СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

вербальные средстваобщения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Просмотр содержимого документа
«Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка»

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Значение общения

Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Решающая роль общения в психическом развитии ре­бенка доказывается глубоким и необратимым недоразви­тием детей, выросших в изоляции от человеческого обще­ства; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последу­ющей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душев­ной опустошенности.

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

  • благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

  • путем прямой постановки взрослыми задач, требу­ющих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

  • благодаря возможности для ребенка черпать в обще­нии образцы действий и поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружа­ющими. Потребность общения ребенка со взрослыми воз­никает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Критериями анализа становления потреб­ности в общении являются:

  • внимание к партнеру;

  • эмоциональное отношение к его воздействиям;
    стремление продемонстрировать себя;

  • чувствительность к отношению партнера.

Основные мотивы общения:

  • потребность впечатлений (познавательный мотив);

  • потребности в активной деятельности (деловой мотив);

  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Решающим фактором при этом служит поведение взрослого человека.

Структуру общения можно охарактеризовать путем вы­деления в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуника­тивной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не толь­ко знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс вос­приятия друг друга партнерами по общению и установле­ния на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая сторона не суще­ствует изолированно друг от друга.

В процессе общения используются знаковые систе­мы. Различают вербальные и невербальные средства об­щения.

Вербальное (речевое) общение

Вербальные, средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный зву­ковой язык.

Речь является самым универсальным средством обще­ния, поскольку, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определен­ного изменения в поведении.

Помимо произнесения слов вербальное общение пред­полагает:

  • восприятие и понимание;

  • реакцию на речь окружающих;

  • умение соблюдать очередность в разговоре;

  • способность при помощи общения удовлетворять це­лый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональ­ных и материальных;

  • способность выражать свои желания — сначала жеста­ми, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;

  • способность более точно выражать свои мысли с по­мощью грамматически правильного оформления предло­жений: использования падежных окончаний существи­тельных и прилагательных, построения предложных кон­струкций и т. п.;

  • способность отчетливо произносить самые разные звуки, тренировку органов артикуляции;

  • способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомяну­тых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблю­дать очередность.

Большинство детей самостоятельно справляются с язы­ковыми трудностями, но это происходит отнюдь не авто­матически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к воз­можностям ребенка, к уровню его развития, и своей реак­цией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в разговор или поддержать его.

В тех случаях, когда нарушение в психическом разви­тии затрудняет ребенку освоение навыков общения, роди­телям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо следить за тем, что умственно отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолк­нуть его к общению, какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, проявлять внимание к тому, что он пытается выразить, реагировать на эти попытки.

Невербальное (неречевое) общение

Большинство людей с серьезными психическими нару­шениями могут научиться говорить. В тех редких случа­ях, когда это оказывается невозможным, их учат невер­бальным средствам общения.

Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему: кинетика, паралингвистика, проксемика и визу­альное общение.

Кинетика — система знаков, включающая в себя же­сты, мимику, пантомимику. Эта система предстает как свой­ство общей моторики различных частей тела (рук — и тогда мы говорим о жестикуляции, лица — о мимике, позы — о пантомимике). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмоциональные реакции.

Паралингвистика — система знаков, представляющая собой такие «добавки» к вербальному общению, как вока­лизация, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность;

включение в речь пауз, других «вкраплений», например, покашливания, плача, смеха, наконец— сам темп речи.

Проксемика — это пространственная и временная орга­низация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

Визуальное общение — специфическая знаковая систе­ма, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций общения.

Восприятие человека и формирование первого впечат­ления о нем является начальным этапом общения. Име­ются реальные основания для понимания другого человека по его внешности и элементам поведения. Это достоверно установлено психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояни­ях, отношении к окружающим его людям и к людям во­обще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль пове­дения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространст­венная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет опре­деленное социально-перцептивное содержание и несет ин­формацию о внутренних состояниях и характеристиках, че­ловека. Его внешний облик, тесно связанный с манерой держаться, с языком поз и жестов, является важнейшим фактором неречевого воздействия.

Выражение лица — это своего рода визитная карточка внутреннего мира человека. С помощью одной только мимики можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, дви­жение рта, движения лица в области носа, а также опре­деляется степенью подвижности этих частей лица. Пер­вое и главное, что отражается в мимике человека, — это эмоции. Причем важно отметить большие «способности» людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний — одна из главных функций лицевой мимики. При атом основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Например, до предела поднятые брови оцени­ваются как выражение сильного недоверия к партнеру; наполовину поднятые — удивление; чуть-чуть нахмурен­ные — задумчивости, сосредоточенности; сильно нахму­ренные — гнева.

Обсуждая информацию, которую можно прочесть по лицу человека, необходимо сказать о роли направления взгля­да.

Взгляд — очень важный показатель в общении, он связан с формированием высказывания и трудностью это­го процесса. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на со­беседника смотрят меньше; когда трудность преодолева­ется — больше. Вообще же тот, кто говорит, меньше смот­рит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сто­рону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Наибольшей силой эмоционального воздействия обла­дает улыбка. Она способна без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усили­вать стремление собеседников к общению, улучшать их взаимоотношения.

Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контроли­руемы. При определенных обстоятельствах, когда чело­век хочет скрыть свои чувства, лицо его становится мало­информативным; в этом случае тело является главным источником информации для партнера.

Поэтому в общении важно знать о том, какую информа­цию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль поведения могут очень многое сказать.

Многочисленными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, показано, что практически все люди умеют хорошо читать позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают.

О той информации, которую несет жестикуляция, из­вестно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Несмотря на то что нормальное количе­ство жестов различно у разных народов и разных культур (больше на юге и меньше на севере), их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональ­ной возбужденности человека, его взволнованности. Воз­растает интенсивность жестикуляции и при желании до­стичь более полного понимания между партнерами, осо­бенно если оно почему-либо затруднено.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как мож­но меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза: стоя — руки скрещены на груди, сидя — обе руки упира­ются в подбородок, и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики и даже страха перед партнером.

«Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Имеют­ся ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыс­лителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указательный палец вытянут вдоль виска). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется к собеседнику, если же не очень заин­тересован — откидывается назад.

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять пря­мо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек лее, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, — рас­слаблен, спокоен, находится в свободной, непринужден­ной позе. Позы, как правило, являются неосознанным средством выражения психических состояний.

Значение и смысл многих поз, так же, как и остальных элементов поведения, могут быть понятны любому чело­веку. Вряд ли нужно специальное обучение, чтобы по­нять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему скорее плохо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная легкость, он раскре­пощен, свободен, — вероятно, у него хорошее настроение.

Может быть понятно и значение общего рисунка по­ходки — моментов вставания, усаживаний, т. е. значение стиля передвижения и изменения поз.

Походка является одним из важнейших ключей к пони­манию внутреннего состояния человека. Походка строго индивидуальна, поэтому так узнаваема. Вместе с тем в по­ходке хорошо видны многие характеристики человека. По походке наблюдатель довольно легко может распознать эмо­циональное состояние ее владельца: гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Так, в состоянии самая тяжелая походка во время гнева, самая большая длина шага — в состоянии гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они висят, а если он счастлив - он как бы летит, у него более частые и легкие шаги.

Умение читать информацию, которую несут в себе же­сты, движения, позы, важно для лучшего понимания со­стояния собеседника и контролирования внешнего прояв­ления переживаний.

Для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных Особенностей говорящего необходимо так­же знание звуковых особенностей речи: громкости и вы­соты звука, темпа, ритма речи, назализации, пауз, инто­нации. Важно помнить, что между тем, что мы говорим и как мы говорим, существуют расхождения. Люди больше будут доверять тону голоса, чем смыслу слов.

В организации процесса общения важную роль игра­ют пространственные условия. Пространство в общении структурируется определенным образом, т. е. существуют оптимальные зоны для различных видов общения.

Четыре межличностные зоны были выделены экспери­ментальным путем американскими учеными Э. Холлом и Дж. Трейджером.

Первая зона интимная. Она простирается на рассто­яние от 15 до 45 см. Эту зону человек рассматривает как свою собственную. Нарушать интимную зону разрешает­ся тем людям, которые близки человеку (любимые люди, родители, супруги, дети, близкие родственники и дру­зья). Общение в интимной зоне требует тихого голоса до шепота. При этом максимум информации передается не словами, а интонацией и мимикой лица. Многое не го­ворится, а только подразумевается, часты недоговорен­ности.

Вторая зона личная. Она распространяется на рас­стояние от 45 до 120 см. На этом расстоянии друг от друга люди обычно держатся во время приемов, на различных вечерах, общаясь со знакомыми. Это нормальная дистан­ция для повседневного общения. Люди при этом говорят негромким голосом, общаются свободно, неофициально.

Третья зона социальная (официальная). Она состав­ляет от 120 до 400 см. На таком расстоянии люди держат­ся от незнакомых людей, улаживают служебные дела, про­водят официальные встречи в кабинетах и в других обще­ственных местах. На расстоянии 250—400 см каждый может заниматься своим делом, не мешая окружающим. Общение на официальной дистанции требует громкой, четкой и достаточно раздельной речи, исключаются недо­говоренности. Все должно быть сказано открытым тек­стом, каждое предложение проговаривается до конца.

Четвертая зона зона публичного общения. В зави­симости от количества людей дистанция между ними ко­леблется от 4 до 8 м и более. Такой тип общения требует уже значительного изменения поведения человека. Голос должен быть громче, чем в обычных условиях. При этом требуется особая, отрывистая речь, когда каждое слово выделяется, четко выговаривается, произносится с ударе­нием. Каждое предложение строится правильно и догова­ривается до конца.

Обратная связь, в результате которой в общении уста­навливается соответствующее взаимодействие, определя­ется рядом факторов. В интимной и личной зонах извест­ную роль играют жесты, мимика, позы, а также ощуще­ние тепла и запаха. Однако главным каналом обратной связи здесь является зрение.

Социальная дистанция — это видение лица собеседни­ка как целого или всего тела человека и различение движений губ. Наконец, публичная дистанция — это рассто­яние, на котором люди легко схватывают взглядом не­сколько человек.

За последнее время проведено много исследований, по­священных выявлению тех или иных связей между со­стояниями и переживаниями человека и тем, как они выражаются внешне. Результаты этих исследований сви­детельствуют о том, что информация, заключенная во внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и с нарушением интеллекта. Поэтому педаго­гам, работающим с «особыми» детьми, следует обращать пристальное внимание на развитие у них невербального общения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!