Дидактическое пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей по проведению в занимательной форме артикуляционной гимнастики с использование пальчикового театра с детьми младшего дошкольного возраста “Веселые приключения Язычка и его друзей”
Одной из характерных особенностей преддошкольного (от 1 года до 3 лет) и младшего дошкольного возраста является формирование нового вида общения на основе интенсивного речевого развития. Наиболее интенсивно развивающейся функцией является речь. К 3 годам ребенок способен общаться развернутыми фразами, возрастает словарный запас. Речь становится ведущим средством общения ребенка. Темп развития речи высок. Вместе с тем артикуляция звуков еще несовершенна, многие звуки опускаются, сложные заменяются более простыми в произношении.
К сожалению, при достаточно высокой мотивации к общению, достаточном словарном запасе и хорошей речевой памяти у дошкольников часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики. Нарушенная артикуляция звуков продолжает сохраняться вплоть до 7 лет. Причины нарушения звукопроизношения многообразны. Это слабость артикуляционной моторики, нарушение мышечного тонуса, вследствие пареза мышц артикуляционного аппарата, педагогическая запущенность, различного рода травмы и т.д.
Поэтому очень важно педагогам и родителям обратить особое внимание на речевое развитие ребенка.
В первые годы дошкольного периода преобладает игровая деятельность. С целью профилактики нарушений звукопроизношения с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста целесообразно проводить занимательную зарядку для органов артикуляционного аппарата.
Работая учителем-логопедом на логопедическом пункте, удаётся охватить малую часть нуждающихся в помощи дошкольников 6 – 7 лет. С воспитанниками 3 – 4 летнего возраста занимаются воспитатели, родители. И зачастую они не обладают специальными логопедическими знаниями. Предложенная в занимательной форме артикуляционная гимнастика с использование пальчикового театра, разнообразит и увлечет дошколят, поможет педагогам и родителям добиться положительного результата в подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
Язычок и его домик.
Жил – был Язычок, очень одинокий Язычок. Друзей у него не было, и веселиться совсем не хотелось, потому что ему негде было жить. Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, где дождь, жара и лютый мороз. Плохо было Язычку, он часто простужался и болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил навести в нем в порядок.
- Ведь мой дом – моя крепость, - подумал Язычок, - и поставил две двери: первую дверь – губы, вторую – зубы.
В новом доме не было окон, зато были стены, хотя очень необычные, они могли
надуваться и сдуваться как шарики. Это были щеки.
Потолок был твердым и назывался нёбо. Оно было неровное и напоминало купол. Передняя часть потолка - неба оканчивается маленькими бугорками - альвеолами. Они располагаются за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.
Язычку очень нравился домик. Он был уютный и теплый, но частенько в нем было сыро. Интересно, почему?
Язычок наводит порядок в домике.
Язычку приходилось часто делать в домике ремонт. Он открывал двери, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (упр – ие “Почистим зубки”).
Потом Язычок брал большую кисть и белил потолок – нёбо (упр-ие “Маляр”).
Затем Язычок приступил к оклейке стен обоями. Делал он это очень аккуратно (движения языка сверху – вниз по внутренней стороне обеих щек).
Чинил язычок и двери ( упр - ие “Забор). И обязательно выметал из домика оставшийся после ремонта мусор (движения кончиком языка снизу вверх за нижними зубами).
Язычок находит друзей.
У Язычка был свой домик, чистый и уютный, но грустить Язычок не переставал. Он очень хотел найти друзей. Однажды он услышал за дверью тихое мяуканье (дети мяукают тихим голосом). Язычок открыл дверь (упр-ие “Птенчики”) и выглянул наружу (упр-ие “Змейка”). Около двери сидел маленький серый котенок (упр-ие “Катушка”).
- Я – Бублик, - пропищал он.
- А я – Язычок, давай дружить.
- Давай, - ответил Бублик.
Так Язычок и Бублик стали друзьями.
Язычок отправляется за покупками.
Для начала, чтобы ни куда не опаздывать, Язычок решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону (упр-ие “Часики”).
У часов были две длинные узкие стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка).
Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик – так, тик – так!”, а каждый час били: “Бом – бом, бом – бом!” (Дети повторяют).
Еще Язычок купил желтую чашку (упр – ие “Чашечка”) и тарелку.Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)
Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил (упр – ие “Лопаточка”).
Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия.
(упр – ие “Вкусное варенье”).
Язычок готовит обед.
Утром Язычок оправился в магазин за покупками. Он купил овощи и фрукты, а придя домой, стал готовить обед. Сначала, было решено печь блины (упр-ие “Лопаточка”, “Наказать непослушный язык”). Блины получились вкусные да горячие. Их нужно обязательно остудить (Дуть на широкий язык, не раздувая щек). А еще Язычок был фантазер и выдумщик. Он придумал новое блюдо – болтушка (упр-ие “ Индюк”). Еда была такой вкусной, что Язычок зацокал от удовольствия (упр-ие “Лошадка”, цокаем кончиком языка у верхних альвеол) и облизался (упр-ие “Вкусное варенье”). После вкусного обеда язычок обязательно отдыхал (упр-ие “Лопаточка”).
Язычок и Бублик отправляются на прогулку.
Ярко светит солнце, поют птицы и Язычку и Бублику не сидится дома. Они отправляются гулять.
Язычок открыл двери (упр-ие “Птенчики”) и выглянул на улицу (упр-ие “Иголочка”). Сначала он посмотрел вверх (поднять узкий язык вверх), потом глянул несколько раз вправо и влево (упр-ие “Часики”).Погода оказалась замечательной, и Язычок вышел на улицу. Во дворе он покачался на качелях (упр-ие “Маленькие качели”), съехал с горки (упр-ие “Горка”), подразнил собачку (упр-ие “Индюк”), покатался на лошадке (упр-ие “Лошадка”). А вместе с другом котенком Бубликом поиграл в игру “Кривляка” (упр-ие “Заборчик” - “Хоботок”). Вдруг погода начала портиться, пошел дождь (упр-ие “Разведчик”) и друзья отправились домой, отдыхать (упр-ие “Лопаточка”).
Язычок - сладкоежка.
Однажды Язычок смотрел интересную и познавательную передачу по телевизору, которая называлась “Жизнь Сладкоежек”.
Язычок задумался:
- А кто же такие сладкоежки? Я сладкоежка или нет?
Тогда он решил спросить об этом у своего друга, котенка Бублика. Бублик объяснил все про сладкоежек.
Но для начала предложил Язычку вкусное варенье (упр-ие “Вкусное варенье), конфетку (упр-ие “Приклей конфетку”), угостил мороженым (упр-ие “Кошка лакает молоко”), дал вкусный мед (упр-ие “Вкусное варенье”). Язычку все очень понравилось, он не удержался и спрятал конфетку за щеку (упр-ие “Спрячь конфетку”). Поэтому котенок решил, что Язычок и есть самый настоящий сладкоежка!
Как Язычок учился играть на музыкальных инструментах.
Наступила весна. Появились на деревьях первые листочки, расцвели первоцветы, прилетели птицы. Выглянул Язычок из домика (упр-ие “Лопаточка”), посмотрел вверх (потянуться широким языком к носу), увидел соловья, который пел свою чудесную песенку, радуясь весне. Язычок тоже решил научиться петь и играть на музыкальных инструментах. Сначала – это была гармошка (упр-ие “Гармошка”), а потом - труба (упр-ин “Трубочка”), и даже – пианино (при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол). Занятия были настолько увлекательными и интересными, что Язычок стал настоящим профессионалом и стал обучать своих друзей.
Язычок на отдыхе.
На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А Язычок загрустил (упр-ие “Птенчики”). В это время по улице пробегал котенок Бублик (упр-ие “Катушка”). Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие. Язычок выслушал друга и улыбнулся (упр-ие “Улыбка”), конечно, он был согласен.
Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку (при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол)и стали загорать (упр-ие “ Лопаточка”). И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело (упр-ие “Горка”).
Язычок посмотрел по сторонам (упр-ие “Часики), и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч (упр-ие “Спрячь конфетку”).
После отдыха на речке друзья отправились в парк развлечений.
Об этом ты узнаешь в нашей следующей истории.
Язычок в парке развлечений.
Шум, гам, смех и веселье – это парк развлечений. Здесь Язычок встретил и веселого клоуна (упр-ие “ Индюк”), и покатался на красочной карусели, где взгромоздился на лошадку (упр-ие “Лошадка”), заглянул в комнату страха (упр-ие “Заборчик”), поиграл на гармошке с веселыми музыкантами (упр-ие “Гармошка”), вместе с Бубликом покатался на качелях (упр-ие “Большие качели”),и колесе обозрения (упр-ие “Оближем губки”).
Наступал вечер. Солнышко собралось спать. Нужно отдыхать и Язычку с Бубликом (упр-ие “Птенчики”). Так закончилось путешествие Язычка. Спокойной ночи Язычок.
Язычок и гость с другой планеты.
Язычку на День рождение подарили телескоп. Каждый вечер в ясную погоду Язычок предавался любимому занятию: смотрел на звезды и далекие планеты (поднять широкий язык вверх). В этот вечер небо было усеяно звездами, будто какой-то рассыпал горох. Язычок смотрел по сторонам, пытаясь все рассмотреть (круговые движения языком по часовой стрелке, против часовой стрелки).
Вдруг в небе появился какой-то предмет. Что это? Предмет двигался очень быстро. Да это же летающая тарелка! К Язычку в гости пожаловал пришелец с другой планеты. Оказывается, ему нужна помощь. Язычок должен помочь ему научиться говорить. И вот язычок стал учителем-логопедом.
Сначала выполним “Улыбку”, “Трубочку”, а теперь поочередно, “Лопаточку”, “Иголочку”, а теперь поочередно. Теперь отдохнем (упр-ие “Лопаточка”).
А сейчас гостеприимный хозяин напоил гостя чаем (упр-ие “Чашечка”), угостил вкусным вареньем (упр-ие “Вкусное варенье”).
После чаепития инопланетный гость поблагодарил Язычок за помощь и отправился на свою планету.
Язычок в зоопарке.
Сколько всего интересного и нового вокруг. Язычку не сидится дома, он отправляется в зоопарк (упр-ие “Лопаточка”). Сначала Язычок подошел к вольеру с необычными кошками (упр-ие “Катушка”). Но вскоре его внимание привлек огромный слон, у которого был длинный хобот (упр-ие “Хоботок”). А какие замечательные лошадки тянули свои мордочки к Язычку (упр-ие “Лошадка”). В зоопарке Язычок встретил крокодила (упр-ие “Заборчик”) и змею (упр-ие “Змейка”).Когда Язычок подошел к клетке с обезьянами они передразнивали его и кривлялись (упр-ие “Чистим зубки” при сомкнутых губах).
День катился к закату, и Язычок отправился спать. В зоопарке ему очень понравилось.
Язычок в деревне.
Котенок Бублик пригласил Язычок к себе в гости, в деревню. Отказать другу было нельзя. И наши друзья отправились в деревню. Они шагали сначала быстро (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в быстром темпе), потом медленно (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в медленном темпе). Вскоре они добрались до места. Во дворе дома Бублика стоял шум и гам. Громко кричал индюк (упр-ие “Индюк”). Фырчал и выгибал спинку кот (упр-ие “ Катушка”). Цокала копытом и ржала лошадка (упр-ие “Лошадка”). А в глубине двора стояли ульи с пчелами, и оттуда был слышен гул (упр-ие “Пчелка”).Язычок увидел и узнал много интересного. Он встретил новых друзей. Вечером Язычок отправился домой. Сначала он шел быстро (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в быстром темпе), потом медленно (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в медленном темпе). Он обещал Бублику обязательно вернуться.
Язычок встречает Новый год.
За окном снег и метель, воет ветер, а у Язычка радостное настроение (упр-ие “Улыбочка”). Ведь сегодня Новый год. Язычок украшает елку и ждет друзей. Сначала пришел котенок Бублик (упр-ие “Катушка”) и принес вкусные конфеты (упр-ие “Спрячь конфетку), пчелка Жужелица (упр-ие “Пчелка”) захватила для друзей вкусный мёд (упр-ие “Вкусное варенье”), жеребенок Весельчак (упр-ие “Лошадка”) принес горячие блины (упр-ие “Лопаточка”), индюк Балабол (упр-ие “Индюк”) порадовал друзей солеными грибами (упр-ие “Грибок”).
Друзья в сборе, стол накрыт, можно праздновать. Друзья веселились(упр-ие “Улыбочка” - “Трубочка”), водили хоровод (упр-ие “Оближем губки”), пели песни (дети поют). После такого веселья все отправились отдыхать (упр-ие “Лопаточка”). С Новым годом!