| Мотивация, Целеполагание Видео «Венский вальс» | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ребята поднимите руку, кто любит танцевать. Я очень рада, что многие из вас любят танцевать. А что такое танец? Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. Ребята, а какие танцы вы знаете? (Самба, Мазурка, Русский народный и бальный танец, Полька, Лезгинка, Вальс, Хонга, Симд). Сейчас мы посмотрим видео с танцем, который называется ВАЛЬС. Обратите внимание, как танцуют вальс (по одному или парами), какие костюмы у танцующих. Видео (вальс) - просмотр и беседа Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся с вальсом и с его королем Иоганном Штраусом. Какое название будет иметь тема нашего урока? Тема нашего урока: Вальс и его «король» - композитор Иоганн Штраус (презентация) Иоганн Штраус родился 25 октября 1825 г. в Вене. Это в 19 веке, очень давно он занимал пост дирижёра венских придворных балов. Излюбленным жанром (жанр – это вид музыки) стала для Штрауса танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки. Штрауса называли королём вальсов за такие шедевры, (шедевр – это исключительное по своим достоинствам произведение искусства) как «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Императорский вальс». Помимо танцевальной музыки в творчестве композитора основное место занимает оперетта, (оперетта – маленькая опера, где действующие лица поют, разговаривают, играют на сцене ) Особую популярность получили «Летучая мышь», «Цыганский барон». Когда Иоганн Штраус был маленьким, он учился играть на скрипке тайком от отца, который не хотел, чтобы он был музыкантом, а который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. Юный Иоганн очень любил музыку и хотел идти по стопам отца, но Штраус - отец не хотел, чтобы сын стал музыкантом (слайд № 3). Отец отправил юношу работать в банк, но Иоганн ненавидел свою работу и втайне брал скрипичные уроки. (Слайд №3). Занимаясь тайно Иоганн-младший всё - таки закончил своё музыкальное образование. В свои 19 лет Иоганн Штраус-сын собрал собственный оркестр и начал появляться в бальных залах. (слайд №5) На первом же концерте, в котором он выступал как композитор, как скрипач, как дирижер. Его вальс начинавший программу, по просьбе публики был повторен 4 раза, а заключительный - 19 раз! (слайд № 5) | Приветствуют. Высказывают свои мысли. Отвечают. Дети выводят тему Дети дают предположительные ответы, что такое ЖАНР ШЕДЕВР ОПЕРЕТТА |
1. | Слушание музыки И.Штраус «Весенние голоса» | 1.Установка на 1 прослушивание: Вальс – это плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере .Вальс - это танец в размере 3 четверти. То есть . танцуя, можно всегда считать :раз, два, три .Раз, два, три Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот (кружение) Впервые вальс стал популярен в Вене в XVIII веке, в последующие годы, распространившись во многие страны. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах. Ребята, я вам предлагаю прослушать вальс, который написал Иоганн Штраус «Весенние голоса». После прослушивания ответьте на такие вопросы: -Какое настроение вызывает у вас эта музыка? -Что вы представляли, слушая эту музыку? Слушаем в полной тишине. 2.1 прослушивание и беседа по вопросам. 3.Установка на 2 прослушивание: обратить внимание на характер музыки. (если настроение грустное, то и характер, соответственно грустный, если настроение радостное светлое вызвала музыка, значит и характер музыки радостный светлый. 4. 2 прослушивание 5. Вывод : Вальс «Весенние голоса «И. Штрауса носит характер торжественности, приподнятости. величия | Слушают. Отвечают на вопросы о характере музыки, настроении, вызванном музыкой |
2. | Музыкально – ритмические движения Иоганн Штраус «Сказки венского леса» | 1.Установка на 1 прослушивание: Ребята, сейчас мы с вами просмотрим видео вальса «Сказки венского леса», музыку этого вальса написал Иоганн Штраус. После просмотра ответьте мне на такие вопросы: -Какой характер музыки? -Какое настроение вызывает эта музыка. (если настроение грустное, то и характер, соответственно грустный, если настроение радостное светлое вызвала музыка, значит и характер музыки радостный светлый. 2. Прослушивание и беседа. Ребята, и у осетинского народа есть « Осетинский вальс» Г. Гуржибекова, который в свое время исполнял Государственный ансамбль народного танца СОАССР « Алан». 3.Показ и разучивание музыкально-ритмических или танцевальных движений Покачивание руками поднятыми руками над головой и опущенными руками Ребята, а сейчас мы с вами под эту музыку будем плавно покачивать руками, в такт музыки. Сначала в такт музыки мы качаем руками наверху, а потом в такт музыки качаем руками внизу. 4. Исполнение с движениями | Смотрят. Отвечают на вопросы. Просмотр видео Исполняют движения. |
3. | Творчество Иоганн Штраус «На прекрасном голубом Дунае» | Импровизация танцевальная Ребята, сейчас мы с вами прослушаем вальс «На прекрасном голубом Дунае». Определите характер музыки и настроение, которое она вызвала у вас. Слушание и беседа. Музыка также полетная, нежная, проникновенная. Под этот замечательный вальс давайте представим себя дирижерами симфонического оркестра, который исполняет этот красивый вальс. Все встали, выполняем движения руками ровно, в такт музыки. | Характер вальса Выполнение дирижерских жестов |
4. | Игра на музыкальных инструментах Иоганн Штраус «На прекрасном голубом Дунае» (видео) | Ребята, я вам предлагаю просмотреть видео «На прекрасном голубом Дунае» После просмотра ответьте на вопросы: Какие инструменты используются для исполнения вальса? (струнные, духовые и ударные) Кто исполнял это произведение? Это играл оркестр. А что такое оркестр? Оркестр - коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. А какой это оркестр? Правильно это симфонический оркестр, потому что там мы видим инструменты симфонического оркестра: это струнные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты. | Смотрят. Отвечают на вопросы учителя. |
| Рефлексия Видео «Венский вальс» | Итак, ребята, подведем итог урока. Какая была тема нашего урока? С каким композитором мы сегодня познакомились? Какие произведения сегодня мы слушали? В завершении нашего урока предлагаю просмотреть вальс «Венские голоса». Все встали, урок окончен, всем спасибо. | Отвечают на вопросы учителя. Смотрят. |