Сценарий
внеклассного мероприятия, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
«Великие битвы Великой войны»
(интеллектуальная игра-композиция).
1 чтец: Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто – за подвиг трудовой
В своём родном краю.
2 чтец: И для сегодняшних детей
На новом рубеже
И те бои, и годы те
История уже.
Но не позволит совесть тех
Забыть, кто пал в бою
В полынь-траву, в горячий снег
За Родину свою!
3 чтец: И не позволит сердце нам
Не выразить почёт
Тому, кто словом «Ветеран»
Великим наречён!
И, сквозь любые рубежи,
Поклон вам до земли
За то, что отстояли жизнь
И Родину спасли!
(Первая тройка чтецов сменяется второй тройкой. Вместе со второй тройкой чтецов на сцену выходит вокальная группа, становится в полукруг позади чтецов. Вторая тройка чтецов читает под фонограмму песни «Рио-рита», вокальная группа вполголоса вторит песне)
4 чтец: Тёплый дождь – июньская услада.
Облако, прорыв, голубизна.
В глубине запущенного сада
Песенка щемящая слышна.
5 чтец: Голос, отделившись от пластинки,
Властно заполняет тишину.
Невесомо сохнут паутинки
Тень скользит по белому окну.
6 чтец: Голос хриплый, радостный, разбитый.
Диска ощутимый поворот.
Это он – безудержный, забытый,
Довоенный мчащийся фокстрот.
(Звук песни усиливается. Особенно чётко и громко звучат слова:
Рио-рита, Рио-рита.
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.
Эти слова громче поёт и вокальная группа.
Песня резко обрывается. Звучит сирена, а затем – слова диктора о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, следом – фонограмма песни «Священная война». Вокальная группа в это время разделяется. Мальчики и девочки становятся по разные стороны сцены).
4 чтец: Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами.
5 чтец: Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В чёрный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
(Вокальная группа исполняет песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!»
6 чтец: Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
5 чтец: Течёт великая река
Судеб людских, течёт.
В ней на года и на века
Вам слава и почёт!
Восстань из гимнов и молитв,
Из памяти страны
История великих битв,
История войны!
(Вокальная группа и чтецы покидают сцену)
Ведущий: Сегодня у нас не обычный праздник. Необычный он не только потому, что посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, но и потому, что мы, лицеисты, решили, отдавая дань славы и памяти воинам-ветеранам Великой Отечественной, задействовать сегодня не только наши сердца и души, но и наши умы. Немаловажной частью нашего праздника будет проведение интеллектуальной игры «Великие битвы Великой войны». Команды, на сцену!
(Начинается интеллектуальная игра «Великие битвы Великой войны»)
Интеллектуальная игра
«Великие битвы Великой войны».
(в игре участвуют три команды по 8 человек:
1 команда – 8-9 классы;
2 команда – 10 класс;
3 команда – 11 класс)
Представление команд (оценивается по 5-балльной шкале).
Каждая команда в течение не более чем 5 минут представляет себя и защищает своё название, девиз и эмблему.
1 Раунд. Битва за Москву (название не озвучивается сразу, о какой битве идёт речь – ответ на первый вопрос раунда; команда, ответившая первой, начинает игру; далее право выбора вопроса предоставляется следующей команде, затем – третьей, и далее по кругу; если команда не ответила правильно на вопрос, право ответа предоставляется соперникам).
Вопросы 1 Раунда:
1 вопрос. (Открывается файл под номером 1, слайд 1. 10 баллов) Продолжите фразу: «Велика Россия…». (Ответ: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»). -1 балл.
(Открывается файл под номером 1, слайд 2) Как связаны между собой компоненты этого слайда? Что вы об этом можете рассказать?
(На слайде слова, произнесенные политруком Василием Клочковым и его портрет, а также фотография монумента – памятника героям-панфиловцам. -3 балла.
Учащиеся могут рассказать следующее:
Осенью 1941 года, 15 ноября 28 воинов из 316 стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова пришли на высоту 251 между деревней Нелидово и разъездом Дубосеково. Окопавшись, советские воины заняли круговую борону.
16 ноября после мощной артиллерийской и авиационной подготовки рота фашистских автоматчиков в сопровождении 20 танков двинулась в наступление. Никто из бойцов не дрогнул. Политрук Василий Клочков сказал бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».
Началась жестокая схватка.14 танков было уничтожено, остальные повернули назад. Понесли потери и советские бойцы. На оставшихся в живых двинулось ещё 30 вражеских танков. И опять никто не дрогнул. Показывая пример бесстрашия, В. Клочков бросился с гранатами под фашистский танк. Бой длился более четырёх часов. Всего было уничтожено 18 танков. Враг в этот день не вышел на Волоколамское шоссе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 28 героев-панфиловцев были удостоены посмертно звания Героя Советского Союза. Всех защитников высоты считали погибшими. Лишь позднее выяснилось, что в живых осталось пять человек.
Останки 23 героев-панфиловцев захоронены в братской могиле в деревне Нелидово. На гранитной плите высечены фамилии 23 погибших и текст: «В памяти народной подвиг ваш бессмертен» -4 балла
На высоте 251, там, где проходил бой, к 30-летию победы над фашизмом был воздвигнут монумент, посвящённый бессмертному подвигу 28 героев-панфиловцев. В открытом поле стоят воплощённые в монументальных гранитных формах шесть богатырей, олицетворяющих воинов шести национальностей, совместно проливающих кровь за свободу и независимость Родины. Один их шести – «Вперёдсмотрящий». Двое других, крепко сжав гранаты в руках, изготовились к бою. В центре композиции трёхфигурная часть монумента «Клятва на верность Родине». Воины крепко сжимают в руках оружие. Гневные лица преисполнены мужества и решимости. Выбросив вперёд правую руку, командир как бы призывает бойцов к отпору фашистам. Высота каждой фигуры – более 10 метров -1 балл.
Какой великой битве посвящён 1 Раунд? (Первый раунд посвящён битве за Москву)
-1 балл.
(Далее открываются вопросы под теми номерами и в том порядке, как выбирают команды)
2 вопрос. (Открывается файл под номером 2. 3 балла) «Тайфун». Какое отношение имеет это слово к теме раунда? (Кодовое название операции немецко-фашистской группы армий «Центр», целью которой было окружение и уничтожение советских войск под Москвой, и захват Москвы) -1 балл.
Что в переводе означает это слово и из какого языка оно пришло? (Слово «тайфун» в переводе с китайского означает «большой ветер») -2 балла.
3 вопрос. (Открывается файл под номером 3. 8 баллов) 5-6 декабря. Какое отношение к теме раунда имеют эти даты? (5-6 декабря 1941г. – это дата начала советского контрнаступления под Москвой) – 1 балл. Войска скольких фронтов приняли участие в контрнаступлении? Назовите их, а также командующих этими фронтами? (Контрнаступление осуществлялось силами трёх фронтов -1 балл: Западного фронта -1 балл под командованием Г.К. Жукова -1 балл, Калининского фронта -1 балл под командованием И.С. Конева -1 балл и Юго-Западного фронта -1 балл под командованием С.К. Тимошенко -1 балл).
4 вопрос. (Открывается файл под номером 4. 2 балла) Какое сооружение изображено на фотографии и какую функцию оно выполняло в годы войны? (На фотографии изображена одна из станций московского метрополитена. -1 балл. В годы войны метро использовалось в качестве бомбоубежища -1 балл).
5 вопрос. (Открывается файл под номером 5. 3 балла) Какому событию посвящён видеофрагмент? (Видеофрагмент посвящён военному параду на Красной площади в Москве -1 балл. Парад состоялся 7 ноября 1941 г. -1 балл. Участвовавшие в параде войска сразу отправлялись на фронт -1 балл).
6 вопрос. (Открывается файл под номером 6. 7 баллов) Кто изображён на фотографии и какое отношение к теме раунда он имеет? (На фотографии – Георгий Константинович Жуков -1 балл. С октября 1941 г. -1 балл он командовал войсками Западного фронта во время Московской битвы -1 балл). Какое решение по организации обороны Москвы было принято Жуковым? ( Жуковым было принято решение не распылять силы, а сосредоточить их на главных, наиболее опасных направлениях -1 балл: Волоколамск -1 балл, Можайск -1 балл и Наро-Фоминск -1 балл).
7 вопрос. (Открывается файл под номером 7, слайд 1. 8 баллов) Кто изображён на фотографии и что вам известно о событиях, с которыми связана эта фотография? Как фотография связана с темой раунда? (На фотографии – Герой Советского Союза -1 балл 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская -1 балл, уроженка села Осино-Гай Кирсановского уезда Тамбовской губернии -1 балл. Свой подвиг она совершила во время битвы за Москву -1 балл. В октябре 1941 г. Зоя вступила в партизанский отряд, действовавший в районе Можайска. Дважды направлялась в тыл врага. В конце ноября 1941 г. при выполнении задания была схвачена фашистами в д.Петрищево Московской обл. Несмотря на пытки, не выдала военной тайны и своего настоящего имени, назвавшись Таней. Была повешена гитлеровцами 29 ноября 1941 г. На фотографии Зою ведут к месту казни. В 1942 г. ей было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно -2 балла).
(Открывается файл под номером 7, слайд 2) Как связаны между собой эти два портрета? (На портретах Зоя Космодемьянская и её брат Александр Космодемьянский -1 балл.). Что вы знаете о его военной судьбе? (Александр – младший брат Зои Космодемьянской. Окончил танковое училище. Отличился при штурме Кёнигсберга. Погиб в апреле 1945 г. В том же году ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно -1 балл).
8 вопрос. (Открывается файл под номером 8, слайд 1. 3 балла) Что вы знаете об этом человеке и какое отношение он имеет к теме раунда? (Герой Советского Союза Бармин Илья Елизарович – наш земляк, уроженец с. Репное. В 1941 г. окончил Брестское военно-политическое училище. С начала Великой Отечественной войны командовал танковой ротой 16 армии Западного фронта. Политрук. Свой подвиг совершил в ноябре 1941 г. в ходе битвы за Москву на Волоколамском направлении. Всего 6 советских танков «тридцатьчетвёрок» устояли в этом бою против 80-ти танков противника. Илья Елизарович сжёг 11 танков. За этот подвиг и было ему присвоено звание Героя Советского Союза. В декабре 1943 г. Илья Елизарович пропал без вести) -3 балла.
9 вопрос. (Открывается файл под номером 9. 1 балл) Что могут означать эти цифры, применительно к теме раунда? (на 100 – 250 км от Москвы был отброшен противник в результате контрнаступления советских войск под Москвой) -1 балл.
(Пока жюри подводит итоги конкурса «Представление команд» и 1 Раунда, на сцену вновь выходят чтецы).
7 чтец: На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены.
А в ней – истлевшая бумага:
Письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал, как думал, - не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю.
И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «люблю».
(Демонстрируется видеофрагмент с песней «Тёмная ночь»).
8 чтец: На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звёзды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвётся такая любовь!
9 чтец: …Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
10 чтец: Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.
И время такое придёт:
Останутся грусть и разлука за дверью.
И в дом только радость войдёт.
(Исполняется песня «Землянка»).
Слово жюри (Жюри оглашает итоги конкурса «Представление команд» и 1 Раунда).
2 Раунд. Сталинградская битва (название вновь не озвучивается сразу, о какой битве идёт речь – ответ на первый вопрос раунда).
Вопросы 2 Раунда:
1 вопрос. (Открывается файл под номером 1. 9 баллов) Перед вами планета Солнечной системы. Что это за планета, каким образом она связана с одной из великих битв Великой Отечественной войны, и с какой именно битвой? (Это планета Уран -1 балл. «Уран» - кодовое наименование операции войск Юго-Западного -1 балл, Донского -1 балл и Сталинградского -1 балл фронтов, имевшей целью окружение и разгром немецко-фашистской группировки под Сталинградом -1 балл. Это Сталинградская битва -1 балл. Войсками Юго-Западного фронта командовал Н.В. Ватутин -1 балл, Донского фронта – К.К. Рокоссовский -1 балл, Сталинградского – А.И. Еременко -1 балл)
2 вопрос. (Открывается файл под номером 2, слайд 1. 5 баллов) Какое отношение друг к другу имеют две помещённые на слайд фотографии? (На обеих фотографиях изображено одно и то же здание – «дом Павлова» -1 балл) Что вы о нём знаете? («Дом Павлова» - «Дом солдатской Славы» К осени 1942 г. – единственный уцелевший от бомбёжки дом на площади им. 9 января. Он был захвачен разведчиками во главе с сержантом Я.Ф. Павловым, к которым позже прибыло подкрепление. В течение 58 дней группа бойцов в составе 24 человек отбивала атаки противника. В 1943 г. дом был восстановлен одним их первых в городе. В 1965 г. торцовая стена была оформлена красным кирпичом и бетоном. В верхней части – символическое изображение головы солдата и надпись «58 дней в огне», ниже – рельефное изображение эпизодов обороны и перечень фамилий защитников дома -4 балла).
Ведущий: А сейчас, внимание, звучит вопрос для зрителей, которые могут, правильно ответив на этот вопрос, заработать 1 дополнительный балл команде, за которую они болеют. (Открывается 2 слайд файла) Вот это здание, фотография которого помещена на слайд, люди несведущие очень часто путают с Домом Павлова. Оно, действительно, расположено неподалёку и сохранено таким, каким оно было в дни великой битвы за Сталинград, как память о тех тяжёлых и героических днях. Что это за здание? (Это здание мельницы -1 балл).
3 вопрос. (Открывается файл под номером 3. 3 балла) Какое отношение к теме раунда имеют эти числа? (Сталинград обороняли 62-я армия под командованием генерала В.И. Чуйкова и 64-я армия под командованием генерала М.С. Шумилова -3 балла).
4 вопрос. (Открывается файл под номером 4 3 балла) Кому принадлежат эти слова? (Эти слова принадлежат одному из героев Сталинградской битвы, снайперу В.Г. Зайцеву, который лично уничтожил 242 фашиста -3 балла).
5 вопрос. (Открывается файл под номером 5, слайд 1. 11 баллов) Что вы можете сказать о том, что видите на слайде? (На слайде мы видим знаменитый плакат творческого коллектива графиков и живописцев КУКРЫНИКСЫ -1 балл «Потеряла я колечко… -1 балл (а в колечке 22 дивизии) -1 балл». КУКРЫНИКСЫ: Куприянов Михаил Васильевич -1 балл, Крылов Порфирий Никитич -1 балл и Соколов Николай Александрович -1 балл. «Кольцо» - кодовое название плана операции Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского по разгрому окружённой группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом, который был осуществлён 10 января-2 февраля 1943 г.-5 баллов).
6 вопрос. (Открывается файл под номером 6. 2 балла) Какое значение имела Сталинградская битва в Великой Отечественной войне? (Сталинградская битва положила начало коренному перелому в Великой Отечественной и Второй мировой войне -1 балл) Что означает понятие «коренной перелом»? (Это понятие означает, что стратегическая инициатива перешла в руки стран антигитлеровской коалиции -1 балл).
(После окончания 2 Раунда звучит стихотворение Алексея Суркова «Защитник Сталинграда»)
Защитник Сталинграда.
А. Сурков.
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу. –
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых чёрных громад
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапёр -
Он не сошёл с ума.
Что ему пламя геенны, ад?..
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал –
Рос он в страде боевой.
Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Слово жюри (Жюри оглашает итоги 2 Раунда и общие итоги на данный момент).
3 Раунд. Курская битва (название вновь не озвучивается сразу, о какой битве идёт речь – ответ на первый вопрос раунда).
1 вопрос. (Открывается файл под номером 1. 5 баллов) Что изображено на слайде? Что отмечено точками на слайде? О какой битве будет идти речь в 3 Раунде? (На слайде изображён участок линии фронта-1 балл к июлю 1943 г. -1 балл, образующий так называемый «курский выступ» или «орловско-курскую дугу», точками отмечены города Орёл и Курск -2 балла. Следовательно, речь пойдёт о Курской битве -1 балл).
2 вопрос. (Открывается файл под номером 2. 10 баллов) Перед вами Звонница, представляющая собой сооружении в составе мемориального комплекса, расположенного на одном из полей? Как вы думаете, о каком поле идёт речь? Что вы знаете о событиях, произошедших на этом поле? (Речь идёт о Прохоровском поле -1 балл, где 12 июля 1943 г. -1 балл в ходе Курской битвы произошло танковое сражение, которое принято считать крупнейшим танковым сражением Великой Отечественной и Второй мировой войны -1 балл. В сражении на поле боя в 6 км с обеих сторон одновременно участвовало до 1200 танков и самоходных орудий -1 балл). В мемориале, о котором идёт речь, реализована идея Трёх полей Ратной Славы России. Назовите эти три поля. (Помимо Прохоровского поля, это Куликово поле, где 8 сентября 1380 года произошло одно из крупнейших в истории России сражений с монголо-татарами, и объединённые силы Руси во главе с московским князем Дмитрием Донским разгромили войска Мамая 3 балла; ещё одно поле – это Бородинское поле, на котором 26 августа 1812 года произошло крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. с армией Наполеона Бонапарта, а главнокомандующим русской армии был М.И. Кутузов -3 балла).
Ведущий: Внимание, второй вопрос для зрителей. (Открывается 3 слайд файла) Вы видите перед собой на слайде фотографию храма. Что вы можете сказать об этом храме? (Это Храм Святых Петра и Павла, построенный в д. Прохоровка в память погибших в битве под Прохоровкой -1 балл).
3 вопрос. Зачитывается фрагмент документа:
«Из приказа Верховного Главнокомандующего от 5 августа 1943 г.: «Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта…в результате ожесточённых боёв овладели городом Орёл.
Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород.
…В ознаменование одержанной победы 5, 129, 380-й стрелковым дивизиям… присвоить наименование «Орловских»…
89-й гвардейской и 305-й стрелковой дивизиям… присвоить наименование «Белгородских»…
(Открывается файл под номером 3. 4 балла) Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет…»
Как ещё, согласно приведённому документу было ознаменовано освобождение в ходе Курской битвы городов Орла и Белгорода? (Целиком абзац текста звучит так: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий». То есть освобождение в ходе Курской битвы городов Орла и Белгорода было ознаменовано салютом. Это был первый салют в Великой Отечественной войне -4 балла).
4 вопрос. (Открывается файл под номером 4. 1 балл) Какое отношение слово, написанное на слайде имеет к теме раунда? («Цитадель» - кодовое название плана наступательной операции немецко-фашистских войск в июле 1943 г.в районе Курского выступа -1 балл).
5 вопрос. (Открывается файл под номером 5. 2 балла) Перед вами на слайде уже знакомая вам фотография Ильи Елизаровича Бармина, а также фотография Ивана Александровича Кузнецова. Иван Александрович был в годы Великой Отечественной войны лётчиком, командиром эскадрильи. 219 успешных боевых вылетов, 59 воздушных боёв, 10 лично сбитых самолётов врага. В богатой событиями военной судьбе Ивана Александровича было и участие в битве на Курской дуге. А теперь давайте на мгновение отвлечёмся от разговоров войне. Внимание, вопрос: что связывает этих двух людей, будущих Героев Советского Союза, в их прежней, довоенной жизни? (Они оба являются уроженцами одного того же села -1 балл – села Репное -1 балл когда-то Борисоглебского уезда, а ныне Уваровского района Тамбовской области).
6 вопрос. (Открывается файл под номером 6. 2 балла) В ходе Курской битвы были осуществлены планы разгрома орловской группировки противника и наступательной операции советских войск на белгородско-харьковском направлении. Оба эти плана носили имена великих русских полководцев прошлого. Чьи имена они носили? (План разгрома орловской группировки противника назывался «Кутузов» -1 балл, а план наступательной операции на белгородско-харьковском направлении носил название «Полководец Румянцев» -1 балл).
Ведущий: Пока жюри подводит итоги 3 Раунда, песня, которая сейчас прозвучит, приведёт нас в наш последний, 4 Раунд. Внимание, третий вопрос для зрителей: о какой битве пойдёт речь в 4 Раунде, и какие именно строки песни вам это подсказали? (Речь пойдёт о битве за Берлин. Строки песни: «От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот,
Такие, брат, дела» -1 балл).
Итак, речь в последнем Раунде пойдёт о битве за Берлин. Но, прежде чем мы приступим к игре, жюри огласит результаты 3 Раунда.
Слово жюри (Жюри оглашает итоги 3 Раунда и общие итоги на данный момент).
4 Раунд. Битва за Берлин.
Ведущий: Тема Раунда уже известна – «Битва за Берлин». И игру вновь начнёт команда, правильно ответившая на 1 вопрос раунда.
1 вопрос. Этой медалью после битвы за Берлин были награждены 1082 тыс. воинов. Что это за медаль? (Это медаль «За взятие Берлина» -1 балл).
2 вопрос. Какое отношение указанное на слайде число имеет к теме Раунда? (Осуществление Берлинской операции началось 16 апреля 1945 г. Ещё до рассвета авиация и артиллерия 1 Белорусского фронта обрушили свои удары на оборону врага. Никогда ещё ни в одной операции не достигалось такой мощи огня. Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе. Вслед за последним залпом артиллерии в наступление перешли сразу пять общевойсковых армий и одновременно 143 мощнейших прожектора направили свои лучи на противника, освещая путь советским воинам и ослепляя врага -1 балл).
Информационные ресурсы:
Литература: 1) Беленко В.В. Нам дороги эти позабыть нельзя… Сценарии акций, вечеров, классных часов (патриотическое воспитание школьников). М., Педагогическое общество России, 2005.
2) Великая Отечественная… Краткая, иллюстрированная история войны для юношества. М., «Молодая гвардия», 1975.
3) Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. Гл. ред. М.М. Козлов. М., «Советская энциклопедия», 1985.
4) Внеклассная работа по истории. Авт.-сост. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин. Саратов, «Лицей», 2003.
5) Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. Тамбов, «Издательство Юлис», 2007.
6) История. 5-11 классы. Инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера. Авт.-сост. Е.В. Тайкова, Л.А. Степанова и др. Волгоград, «Учитель», 2010.
7) История России. XX век. Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы. Под редакцией профессора М.Е. Главацкого. М., «Дрофа», 1999.
8) Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты: Справочник. Под ред. О.А. Ржешевского. М., «Республика», 2000.
9) Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны. М., Издательство политической литературы, 1980.
10) Сколотнева Л.Е. Праздники в школе. Сценарии, конкурсы, викторины. С.-П., Издательский Дом «Литера», 2002.
11) Тамбовская энциклопедия. Гл. науч. ред. Л.Г. Протасов. Тамбов, «Издательство Юлис», 2004.
12) Школьная энциклопедия. История России. 20 век. М., «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
Мультимедийные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
CD «От Кремля до Рейхстага».