Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.
Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты мультфильма "Снежная королева", карточки, кусочек льда, розы.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня, ребята, мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.
Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки.
Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.
Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает.
(музыка) «В гостях у сказки»
Тихо. Слышите. Нас зовёт в гости сказка.
Но сначала присказка, а сказка будет впереди.
2. Рассказ учителя о Г.-Х. Андерсене
Итак, было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе, родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.
Речь идёт о…….. Х.К.Андерсене (1805-1875)
Родился будущий писатель в семье сапожника и прачки.
Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег, оно находится в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу и ласку.
Семья очень много значит в жизни каждого человека, особенно в детстве.
Первые сказки мальчик услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве.
Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым мальчик сам сшил костюмы.
«Моя жизнь как сказка», - говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семья еле-еле сводила концы с концами. В 14 лет уехал в Копенгаген. Именно там он написал первую пьесу и получил за неё гонорар. Андерсен потратил его на обучение.
В 30 лет он издает три сборника своих произведений. «Сказки, рассказанные для детей»
Давайте вспомним самые известные вам сказки Андерсена. («Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)
Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому
Всего Андерсен написал 170 сказок.
Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости.
Внимание на экран! ( Фрагмент из «Снежной королевы).
Вы , конечно же, догадались! Сказка «Снежная королева».
3. Анализ сказки «Снежная королева»
Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.
Вот о самоотверженной любви мы сегодня с вами и поговорим.
Итак, запишем тему нашего урока: «Великая сила любви в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Сказке , ребята, важно знать, помните ли вы ее героев. Я надеюсь, помните. Но ведь сказку нужно успокоить и выполнить ее задания.
Задание 1. К имени героя подберите соответствующие цитаты
(Работаем индивидуально)
(Критерии оценок : 0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; ниже оценок у нас сегодня нет)
- Героев много, кто, по-вашему мнению, является главными героями сказки? (Снежная королева, Кай, Герда)
Снежная королева (Фрагмент!)
Вернемся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание?
(ледяная, глаза)
Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы ( история 2 стр.179)
«Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
- С чем ассоциируется у вас Снежная королева? ( холод, темнота, буря…пустота, неприступность)
История 7: « Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно»
Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце..
Красота?
Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся? (кусок льда поднести к детям)
- Что вы чувствуете? Приятно?
- Почему радости не приносит?
Нет тепла – нет жизни.
В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!
Проблемный вопрос: Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?
Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.
- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)
Пройдем этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!
- Но прежде нам следует сейчас немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть
- Отдохнули, а теперь продолжаем работать!
4. Работа с картой
На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.
Работа в парах
- Ребята, давайте вспомним, какие преграды пришлось преодолеть Герде и составим карту путешествия. У вас на столе лежит разбросанный маршрут Герды, ваша задача сложить один за другим те места, где ей пришлось побывать. На это задание вам дается 3 минуты. Вы работаете в парах.
- Время вышло! Сейчас проверим, какая группа была быстрее и правильно сложила маршрут Герды!
-Внимание на слайд.
(Схема маршрута Герды: 1.дом – 2.река – 3.старушка-колдунья – 4.королевство принцессы – 5.логово разбойников – 6.лапландка – 7.финка – 8.чертоги снежной королевы)
- Молодцы! Все справились! У кого ни одной ошибки?
- Ребята, мы видим, что много преград на пути Герды, но, несмотря на всё, она преодолевает их. Ведь у неё есть только одна цель: найти и спасти Кая.
1 Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.
2. Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.
- Кого напоминает милая старушка?
- Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)
3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.
- Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (история 4) стр. 193 «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!)
Главное для Герды было то, что Кай живой!
4. Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание
(могла остаться и спокойно жить)
Вывод: Любовь может преодолеть всё.
5. Маленькая разбойница.
Фрагмент (первая встреча)
Фрагмент (последняя встреча)
Почему изменилась маленькая разбойница?
Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.
Герда плакала сначала от горя, потом от радости.
Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!
6 .Лапландка и финка: На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.
На просьбу оленя наделить Герду силой что отвечает финка?
Найдите по тексту ее слова финки (Сказка 6) (стр.202)
7. Путь к чертогам Снежной Королевы
-Что пришлось преодолеть девочке?
(одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)
Фрагмент фильма
8. У Снежной королевы
- Каким Герда нашла Кая? (сказка 7). Работа с текстом.
- Как смогла возродить его к жизни? (стр.205)
Зачитать фрагмент из книги
5. Вывод:
Вернемся к нашему вопросу:
Почему же Герда победила Снежную королеву ?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит разгадать головоломку.
Красота живого сердца победила красоту льда!
Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека.
Символ этой безграничной любви – розы. Розы, которые радовали и наше сердце в течение всего урока.
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Что мы узнали на уроке?
- Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?
- Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?
- Почему же Герда победила Снежную королеву?
- Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)
Выставление оценок.
Спасибо за урок!
6. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
Карточки к уроку
Фамилия, имя __________________________________________________________________________
Тема урока
________________________________________________________________________________________
Задание 1. Найдите соответствия к имени героя сказки, подберите соответствующие цитаты
Тролль; Снежная королева, Кай; Герда; Старушка, которая умела колдовать; Принцесса; Принц; Маленькая разбойница.
| « … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами» |
| « необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!» |
| « Злой – презлой, сущий дьявол.» |
| « … держался он вообще непринужденно и мило.» |
| « Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!» |
| Умница, каких свет не видывал!» |
| Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.» |
| Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.» |
Задание 2.
Расположите события сказки в правильной последовательности
Событие | | « На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…» |
Событие | | « И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.» |
Событие | | « Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.» |
Событие | | «Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…» |
Событие | | «Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.» |
Событие | | «За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.» |
Событие | | « - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!» |
Задание 3
Сложите маршрут Герды по порядку:
дом, река, старушка-колдунья, королевство принцессы, логово разбойников, лапландка, финка, чертоги Снежной королевы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________