«Великая Отечественная война
в задачах по математике»
Учитель математики МАОУ «СОШ № 8»
Дьяченко Елена Алексеевна
В 2020 году исполняется 75 лет Победы над фашистской Германией. С каждым годом живых свидетелей этой кровавой войны становится все меньше и меньше. Но мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы военного лихолетья.
Действенным средством военно-патриотического воспитания на уроках математики является решение задач с применением технических характеристик нашей военной техники в сравнении с техникой противника и других данных о Великой Отечественной войне, исследовательские проекты об ученных, внесших вклад в великую Победу.
Одним из таких уроков является урок по теме: «Великая Отечественная война в задачах». Данный урок на цифрах и фактах показывает масштабы трагедии, воспитывает гордость за наш народ, связывает математические знания и тему Великой Отечественной войны. В разработке урока по математике представлен ряд задач с использованием исторических сведений о Великой Отечественной войне по темам: «Задачи на дроби», «Проценты», «Задачи на движение». Тематика математических заданий соответствует программе по математике 5-6 классов.
. Огромную роль играет и сам подготовительный процесс к уроку. Для достижения поставленной цели учащиеся собирают и обрабатывают информацию о технических характеристиках оружия и техники Великой Отечественной войны, ученых, внесших вклад в великую Победу. Для достижения поставленной цели учащиеся собирают и обрабатывают информацию о технических характеристиках оружия и техники Великой Отечественной войны, ученых, внесших вклад в великую Победу.
Задачи по теме: «Катюша-машина победы»
1.Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?
2. Горизонтальная составляющая скорости снаряда, выпущенного из «Катюши», равна 50 м/с. Сколько времени снаряд будет в полете, если цель находится на расстоянии 8,1 км.
3. Какой путь пройдет боевая ракетная установка «Катюша», двигаясь равномерно за 7 мин, если 1,8 км она проходит за 2 мин?
4.Гвардейский миномет БМ-13 «Катюша» выпустил 16 снарядов, весом каждый 5кг. Два снаряда достигли цели. Каков процент попадания по цели?
Задачи по теме :«Оружие Победы. Танк»
1. Немецкое командование на курской дуге бросило в бой до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 3440 танков. Около 70% танков составляли Т-34. Сколько Т-34 участвовало в битве?
2. Скорость танка Т–34-85 при 1700 об/мин. двигателя составляла 48,2 км/ч, и она возрастает пропорционально числу оборотов. Какова скорость танка при 1800 об/мин?
3. Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942 – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
4. Танк Т-34 ехал 1 ч по шоссе со скоростью 50 км/ч, потом 1,2 ч по грунтовой дороге со скоростью 38 км/ч. Какова средняя скорость танка на всем пути?
Задачи по теме : «Оружие Победы. Самолёты»
1.В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские лётчики уничтожили около 1495 немецких самолётов, в то время как собственные потери составляли 460 самолётов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов .
2. Истребитель ЯК-9, скорость которого 600км/ч, некоторое расстояние пролетел за 2ч .Какое время затратил бы на этот путь истребитель МИГ-3, скорость которого 640 км/ч. Ответ округлите до десятых.
3. В начале ВОВ в частях Красной Армии появились первые истребители ЯК-1, а затем их модификации ЯК-3. Через сколько времени ЯК-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 4,5 км, скорость которого 500 км/ч?
Задачи по теме :«Оружие Победы. Артиллерия»
1. Советская артиллерийская промышленность за годы войны изготовила 351 495 минометов, что в 4,5 раза больше, чем в Германии и в 1,5 раза больше, чем в США и странах Британской империи. Сколько минометов было выпущено неприятелем? 2. БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?
3. Воздушные налеты на Москву продолжались 9 месяцев. Всего в налетах участвовало 7200 фашистских самолетов. Наши зенитки за это время сбили 1100 самолетов. Каков процент сбитых самолетов? Ответ округлить до десятых.
Задачи по теме : «Оружие Победы. Великие сражения»
1.В Сталинградской битве участвовало 1,104 млн. человек. В этой битве погибло 7200 солдат и офицеров. Какую часть составляют погибшие воины? Сколько человек после этой битвы продолжили защищать Родину?
2.40% солдат и офицеров участвовавших в Берлинской операции ( 2,5 млн. человек ) , были награждены медалью
« За взятие Берлина».
Сколько воинов получили эту медаль ?
3. От подножия кургана до его вершины
посетитель проходит 200 гранитных
ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.
Ступеней 200, так как Сталинградская
битва продолжалась двести огненных
дней и ночей. Какова высота всех ступенек?
Заключение
Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда-
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат - помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили! Р.Рождественский
Вся эта работа вносит большой вклад в воспитательный
процесс подрастающего поколения. Отдельные задачи
могут быть использованы на разных этапах различных
уроков. В 7-9 классах можно продолжать эту работу,
но учащимся не давать готовые задачи,
а чтоб они эти задачи составляли сами.