и графических работ, в том числе и на темы Великой Отечественной войны. Вариант картины из собрания Государственной Третьяковской галереи неоднократно экспонировался на крупнейших художественных выставках[3].
А.И.Лактионов «Письмо с фронта»
Жанровая картина советского живописца А. И. Лактионова, законченная художником в 1947 году и изображающая близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта. Отмеченная в 1948 году Сталинской премией, картина сделала имя художника широко известным.
Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьёй приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья". Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но всё решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.
Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. По воспоминаниям автора полотна, недавно вернувшийся с фронта десантник, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. И. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Мальчиком, читающим письмо стал семилетний сын художника Серёжа, а девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину радостью.
В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Впоследствии А. Лактионов сделал авторское повторение работы для ряда музеев.
В.Н.Костецкий "Возвращение"
Картину «Возвращение» художник Костецкий задумал написать ещё в годы войны
В 1947 году, когда были свежи воспоминания о самой кровопролитной в истории человечества войне, Владимир Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение». На полотне запечатлена трогательная встреча с семьёй вернувшегося с фронта солдата. А задумывалась работа ещё в годы войны…
Художнику удалось с невероятной искренностью передать чувства людей. Зрителю картина понравилась и она довольно скоро стала появляться в репродукция, открытках и марках. Однако власть её «не приняла». И всё потому, что на ней не было изображения Сталина.
Рассказывают, что работа Костецкого всё же выдвигалась на Сталинскую премию. Однако «вождь всех народов», а он в обязательном порядке просматривал все претендующие на премию работы, увидев картину, опять же по легенде, коротко бросил: «Это не победитель!»… Тем самым судьба любимой всеми картины была решена.
Сейчас уже никто не сможет сказать, было так на самом деле или это придуманная история, достоверно известно одно — правительственных наград за неё художник не получил по причине того, что строгие критики не увидели в ней привычного пафоса. Подумаешь, солдат какой-то изображён… Да там даже лица его нет! Что-верно, то верно, лица героев зритель не видит, зато с первой минуты откликается на событие эмоционально. Костецкий считался великим мастером по части передачи чувств и эмоций на своих полотнах…
П.А.Кривоногов "Победа".
«Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далёка. Нужно самому… участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях», — говорил знаменитый русский художник-баталист Василий Верещагин. Именно его творческое наследие, а ещё живописные работы «певца Первой Конной» Митрофана Грекова настолько повлияли на студента ленинградской Академии художеств Петра Кривоногова, что он уже до конца своей жизни не изменял батальному жанру.
А баталий, военных испытаний на долю его поколения выпало, что называется, выше крыши. С первых же месяцев Великой Отечественной на передовой и молодой художник Студии имени М.Б. Грекова Пётр Александрович Кривоногов. «В детстве я был батраком, потом беспризорником. Родина стала мне матерью, комсомол дал мне путёвку в жизнь, Советская власть воспитала меня. Поэтому тяжёлые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моём сердце…» — напишет он позже во фронтовых воспоминаниях «От Волоколамска до Берлина».
Ему одному было известно, сколько вёрст он протопал пешком по дорогам, искромсанным гусеницами танков и самоходок, вспаханным разрывами снарядов и мин, сколько часов просидел в окопах под бомбёжками, сколько смертей увидел собственными глазами. И всегда в походах с ним был его «скворечник» — так товарищи по студии военных художников-грековцев в шутку называли сооружённый им плоский ящик с ремнём, обтянутый холстом, в котором он хранил свои зарисовки и с помощью которого мог, повесив его на плечо, рисовать чуть ли не на бегу.
И все эти страшные четыре года войны он верил, он знал: Победа обязательно будет! Мечтал, что создаст грандиозное полотно о первых мирных мгновениях в поверженном Берлине. Но замысел этот, когда до его осуществления оставалось совсем немного, чуть было не пошёл прахом.
«Я очень спешил прибыть к началу наступления на Берлин… — вспоминал позже художник. — В политуправлении фронта, где я изложил свою просьбу, ко мне отнеслись с недоумением: «Что это вы все на Берлин! Разве других участков мало? Вот поезжайте в ту часть, которая должна встретиться с союзниками». Как ни интересно было быть очевидцем встречи с союзными войсками, я всё-таки решительно отказался, ведь я задумал создание картины, в которой должен был бы звучать гимн Победе над фашистской армией. Рейхстаг для нас всех был тогда тем местом, которое символизировало всё тёмное, звериное фашистской Германии. После объяснения причины, почему меня интересует именно Берлин, и настойчивой просьбы меня направили туда, куда я хотел».
И вот Пётр Кривоногов в шинели с погонами лейтенанта едет в кабине попутного грузовика в сторону Берлина. Внимательный взгляд художника фиксирует в памяти взорванные мосты, разбитую военную технику и почему-то летящий по воздуху в придорожных населённых пунктах пух из разорванных подушек и перин...
«2 мая, в весенний солнечный день я делал этюд с Рейхстага, — будет потом вспоминать Пётр Александрович. — Только что над куполом его взвился алый стяг Победы, водружённый бойцами батальона капитана Самсонова — героями-разведчиками Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
Какая это была историческая, волнующая картина! Поистине величественным был этот момент, когда у изрешечённых стен Рейхстага наши скромные труженики войны, наши чудо-богатыри торжествовали свою великую Победу.
В эти дни по изрытым траншеями и заваленным кирпичом улицам Берлина потянулись колонны пленных немцев. Но враг ещё огрызался. Засевшие на верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на середине ещё нельзя было появляться. Помню, как я, устроившись в кузове брошенной машины, рисовал. А когда закончил, то едва отошёл от машины, как сзади раздался взрыв. Машина разлетелась в щепки...»
Этюды, рисунки и снова этюды... И вот уже в сознании художника вырисовывается силуэт, контур будущей картины, складывается её композиция: «Рейхстаг ещё горит. На нём видны следы упорных боёв наших войск. Колонны выщерблены осколками и пулями. Широкая лестница завалена телами убитых, вывороченными каменными плитами, обломками штукатурки. Всюду — на ступеньках лестницы, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах — наши бойцы, запылённые, закопчённые пороховым дымом долгих боёв. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Кое-где видны красные флажки. Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где под куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!».
«Художник, должно быть, всё это видел своими глазами, — делился своим первым впечатлением о картине Петра Кривоногова «Победа» Герой Советского Союза К. Самсонов. — Здание Рейхстага и все детали того памятного события, когда бойцы моего батальона Егоров и Кантария подняли над Рейхстагом знамя Победы, переданы верно. Хорошо написаны наши солдаты и офицеры. Каждый из тех, кто брал Рейхстаг, может сказать: «Вот это я!»
Интернет-ресурсы
http://litclubbs.ru/posts/2333-kartinu-vozvraschenie-hudozhnik-kosteckii-zadumal-napisat-eschyo-v-gody-voiny.html
https://yandex.ru/images/search?text=Эмблема%20к%2075%20летию%20Победы%20в%20Великой%20Отечественной%20войне&source=related-duck
http://skpkpss.ru/gazeta-pravda-pobeda-istoriya-sozdaniya-izvestnoj-kartiny-xudozhnika-petra-krivonogova-v-gazete-pravda/
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=8829.QSO6fv27v0CfNQWhS2NFTCxmTebEs8a5s9NVkjAV9vQxwAVSRKsww2G8TJsfeMX2I50Py4uXtBRDF-5k5JMaWDLm4mrM1YQZyccFv1gGpsvEyUSbwuoE85kNaSGb1G5K-dzQ-aQyir8TxPRBfrYiXg.8e70d5e5eb5f0d5242390eb339b6a5157e2da8fd&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQl9SQVptQTM1NGI4R3ZqODFwZklDeWdDVVFTdjZCQUFQRFN5ZXp4MlMzZkxKZGN4ZUpOWkRtTkd0NzJIWmRmaUtVczIxMHFHdlBBU0U3X3BjWHI4cmR2aTY4ZGxsWDY3aFpnTGJjQWUxXzBiVEhKSXRzYXJUMCw,&sign=7ec3c34ab86f58f045f5fcb3c1ae23d2&keyno=0&b64e=2&l10n=ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Отдых_после_боя_(картина)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мать_партизана
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оборона_Севастополя_(картина_Дейнеки)
https://www.pinterest.ru/pin/439241769893848290/
https://magni-momenti.livejournal.com/11090.html
https://yandex.ru/images/search?text=работа%20в%20тылу%20во%20время%20великой%20отечественной%20войны%20рисунки&lr=194&p=4&pos=264&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimages.aif.ru%2F006%2F018%2F684d3536636128e2529974d07f08d348.jpg&rlt_url=https%3A%2F%2Fds03.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0789%2F0000cad8-b05e6cb4%2F2%2Fimg2.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fimages.aif.ru%2F006%2F018%2F684d3536636128e2529974d07f08d348.jpg
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=8838.y5YKO_XmSydmTWGWJSJLaDtDvkGJ1Br4wr5CMae6GG4Jbv_RDqXp5HEfV7lDWB0nfH8cZOSdRHuAKbTlwzuMnaJ_EtFRAXPBkSj28EvY9R_EUgq9u_CwkITFdb_osEl_yFvx45s2ntdAEh2UMZCUjjdCABWLjEl0nyUSbEOrnpY.782141550c98f4c5d63ac2d07831a89512a23236&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQ1drTC1HdS1HYUFUMFRja0ZnOGRma2pHOWNvNEJJVDJlYWFfVGhvR2FacDdLSXY2UHRMSEJpNGFLNVpuSHNENTJZTzBUSGUwMGVhMjJTZVdqanBWZVdhM2dLbHB3czdXMGUtYjFWTUZ6QnJaa3lIdDhlOGJrT3pUaWVFUUFPZ2FrRFQtc3VDWS14MmpYSGM1WjU2dE9tb2VlWEJSZ1NOcklSUkxsQlJNZGVfVC1pME1TZWdWaXVSaE0wLWpFMThieGR4TVdFbEVIZzRELUxOM1pKNnJZNEdMb1BreF9zSlZnLCw,&sign=3e8f2744e8d84d382a10980cf078adab&keyno=0&b64e=2&l10n=ru
https://seance.ru/wp-content/uploads/2020/01/shilingovky1.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/e3c/661373.jpg
https://tumentoday.ru/media/gallery_images/63_13_1_cropped.jpg
https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/10/s_5cadbe0b137fb/1136188_4.jpeg
https://zaycev.net/musicset/militarysongs.shtml
https://cs11.livemaster.ru/storage/topic/NxN/c0/f3/0027bf0b4805982954bb656c636bbe463825o5.jpg?h=BW6HT4yUSwJRxbJ3IHaj0w