СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Верования восточных славян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В древности люди были бессильны перед явлениями природы.Они не могли объяснить,                                                                           почему дует ветер  или светит солнце, почему гремит гром.                                                                                                                               Бессилие перед силами природы привели их к вере в богов.

Просмотр содержимого документа
«Верования восточных славян»

Верования восточных славян

Цель

Формировать представление о религии восточных славян.

Задачи

Образовательные: познакомить с возникновением веро­ваний в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения); помочь осознать, что древ­ние люди были бессильны перед многими явлениями при­роды.

Коррекционно-развивающие: учить извлекать новые зна­ния из прочитанного текста; продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к древ­ним поверьям и праздникам; воспитывать уважение к лю­дям других вер и религий, поклонение силам природы.

Основные знания

Язычество — вера во многих богов.

Основные термины и понятия

Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи.

Оборудование и материалы

Кроссворд «Обычаи».

Тип урока

Комбинированный.








Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Оргмомент



Повторение пройденного материала

— Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

Фронтальная работа.

Использует кроссворд, который составляли на про­шлом уроке.

Кроссворд


Когда славяне устраивали тризну?

Почему славяне любили водить хороводы?

Как славяне помогали друг другу?



Какие традиции дошли до нашего времени?

Какая пища была главной у славян?

Во что верили славяне?



Актуализа-

ция знаний,

объявление

новой темы

Вводное слово учителя.

В древности люди были бессильны перед явлениями природы. Они не могли объяснить, почему дует ветер или светит солнце, почему гремит гром. Бессилие перед стихиями, страх перед неиз­вестным привели к вере в богов.

Сообщение темы урока: «Верования восточных сла­вян»


Изучение нового материала

Рассказ учителя о возник­новении верований.

Словарная работа; боги, духи.


Объяснение, что такое язычество .

Словарная работа: языче­ство.

Задание. Напишите назва­ния богов.

Сварог- бог неба.

Даждьбог – бог солнца.

Перун – бог грома и молнии.

Велес – покровитель животных.

Стрибог – бог ветра.


Контролирует запись в тетради.

Учитель приводит пример того, что верования людей зависели от их занятий.

Представьте себе два уча­стка земли: один — хорошо освещенный солнцем, дру­гой затененный. Оба участка

имеют черноземную почву и получают одинаковое количе­ство воды во время дождя. Первый участок земли дает лучший урожай зерна, чем второй. В чем дело? Славяне стали задумываться над при­чинами и поняли, что обиль­ные урожаи невозможны без солнца. Славяне стали заду­мываться: что такое солнце? Почему бывает восход и заход солнца? Не зная того, что сол­нце — небесное тело, люди решили, что солнце — это бог!

Работа с текстом учебника. Стр.78 (Как молились богам)

Предлагает зачитать ука­занный абзац, ответить на вопросы:

1) Что делали славяне для молитвы своим богом?

Просит давать полные от­веты.

  1. Где ставили идолов?

  2. Найдите объяснение сло­ва «идол» и запишите в тет­ради.

Идол – деревянное или каменное изображение бога.

Словарная работа: святи­лище, жертва.

  1. Что приносили славяне для задабривания богов?

  2. Кого приносили в жертву?


6) Кто такие волхвы и кудес­ники?

Словарная работа: волх­вы, кудесник.

Образный рассказ о духах, населявших окружающий мир.

Самостоятельное задание.

Класс делится на две группы (по желанию).

Одна группа стр. 82 –праздники.

Другая – стр.84.- духи.



Постоянно контролирует ход работы.

Кратко проговорив изу­ченный материал, делает вы­вод по теме






























































Читают, потом рассказывают









Первичное закрепление нового материала

Учитель задает вопросы нацеленные на проверку и закрепление знаний по изу­ченному материалу.

  1. Почему у славян возникла вера в богов?

  2. Что такое язычество?


  1. Задание. Определите, какое слово лишнее? почему?


Перун, Велес, Леший, Купало



Подведение итогов

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке, объявление оценок

Слушают комментарии учителя

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

Стр. 77-81, читать, отвечать на вопросы.


Записывают домашнее задание


Дополнительные материалы

Чтобы обмануть лешего, славяне придумывали себе второе имя. Когда они приходили в лес, то произносили вслух это имя. Они ве­рили, что таким образом обманут лешего и он не узнает, кто на самом деле приходил в лес.

В лесу обитал еще один дух — Баба Яга. Злая колдунья поднималась над вершинами деревьев на мет­ле, летала и высматривала людей в лесу, чтобы заманить их к себе.

^ Славяне верили, что в болотах обитает Шишига. Этот болотный дух представлялся нашим предкам маленьким, горбатым и пузатым. Руки у него — как сучки у деревьев. Шишига ухал и хлюпал, выл, заманивая людей в болотную трясину.

^ Масленицу праздновали целую неделю. Каждый день имел свое название: понедельник — встреча масленицы, вторник -— заигрыш, среда — лакомка, четверг — разгул, пятница — тещины вечера, суббота — проводы масленицы, а воскресенье — прощенный день. В этот день славяне просили друг у друга прощения, чтобы солнце и весну встретить с чистым сердцем и душой.


Была у славян такая забава — кулачный бой. Ни один праздник не обходился без кулачных боев. Все мужчины делились на две ко­манды, которые и дрались между собой. Мужчины показывали в бою смелость, выносливость. Дрались только руками.

Блиц – опрос.

  1. Наука о прошлом.

  2. Люди, от которых мы произошли.

  3. Старший, уважаемый человек в племени.

  4. Военный командир.

  5. Войско князя.

  6. Дом из брёвен

  7. Дом наполовину в земле

  8. Дом обмазанный глиной

  9. Чем пашут землю.

  10. Собирание плодов, ягод, грибов, трав.

  11. Строение для скота

  12. Строение для хранения зерна

  13. Собирание мёда диких пчёл.

  14. Делает посуду из глины.

  15. Большая лодка.

  16. Делает посуду из дерева

  17. Куёт предметы из железа

  18. Забор из заострённых брёвен вокруг посёлка.

  19. Основное занятие восточных славян.

  20. Главная пища славян

  21. Хлеб, зерно.

  22. Праздничный хлеб.

  23. Два камня для перетирания зерна в муку

  24. Танец по кругу, взявшись за руки

  25. Песнь над умершим

  26. Поминальный обед

  27. Предметы, рисунки для защиты от зла