СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие географические открытия

Нажмите, чтобы узнать подробности

До конца века европейцы знали только три части света: Европу, Азию, Африку. Хотя около 1000 – ного года норманны добрались до Северной Америки, в других странах об этом не знали. И к концу XV века знания европейцев о Земле очень расширились, увеличилось производство товаров, и расширилась торговля.

Просмотр содержимого документа
«Великие географические открытия»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №28” г. о. Нальчик





Интегрированный урок (история + география)



по теме : ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

7-б класс

11.02.2019г.









провели: Бичекуева Марина Шарафиевна

Моломатова Марина Таукановна

















Нальчик, 2019г.

Цели:

  • Совершенствование умений и навыков работы с картой;

  • Показать, что в результате экспедиции в неизвестные доселе европейцам страны в XV веке был открыт американский континент;

  • Углубить полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей;

  • Помочь учащимся понять, что Великие географические открытия явились крупным вкладом в науку, имели значительные последствия для развития европейской и мировой экономики, социальных отношений, культуры, повседневной жизни людей.

Актуальность: интегрированный урок наиболее яркий и оригинальный, позволяющий педагогу увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение практических заданий, которые проводит учитель географии.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • совершенствовать свои умения и навыки работы с географической и исторической картой;

  • углубить полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей;

  • понять, что Великие географические открытия явились крупным вкладом в науку, имели значительные последствия для развития европейской и мировой экономики, социальных отношений, культуры, повседневной жизни людей.

Подготовительная работа: Создаются 4 группы по 6 человек. Распределяются роли: капитана, кока, короля. Два ученика готовят роль путешественников: Бартоломео Диаша и Васко да Гамма.

Оформление доски:

  • Плакат с причинами географических открытий;

  • Корабль с темой урока;

  • Настенная карта, атласы «Географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVII в.».

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение новой темы



Рассказ учителя о причинах географических открытий.

Учитель истории: До конца века европейцы знали только три части света: Европу, Азию, Африку. Хотя около 1000 – ного года норманны добрались до Северной Америки, в других странах об этом не знали. И к концу XV века знания европейцев о Земле очень расширились, увеличилось производство товаров, и расширилась торговля. Итак, первой причиной является ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕХВАТКИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.

В XV веке для поиска золота были организованны первые экспедиции в неизведанные страны. Самой заманчивой страной были Индия. Они думали: стоит лишь туда добраться, как сокровища потекут к ним рекой. Торговые пути с Индией и странами Азии находилась в руках арабов, которые перепродавали европейцам товары в несколько раз дороже.

 Вторая причина: ПОИСКИ НОВЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ В ИНДИЮ, которые не шли бы через Средиземное море и арабские территории. Да и турки – османы мешали торговать с Востоком – брали высокие пошлины.

Подумайте, какие причины, кроме названых выше, могли лежать в основе деятельности отважных путешественников?

(Ответы учеников.)

Третьей причиной является – СТРЕМЛЕНИЕ УЗНАТЬ О ДАЛЁКИХ ЗЕМЛЯХ.

(1 ученик. Куц Жанна.)

Был такой купец Афанасий Никитин. Он жил в Индии с 1466-1472 года. Его караван на Волге был разграблен, возвращаться назад означало попасть в кабалу, в тюрьму. Никитин приобрёл товары, купил лошадь и отправился в Индию через Каспий и Иран. В 1469 году он прибыл в город Камбей. Тут выяснилось, что он был не только купцом, но и умным, заинтересованным наблюдателем. Он захотел, чтобы об этой стране узнало как можно больше людей. Приехав в Россию, он написал правдивое описание Индии бес прикрас, которое он назвал «Хождение за три моря». Это было за 30 лет до путешествия Васко Да Гамма.

Рассказ учителя истории.

Давайте заглянем в историю. Португалия – страна отважных моряков. Главным занятием была морская торговля и рыболовство. В XV веке они стали совершать экспедиции вдоль западного берега Африки. Открытие земли назывались так: Невольничий рынок, Берег Слоновой кости, Чем говорят эти названия? Португальцы верили, что огибая Африку можно попасть в Индию.

Перед Вами Бартоломео Диаш и король.

Инсценированный учащимися диалог ( Антонович Д.)

– Ваше величество, я пишу вам в печали и тоске. Прошу простить меня , что экспедиция не удалась, Путь в Индию не открыт.

Мои матросы подняли бунт. Слишком много испытаний пришлось нам выдержать. Долгое время мы шли у самых берегов Африки. Вам известно, что это самое жаркое место на свете. У нас осталось совсем мало продуктов. Самое страшное – это нехватка воды, она ценится в этих местах дороже золота. Жажда, сжигающая всё жажда. Жестокая лихорадка унесла жизни многих моих матросов. Сильные ветры порвали паруса.

Но мы всё – таки обогнули южную оконечность Африки. Мыс Доброй Надежды – так назвали мы самую южную точку Африки. Я нанёс на карту очертания африканских берегов. В Африке много рабов и земли. Я понимаю всю ничтожность моих объяснений, но уповаю на Ваше милосердие.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ( учитель географии)


Задание для кока ( Сижажев Ислам)

Из предложенных терминов учащихся должны выбрать только те, которые соответствуют материку Африка.

Термины:

Слоновой кости
Золотой Берег
Водопад Виктория
Кордильеры
Сахара

Нил
Амазонка
Кенгуру
Пустыня
Рабы









Рассказ учителя истории об открытии Америки

Противники португальцев испанцы искали морские пути в Индию в западном направлении. Уже многие верили, что Земля имеет форму шара, и утверждали, что плывя на запад можно добраться до Индии более коротким путём, чем путём вокруг Африки.

( Биография Христофора Колумба . (ученица – Жилясова А.)

Задание для капитана. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК».

В черном ящике лежат три вещи, которые Колумб привез из нового Света.

1.Ее Колумб назвал «Индийским зерном» кормом скоту, а мы ценим ее достоинства при походе в кино. (кукуруза)

2.Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр 1 увидел в нем «второй хлеб для России». (Картофель)

3.Родиной этого продукта считается провинция Каффа в Эфиопии, отсюда и название само продукта. Легенда гласит, что однажды Эфиопский пастух заметил, что козы, наевшись плодов неизвестного дерева, начинают активно скакать по холмам. (кофе)

Учитель географии.

Задание для матросов. Географический тест.

1. Назовите дату открытия Америки.

А) 1 декабря 1517 год;
Б) 12 октября 1492 год;
В) 20 сентября 1480 год.

2. В честь кого названа Америка?

А) Амиго – индейский друг;
Б) Америки Дало;
В) АмеригоВеспучи.

3. Откуда были завезены первые рабы?

А) Из Африки;
Б) Из Европы;
В) Из Австралии.

4. Какое звание получил Васко Да Гамма после открытия пути в Индию.

А) Генерал;
Б) Маршал;
В) Адмирал.

5. Кто из путешественников не пытался открыть морской путь в Индию?

А) Васко Да Гамма
Б) Фернан Магеллан;
В) Христофор Колумб.

Рассказ учителя истории: То, что не удалось Диашу, сумел осуществить Васко Да Гамма.

Инсценированный рассказ учащегося.

– Ваше величество, через четыре с половиной месяца после отплытия мы обогнули Африку, и вышли к её восточному побережью. Нога европейского путешественника ещё здесь не вступала.

Сильные бури, и встречные течения затрудняли плаванье. Матросы страдали от жары, умирали от болезней. Но мне удалось найти опытного лоцмана, который провёл корабль через Индийский океан.

С радостью в сердце сообщаю Вам, что в мае 1498 года португальские корабли бросили якорь у индийского города Каликут. Меня принял раджа.

Я приказал матросам закупить на берегу пряности. Но арабские купцы, боясь нас, уговорили раджу арестовать моих людей. В ответ я арестовал несколько знатных вельмож, которые осматривали мой корабль. Тогда раджа выпустил моряков и прислал за индийцами лодки. Но я приказал открыть огонь из пушек т и отказался вернуть пленников. Вскоре они будут доставлены к вам во дворец.

Наша экспедиция длилась два года, в пути погибло много матросов, но путь в Индию открыт. Пряности, которые мы привезли, в 60 раз дороже суммы, затраченной на организацию путешествия.

Учитель истории: Наряду с португальцами активное участие в географических открытиях приняли и испанцы. В 1519 г кругосветное путешествие совершил Фернандо Магеланн.

Ученица (Тукова Мария).

1519–1522 годах испанцы предприняли смелое рискованное путешествие с целью достижения Азии западным путём. Во главе экспедиции был храбрый и опытный моряк Фернан Магеллан. Флотилия из пяти кораблей пересекла Атлантический океан. Бесстрашно проплыли вдоль берегов Южной Америки, пока не открылся пролив на запад, названный позднее Магеллановым. Через это пролив корабли вышли в океан. Но они не знали, что это был океан. 4 месяца они плыли вперёд, погода была хорошей, и моряки назвали океан Тихим. Но мореплаватели были в трудном положении: продукты кончились, питались червивыми сухарями, пили протухшую воду. Многие болели и умирали.

Наконец добрались до Филлипинских островов. Здесь в стычке с местными жителями Магеллан погиб. Из 5 кораблей, на которых было 265 человек, вернулось только 19.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ .

Задание (проводит учитель географии)

Учащимся предлагается карточки с описанием личности путешественника. Нужно его назвать.

1.Жил около 1469–1524 гг. в Португалии. Первым проложил морской путь в Индию, проведя свои корабли вокруг Африки. После чего получил звание адмирала.

2. Жил 1451–1506 гг.в Италии. Решив открыть путь в Индию, поплыл в западном направлении и совершенно случайно открыл Америку.

3. Исследовал западные берега Африки. Открыл мыс Доброй Надежды. Открыл путь к «Берегу Слоновой кости» и «Золотому берегу».

4. Жил около 1480-1521 гг. в Португалии. Во главе испанской морской экспедиции совершил первой кругосветное плаванье. Это путешествие доказало шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана.




















Разгадывание кроссворда (групповая работа)






1
















2













3













4















5















6














7









8















9
















10











Кроссворд по теме Великие географические открытия

  1. Как назывался корабль, который единственный вернулся из кругосветного плавания в 1522 году (в переводе означает «победа»)?

  2. Назовите самого прославленного генуэзца, который сделал самое важное открытие в 1492 году?

  3. Назовите имя португальца, который первым проложил путь вокруг Африки до Индии?

  4. Что означает португальское завоевание Африки, целью которого были поиски золота в верховьях Нила?

  5. Какой португальский мореплаватель достиг Южной оконечности Африки?

  6. Восточная страна, путь в которую искали европейцы в эпоху ВГО?

  7. Какой итальянский мореплаватель первым высказал мысль о том, что открытая Колумбом Индия это вовсе не Индия, а совершенно неизвестная земля?

  8. Как называлось быстроходное судно, которое могло преодолеть долгое и тяжелое расстояние?

  9. Как назывался прибор для ориентации в открытом море?

  10. Назовите имя португальского принца, прозвище которого было «Мореплаватель», но он никогда не выходил в открытое море?



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (учитель истории)

Создание кластера «Последствия великих географических открытий» (2-3 мин.)

  1. Встреча миров

  2. Единый мировой рынок

  3. Появились колонии

  4. Развитие наук: географии, астрономии, истории



III. Итог урока

Домашняя работа

§ 2, ответить на вопросы в конце параграфа;
По итогам урока составить таблицу:

Использованная литература :

  1. Юдовская А.Я., Баранова П.А. Учебник: Новая история. 1500–1800. 7 класс, М.: Просвещение, 2003.

  2. Волкова К.В., Давыдова О.В. Тематическое поурочное планирование по новой истории. 1500–1800: 7 класс: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Барановой. Новая история. 1500–1800. 7 класс (Серия «Учебно-методический комплект»). Изд-во «Экзамен», 2006.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!