МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ШКОЛА ИМ. И.И. БЕРЕЗНЮКА Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Конспект урока по географии
5 класс
Тема: «Эпоха Великих географических открытий.
Открытие Нового Света»
Подготовила:
учитель географии
Алексеенко Г.М.
Коктебель,2024г.
Урок географии 5 класс тема: " Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света»
Цель: познакомить учащихся с мореплавателями, и их заслугами в познании и развитии географии.
Планируемые результаты:
Предметные: называть имена путешественников и мореплавателей, уметь определять пути их следования.
Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами . Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: учебник: «География. 5-6 классы», авторы: А.И.Алексеев,В.В. Николина, Е.К.Липкина, М. Просвещение, 2023г.»; физическая карта полушарий; карты атласа с.12-13.; проектор.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии? II. Актуализация опорных знаний
Проверка д/з
Учитель: -Какую тему, мы изучили с Вами на прошлом уроке? (География в эпоху Средневековья).
Задание1. На интерактивной доске кроссворд, в котором зашифрованы слова, ваша задача найти и объяснить их значение .(Викинги, Ибн-Батуту, Афанасий Никитин, Марко Поло)
Все остальные работают с текстом.
1.А, 2.А.3.А.4.А.5.В,Г,
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
1.Период времени с 5 по 15 века принято считать:
А. Средневековьем Б. Новым В. Стародавним Г. Древним миром
2. В состав государства Арабский халифат входил:
А. Пиренейский полуостров Б. Скандинавский полуостров В. Камчатский полуостров Г. полуостров Лабрадор
3. Афанасий Никитин первым из русских купцов побывал в:
А. Индии Б. Японии В. Китае Г. Корее
4. К какому периоду относятся Крестовые походы?
А. 11-13 вв. Б. 9-11 вв. В. 5-7 вв. Г. 7-9 вв.
5. Какие моря пересекали викинги при походах в Византию?
А.Каспийское Б. Белое В. Балтийское Г. Черное
3.Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя
В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.
-Ребята, обратите внимание на интерактивную доску, на ней набор букв.
-А как «набор букв» связан с нашим уроком? (Зашифрована тема урока)
КРИЕОТЫТ ВГОНОО ТАВЕС и ПОЭХА КИХВЕЛИ ОГЕРАГФИСКЧЕИХ КРИЙОТЫТ (Открытие Нового света и Эпоха Великих географических открытий) запишите тему урока в рабочей тетраде.
- А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)
-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску)
Достижение цели
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV. Изучение новой темы
Учитель: Ребята, у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме.Для этого нам нужно составить план действий.( учащиеся пишут план урока).
План урока
Причины формирования эпохи Великих Географических Открытий.
Экспедиции Х.Колумба и А. Веспуччи
Значение открытия нового света.
Экспедиции Бартоломеу Д. и Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Значение Великих Географических Открытий.
Учитель: Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.
Учитель: где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)
Учитель: Работаем с учебником, с параграфом 4, записываем в рабочий лист.
Задание №1: Пользуясь параграфом 4, выделите основные причины наступления эпохи великих географических открытий:
Рост крупных городов и быстро развивалась торговля
Развивалось европейское книгопечатание. В которых писалось, о богатых золотом и драгоценными камнями странах.
Появились новые карты, которые включали в себя сведения , собранные ранее
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию?(ответы учащихся).
Переходим ко второму вопросу нашего плана-это экспедиции Х. Колумба и А. Веспуччи
Задание №2: Пользуясь параграфом 4, запишите, что было открыто в экспедициях Христофора Колумба
Достигнуты Багамские острова, Куба и Гаити.
Открыл ряд других островов
Побережье Южной и Центральной Америки
Задание №3: Экспедиция Америго Веспуччи
Совершил четыре экспедиции, в Новый Свет, первым предположив, что открытие Колумбом земли не Индия, а новый материк. В его честь, стали называть материк- «страной Америго», а впоследствии Америкой.
Подведем итоги.
Учитель:
-Какие открытия были совершены в ходе поисков пути в Индию?(ответы учащихся).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель : -Переходим к третьему вопросу нашего плана-это значение открытия Нового света.
Европейцы получили золото, узнали о новых культурных растениях.
- А какое значение имело открытие Нового света для индейцев?
Забирали золото, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы.
-Следующий пункт нашего плана- это экспедиции Бартоломеу Д.и Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Работа с параграфом 4,с.16,18. и рабочим листом
Д. Бартоломеу- обогнул южную оконечность Африки и в 1488 году открыл мыс Доброй Надежды.
Васко да Гама- достиг западных берегов Индии, установив, что Атлантический и Индийский океан соединены между собой.Фернан Магеллан- совершил первое кругосветное путешествие,обогнул южную оконечность Америки. Открыл пролив (названный в его честь) и острова Огненная Земля. Пересек неведомый океан, который назвали Тихим.
Френсис Дрейк- обследовал тихоокеанские берега Южной и Северной Америки. Созданы новые карты Старого и Нового Света, именем Дрейка назван пролив соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Итак, подведем итоги.
Учитель:
-Кто совершил первое кругосветное путешествие?(ответы учащихся).
-В чем значение ВГО?
Подтвердилась шарообразность Земли; получены описания новых земель; появились разнообразные карты и описания.
VI. Закрепление знаний и умений учащихся.
-Учащиеся выполняют тест и делают взаимопроверку.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1.Экспедиция Васко да Гамы:
А. пересекла Атлантический океан Б. совершила кругосветное плавание В. открыла острова Огненная Земля Г. достигла берегов Индии морским путем
2. Именем Фернана Магеллана назван:
А. остров Б. полуостров В. залив Г. пролив
3. Кругосветные плавания в эпоху Великих географических открытий совершили:
А. Христофор Колумб и Фернан Магеллан Б. Фернан Магеллан и Френсис Дрейк В. Васко да Гама и Христофор Колумб Г. Фернан Магеллан и Америго Веспуччи
4.Эпоху Великих географических открытий связывают с периодом:
А. 15-16 вв. Б.16-17 вв. В. 17-18 вв Г.18-19 вв.
1.Г
2.Г
3.Б
4. А
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
7.Домашнее задание:1. параграф 4 изучить;
2.по желанию-составить кроссворд «Путешественники»
Учитель: Ребята, какие отметки мы сегодня поставим? Кто заслуживает по-вашему мнению «5»?
Рабочий листок учащегося ученика 5 класса
ФИ
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
1.Период времени с 5 по 15 века принято считать:
А. Средневековьем Б. Новым В. Стародавним Г. Древним миром
2. В состав государства Арабский халифат входил:
А. Пиренейский полуостров Б. Скандинавский полуостров В. Камчатский полуостров Г. полуостров Лабрадор
3. Афанасий Никитин первым из русских купцов побывал в:
А. Индии Б. Японии В. Китае Г. Корее
4. К какому периоду относятся Крестовые походы?
А. 11-13 вв. Б. 9-11 вв. В. 5-7 вв. Г. 7-9 вв.
5. Какие моря пересекали викинги при походах в Византию?
А.Каспийское Б. Белое В. Балтийское Г. Черное
Достижение цели
Задание №1: Пользуясь параграфом 4, выделите основные причины наступления эпохи великих географических открытий:
Рост крупных городов и быстро развивалась торговля
Развивалось европейское книгопечатание. В которых писалось, о богатых золотом и драгоценными камнями странах.
Появились новые карты, которые включали в себя сведения ,
Совершил четыре экспедиции, в Новый Свет, первым предположив, что открытие Колумбом земли не Индия, а новый материк. В его честь, стали называть материк- «страной Америго», а впоследствии Америкой.
Задание №2: Пользуясь параграфом 4, запишите, что было открыто в экспедициях Христофора Колумба
Достигнуты Багамские острова, Куба и Гаити.
Открыл ряд других островов
Побережье Южной и Центральной Америки
Задание №3: Экспедиция Америго Веспуччи
Совершил четыре экспедиции, в Новый Свет, первым предположив, что открытие Колумбом земли не Индия, а новый материк. В его честь, стали называть материк- «страной Америго», а впоследствии Америкой.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1.Экспедиция Васко да Гамы:
А. пересекла Атлантический океан Б. совершила кругосветное плавание В. открыла острова Огненная Земля Г. достигла берегов Индии морским путем.
2. Именем Фернана Магеллана назван:
А. остров Б. полуостров В. залив Г. пролив
3. Кругосветные плавания в эпоху Великих географических открытий совершили:
А. Христофор Колумб и Фернан Магеллан Б. Фернан Магеллан и Френсис Дрейк В. Васко да Гама и Христофор Колумб Г. Фернан Магеллан и Америго Веспуччи
4.Эпоху Великих географических открытий связывают с периодом:
А. 15-16 вв. Б.16-17 вв. В. 17-18 вв Г.18-19 вв.