СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Верю в Родины тайные силы..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-художественная композиция о судьбах поэтов эмигрантской поры

Просмотр содержимого документа
«"Верю в Родины тайные силы..."»

Литературно – музыкальная композиция о судьбах поэтов русской эмиграции

«Верю в Родины тайную силу...»

Цель

Литературно - музыкальная композиция "Верю в Родины тайную силу..." дает возможность приобщить учащихся к миру поэтических образов лирики В.Набокова, В.Смоленского, В.Диксона.

Ход мероприятия: слово учителя о теме, задачах, цели урока.

Звучит романс Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

1 чтец:

Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею, —
вот-вот сейчас пальнет в меня —
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.

Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.

Ведущий:

Это стихотворение написано В.Набоковым в Берлине в 1927 году. Десять лет прошло после русской революции. И саму мысль о возвращении на родину следовало бы уже давно оставить. Но не подвластна законам логики душа, особенно душа поэта. Не подвластна законам логики любовь, которая бывает дороже самой жизни. В.Набоков – крупнейший писатель XX века. Будущий писатель Владимир Набоков родился 22 апреля 1899 года по новому стилю в столице Российской Империи, Санкт-Петербурге. Молодой человек имел родовитое происхождение. Его предками были крупные дворяне. Отца будущего литератора звали Владимиром Дмитриевичем. Он был юристом, государственным деятелем. Мать литератора была не менее родовитой. Женщину звали Елена Ивановна. Она происходила из семьи золотодобытчиков Рукавишниковых. Ее предки были торговцами и промышленниками. Детство Владимира Набокова прошло в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице. Учитывая происхождение, недостатка в деньгах семья не испытывала. Молодой человек рано начал учиться. Дома у Набоковых использовали сразу 3 языка. Владимир с юных лет хорошо читал на английском. С зарубежной литературой в оригинале начал знакомиться первой, несмотря на чисто русское происхождение. Когда подошло время, Набокова зачислили в Тенишевское училище, где он получал начальное образование. Формально творческая биография Владимира Набокова началась, когда тому исполнилось 15 лет. Проба пера закончилась созданием почти 7 десятков стихотворений. Революционные события и слом старого государственного строя вынудили Набоковых бежать подальше от идеологов коммунизма. Семья перебралась в Крым, куда большевики дойти еще не успели. Несмотря на все сложности, Набоков и не думал останавливаться. Он продолжил трудиться и развиваться. Первый успех к молодому человеку пришел в конце 1917 года. Его произведения начали печатать в «Ялтинском голосе». Чуть позже совместно с одноклассником Андреем Балашовым Набоков издал поэтический сборник «Два пути». Находясь в Крыму, писатель познакомился с Максимилианом Волошиным, начал изучать поэтические приемы символизма и модернизма, что существенно сказалось на его творчестве. В 1919-м году стало понятно, что большевизм — это всерьез и надолго. Семья решила уехать из России. Эмигранты организовывали собственные издания. В таких журналах печатались произведения писателя. Постепенно Набоков отходил от чисто поэтической работы. К лирике добавилась проза. В 1923 года литератор стал печатать свои первые рассказы. Творческие опыты писатель издавал под псевдонимом Владимир Сирин. На начало 20-х приходится активная переводческая работа. Стараниями Набокова русские читатели смогли познакомиться с рядом зарубежных произведений. Например, он выступил переводчиком «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. В Советской России Набоков Владимир Владимирович за его нетрадиционные взгляды, а также антибольшевистскую позицию не издавался. Читатели в СССР с его творчеством знакомы не были.

Второй чтец:

Гроза.

Стоишь ли, смотришь ли с балкона,
деревья ветер гнёт и сам
шалеет от игры, от звона
с размаху хлопающих рам.

Клубятся дымы дождевые
по заблиставшей мостовой
и над промокшею впервые
зелено-яблочной листвой.

От плеска слепну: ливень, снег ли,
не знаю. Громовой удар,
как будто в огненные кегли
чугунный прокатился шар.

Уходят боги, громыхая,
стихает горняя игра,
и вот вся улица пустая —
лист озаренный серебра.

И с неба липою пахнуло
из первой ямки голубой,
и влажно в памяти скользнуло,
как мы бежали раз с тобой:

твой лепет, завитки сырые,
лучи смеющихся ресниц.
Наш зонтик, капли золотые
на кончиках раскрытых спиц…

Ведущий:

Набоков начинал со стихов и писал их до последних дней жизни. Всё, чем жил Набоков, - детство, юность, родители, первая любовь, изгнание, скитания, горе, счастье, искусство и судьба – все это в его стихах.

О нем принято говорить и писать как о художнике всемирном, планетарном, чуть ли не безразличном к Родине. Но всякий, кто прочитает его стихи (а поэт никогда не отказывался от них), убедиться, что Россия всегда жила в его сердце и душе.

Первый чтец:

К Родине.

Ночь дана, чтоб думать и курить
и сквозь дым с тобою говорить. Хорошо… Пошуркивает мышь,
много звезд в окне и много крыш.

Кость в груди нащупываю я:
родина, вот эта кость — твоя. Воздух твой, вошедший в грудь мою,
я тебе стихами отдаю. Синей ночью рдяная ладонь
охраняла вербный твой огонь. И тоскуют впадины ступней
по земле пронзительной твоей.

Так все тело — только образ твой,
и душа, как небо над Невой. Покурю и лягу, и засну,
и твою почувствую весну: угол дома, памятный дубок,
граблями расчёсанный песок.

Высвечивается портрет В.Смоленского. Звучит вокальная композиция  «Вокализм» С.Рахманинова.

Второй чтец:

Я вижу, крылами блистая,

В мансарде парижской моей,

Сияя, проносится стая

Российских моих лебедей.

И верю, предвечное Слово,

Страдающий, изгнанный Спас

Любовно глядит и сурово

На руку, что пишет сейчас.

Недаром сквозь страхи земные,

В уже безысходной тоске,

Я сильную руку России

Держу в моей слабой руке.

 Ведущий:

А эти стих принадлежат перу уже другого поэта русской эмиграции – Владимира Смоленского. Критика называла его то королевичем русской поэзии, то эпигоном. Он ходил в "проклятых поэтах" и числился первым поэтом эмиграции. О нем писали язвительно и захваливали, но чаще всего он оставался непрочитанным или прочитанным неадекватно. Однако то, что в литературе двадцатого века он звезда первой величины - теперь уже общепризнанный факт. Впрочем, оценка эта прилагается к его творчеству эмигрантского периода. Его ценили Бунин и Ходасевич. Автор «Энциклопедического словаря русской литературы», вышедшего в Лондоне в 1988 году, Вольфганг Казак написал так о поэте:» Смоленский – одно из самых значительных явлений в эмигрантской поэзии как в духовном, так и в языковом отношениях».После выхода самого первого сборника поэта литературовед П.Бицилли отметил: «Некоторые его стихотворения чрезвычайно напоминают Г.Иванова, но это как раз свидетельствует о наличии творческого дара; произведения учеников – копировальщиков никогда не бывают похожи на оригиналы». А после третьего сборника – «Счастье» появилась такая рецензия: «Смоленский может выдержать любую критику, потому что он – поэт настоящий».

Владимир Алексеевич Смоленский родился в 1901 году в Луганске Екатеринославской губернии. Детство его прошло в имении отца, полковника Алексея Смоленского. Впоследствии он воспел это время в своих «Стансах».

Второй чтец:

Закрой глаза, в виденье сонном
Восстанет твой погибший дом —
Четыре белые колонны
Над розами и над прудом.

И ласточек крыла косые
В небесный ударяют щит,
А за балконом вся Россия,
Как ямб торжественный звучит.

Давно был этот дом построен,
Давно уже разрушен он,
Но, как всегда, высок и строен,
Отец выходит на балкон.

И зоркие глаза прищуря,
Без страха смотрит с высоты,
Как проступают там, в лазури,
Судьбы ужасные черты.

И чтоб ему прибавить силы,
И чтоб его поцеловать,
Из залы, или из могилы
Выходит улыбаясь мать.

И вот, стоят навеки вместе
Они среди своих полей,
И, как жених своей невесте,
Отец целует руку ей.

А рядом мальчик черноглазый
Прислушивается, к чему —
Не знает сам, и роза в вазе
Бессмертной кажется ему.

Ведущий:

Отец поэта был расстрелян в 1920 году. На долю самого Смоленского выпало участие в белом движении и как лучший исход – эмиграция.

Большую часть остальной жизни В.Смоленский прожил в Париже. Там вышли сборники его стихов: «Закат», «Наедине», «Счастье», которые поставили В.Смоленского в первый ряд эмигрантской поэзии. Он был поэтом трагического мироощущения, и это проявлялось в его стихах.

Первый чтец:

Когда этой жизни постылой
Последние звуки замрут
И наши заглохнут могилы
И сорной травой прорастут,
Какие-то новые люди
Вселятся в покинутый дом,
Страдая и радуясь в чуде,
Которое жизнью зовем.
Какие-то новые птицы
И новые в поле цветы,
И будет любить и молиться
Какая-то новая ты.
И кто-нибудь, в оцепененье,
В таком же почти полусне
Услышит далекое пенье,
Которое слышится мне.
И будут альпийские кручи
Все в той же сияющей мгле,
И будут ни хуже ни лучше
Те люди на этой земле.
И полные веры и страсти,
По нашим идя черепам,
Получат то самое счастье,
Что было обещано нам.

Второй чтец:

Никакими словами, никакими стихами,
Ни молчаньем, ни криком — ничем
Не расскажешь о том, что ты слышишь ночами,
О том, что закрытыми видишь очами,
Когда неподвижен, и нем,
И глух, ты лежишь, как в могиле, в постели
На грани того бытия,
И в тёмном, надземном, надзвёздном пределе,
Над жизнью и смертью, без страха, без цели
Душа пролетает твоя.
Никому не расскажешь ни словом, ни взглядом,
И сам никогда не поймёшь,
Мир другой, что встаёт над сияющим хладом,
Жизнь другую, которую чувствуешь рядом,
Жизнь — которой полжизни живёшь.

Ведущий:

В этом человеке все было красиво: и облик, и голос, и достоинство, с которым он прожил нелегкие годы эмиграции. В.Смоленский умер в Париже 8 ноября 1961 года, но его любовь к России, которую он пронес через все испытания, живет в его стихах.

Первый чтец:

Люблю Тебя последнею любовью,
И первою — ревнивой и одной;
Моим дыханьем и моею кровью,
Земной люблю Тебя и неземной.

Люблю Тебя в отчаянии и в счастье,
В воспоминаниях, в надеждах, в снах,
В раздумье, в восхищении и в страсти,
В презренье, в гневе, в страхе и в мечтах.

Люблю Тебя напрасно, неумело,
В величье, в рабстве, в громе и в тиши,
Люблю Тебя движеньем каждым тела
И каждым вдохновением души.

Ведущий:

И еще одна встреча сегодня: встреча с поэзией Владимира Диксона. Современники В.Диксона отмечали в его «чистоту языка», «подлинный поэтический голос».В.Набоков писал о « прекрасном языке и образной простоте» рассказов В.Диксона.

При жизни Диксона в Париже были изданы два его сборника : книга стихов «Ступени»(1924) и книга стихов и прозы «Листья».А в 1930 году посмертно был выпущен сборник его произведений «Стихи и проза».В этот сборник, составленный друзьями и близкими Диксона, вошло всё, написанное им в 1926 — 1929 гг: сказки, цикл бретонских легенд, переложение житий святых, стихи и рассказы, литературные миниатюры о детстве, живо воссоздающие уклад жизни дореволюционной России.

Родился Владимир 16 марта 1900 г. в Сормове, в Нижегородской губернии.
Его отец — Вальтер Франк Диксон, был американский гражданин, родителями которого были британские подданные (отец – канадец, мать – англичанка), приехал в Россию в 1895 г. работать инженером-строителем на заводах нашего знаменитого Сормова. В 1898 г. он женился на Людмиле Ивановне Биджевской. От брака родился сын Владимир…
В 1900 г. семья, с трёхмесячным сыном, переезжает в город Подольск, Московской губернии, где Вальтер Диксон поступает на работу в компанию «Зингер».
Воспитанием маленького Володи занималась мать и гувернантка-француженка.
Уже в девять лет Володя Диксон становится учеником Подольского реального училища. В этом возрасте он свободно владел французским языком, но стихи писал на русском… Он очень рано начал писать. В 1917 г. семья Диксонов переезжает в Америку…

В поэтике Владимира Диксона, человека глубоко религиозного, значительное место занимает тема «небесной отчизны», и отчизна эта – Россия, «земля вовек святая».

Первый чтец:

За всех людей — моё моленье,
За всех зверей — моя мольба,
И за цветы, и за каменья,
И за плоды, и за хлеба.

За всё, что в дольний мир родится,
За всё, что на земле живёт,
За рыбу — в море, в небе птицу,
За дым долин, за снег высот.

За братьев, близких и любимых,
За недругов и за врагов,
За тишину полей родимых,
За ласку глаз, и ласку слов.

За мыслей искуплённых благость,
За утреннюю благодать,
За жизнь — кормилицу и радость,
За смерть — утешницу и мать.

Второй чтец:

Это вечное слово — «Россия» —
Словно ангельский свет для меня,
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня.

Не напрасен мой путь, не случаен;
Там — Россия, там — пламя и лёд;
Но до мудрых, безумных окраин
Серединная жизнь не дойдёт.

Надо сердце иметь не такое,
Надо душу иную иметь,
Надо жить неземною тоскою,
Надо песни нездешние петь.

Глаз не видит и уши не слышат,
Запечатаны болью уста;
Там — Россия страдает и ищет,
Ищет Божьего Сына — Христа.

Первый чтец:

Я помню звёзд бесчисленные свечи,
Как угольки в мерцающей золе.
Мне кажется, я не на этой встречной,
Любимой больно, родился́ земле.

Я только гость, оставшийся случайно
На перепутье переночевать,
И лишь заря займётся на окраине,
Оставлю я случайную кровать.

И снова в путь — искать родное поле,
Где много звёзд и много васильков,
Где жизнь без лжи, без горя и без боли
Течёт ручьём у тихих берегов.

А на земле останется за мною
Лишь слабый свет моих немногих слов,
Как снег, упавших тонкой пеленою
В прозрачной да́ли долгих вечеров.

Второй чтец:

Последние стихи.

Если сегодня в последний раз
Вижу солнце и звёзды и сына,
И не обрадует жадных глаз
Родной земли́ скупая равнина —

Что на дорогу могу сказать?
Привет последний, привет прощальный!
Кто будет помнить, кто будет знать
Слово радости души печальной?

Прошу прощенья у оскорблённых,
У всех обиженных, раненных мной —
Прошу прощенья у далей зелёных,
У далей снежных земли́ родной.

За слабость любви и за лёгкость дружбы
Пускай простят меня друг и мать, —
Да не будут за дни недолгой службы
Меня неласково вспоминать.

И за то, что многое я не сделал,
Что мог бы сделать — чего не будет,
За печальную распрю души и тела —
Меня любившие да не осудят.

Я благодарен за всё, чем верно
Был жив, чем радовался и скорбел —
За слово правды, за путь вечерний,
За цепь великих и мелких дел —

За то, что русское ведаю слово,
За то, что Пасха цветёт весной;
Боюсь, что душа моя не готова
Покинуть дали земли родной;

И без боязни, но с сожаленьем
Земле оставлю бренную плоть.
Да будет легка доро́га к те́ням.
Да будет милостив мне Господь.

Ведущий:

Это стихотворение написано В.Диксоном 6 декабря 1929 года в американском госпитале близ Парижа, а уже 17 декабря этого года поэта не стало. Он прожил всего 29 лет и умер, как и многие его соотечественники, вдали от Родины.

Звучит вокальная композиция  «Вокализм» С.Рахманинова.

Ведущий:

Владимир Набоков, Владимир Смоленский, Владимир Диксон…Разные биографии, судьбы, литературные искания – и…общая изгнанническая доля. Известный писатель А.Зиновьев сказал такую фразу: «Эмигрируют не души, а тела». Сердцем и душой эти поэты оставались с Россией, надеясь и веря, что когда-нибудь произойдет встреча их поэзии с читателем у них на Родине. У Владимира Набокова одно из стихотворений, написанных в 1930 году, так и называется «Будущему читателю».

Первый чтец:

Ты, светлый житель будущих веков,

ты, старины любитель, в день урочный

откроешь антологию стихов,

забытых незаслуженно, но прочно.


И будешь ты, как шут, одет на вкус

моей эпохи фрачной и сюртучной.

Облокотись. Прислушайся. Как звучно

былое время - раковина муз.


Шестнадцать строк, увенчанных овалом

с неясной фотографией... Посмей

побрезговать их слогом обветшалым,

опрятностью и бедностью моей.


Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен.

К тебе на грудь я прянул через мрак.

Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк

из прошлого... Прощай же. Я доволен.


Ведущий:

Встреча эта произошла. Хочется верить, что вы полюбите тех, о ком мы сегодня говорили. Полюбите не только потому, что «горек хлеб и круты ступени земли чужой», но и потому, что еще более, чем хлеба, им не хватало любви читателей, и они задыхались в вольном воздухе чужих стран. Ведь всем поэтам больше всего нужна любовь, которая, как сказал французский философ и драматург Габриэль Марсель, «дарует временное бессмертие». И если до вас сегодня донеслось дыхание чувства тех, кто долго жил без родины, значит, они воскресли в наших душах и сердцах. Любите их, любите, чтобы удержать их на земле.

Звучит романс Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!