Класс______________________________ Дата______________________ № урока
Тема: Великобритания: конец Викторианской эпохи
Цели и задачи: Способствовать формированию представления о Британской империи, ознакомлению с экономическим развитием Англии, реформами и их последствиями; создать условия для развития умений переносить знания в новые ситуации (знания о процессе модернизации, монополистическом капитализме, правовом государстве и гражданском обществе и пр.); воссоздавать исторические образы (Дизраэли, Гладстон, королева Виктория); рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); аргументировать свою точку зрения; выступать с сообщениями, работать с картой
Тип и вид урока: изучение новых знаний
Планируемые результаты (предметные)
Узнают, что демократические реформы становятся единственно возможным методом управления государством как для либералов, так и для консерваторов; понимают закономерности экономического развития европейских стран в конце XIX – начале XX в. – переход от капитализма свободной конкуренции к капитализму монополистическому; характеризуют особенности развития капитализма в Англии. Овладевают целостными представлениями об историческом пути народов человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества. Расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
Личностные результаты
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Метапредметные результаты
Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Организационная структура урока
Этапы урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
II. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа
Называет тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи урока.
Предлагает выполнить познавательные задания (см. Приложение 2)
Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя
Фронтальная. Устный опрос
III. Усвоение новых знаний и способов действий
Фронтальная, индивидуальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ
учителя, работа с картой, работа с иллюстрацией, беседа, тезисы, работа с датами, работа с терминами и понятиями
1. «Мастерская мира» уходит в прошлое. Работа с текстом учебника. Раскрывают вопрос, учитель предлагает записать в тетради причины замедления темпов экономического развития.
2. Двухпартийная система.
Актуализирует знания учащихся об английской политической двухпартийной системе. Раскрывает вопрос. Подчеркивает, что к середине XIX в. в Англии в значительной мере сложилось гражданское общество: допускались свобода слова и демонстраций, издание газет, сословные привилегии теряли свое значение, на первое место ставились свобода и способности отдельной личности, ее самостоятельность, независимость, индивидуализм
Слушают рассказ учителя. Работают с картой. Рассматривают иллюстрацию. Делают записи
в тетрадях в виде тезисного плана.
Вступают в беседу. Знакомятся с новыми датами, терминами и понятиями
Р: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.
П: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
К: описывают объект; формулируют собственное мнение и позицию; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; используют в общении правила вежливости
Фронтальная. Устный опрос. Фронтальная, парная, индивидуальная.
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом, работа с документом,
беседа, записи, работа с датами, работа с терминами и понятиями
3. Эпоха реформ: Б. Дизраэли и У. Гладстон.
Организует работу с текстом.
– Какие реформы были проведены либералами и консерваторами во второй половине XIX в.? Что изменили эти реформы в общественном устройстве?
– Используя дополнительные материалы в учебнике, охарактеризуйте Б. Дизраэли и У. Гладстона как политических деятелей.
4. «Торговля следует за флагом».
Кратко освещает вопрос с опорой на карту.
5. Движения протеста. Рождение лейбористской партии.
6. «Мятежный остров» борется за гомруль.
Раскрывает вопрос с опорой на карту
Читают указанный текст. Находят в тексте ответы на вопросы. Используя дополнительные материалы, характеризуют политических деятелей, работая в парах. Слушают рассказ учителя, работают с картой
Р: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действия.
П: осуществляют поиск
и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; составляют характеристику.
К: умеют работать в паре; контролируют действия партнера
Фронтальная, парная. Устный опрос, характеристика политического деятеля, работа с картой
IV. Закрепление знаний и способов действий
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа
Предлагает обсудить познавательные задания
Обсуждают познавательные задания
К: формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства
Фронтальная. Устный опрос
VI. Рефлексия. Фронтальная. Словесный. Письменный тест
– Закончите предложения:
• На уроке я работал… • Своей работой на уроке я… • Урок для меня показался…
• За урок я… • Мое настроение… • Материал урока мне был… • Домашнее задание мне кажется…
Р: проявляют открытость в осмыслении своих дей-ствий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Индивидуальная. Письменные ответы
VII. Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя
§ 20, даты, термины и понятия; задания в рабочей тетради (на выбор учителя)
Воспринимают задание, уточняют
Р: принимают учебную задачу, планируют ее решение
Индивидуальная. Задания, даты, понятия и термины
Познавательные задания:
1. На рубеже XIX–XX вв. Великобритания по темпам экономического развития уступает Германии и США. Подумайте, в чем заключаются причины этого явления.
2. Как вы думаете, соответствовали ли действительному положению вещей на рубеже XIX–XX вв. слова государственного гимна Великобритании «Правь, Британия, морями!»?
3. Сравните социальные реформы в Великобритании и социальные реформы в Германии. В чем вы видите их сходство и различие?
4. Как вы думаете, почему в Великобритании были популярны строки из стихов Тенинсона «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона»?
Материал к уроку
Создание Британской империи
Часть света | Год | Страна | Значение колоний для Великобритании |
Азия | 1860 | Непал | Протекторат и укрепление позиций в регионе. Природные ресурсы |
1870 | Афганистан |
1878 | Белуджистан |
1885 | Бирма |
Африка | 1882 | Египет | Контроль Суэцкого канала и укрепление позиций |
1880-1890 | Нигерия, Кения, Уганда, Сомали, Судан и др. | Природные ресурсы и укрепление позиций в регионе Зулуленд |
1888 | Родезия |
1902 | Трансвааль и Оранжевая |