СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Веселые рассказы Н.Носова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
  2. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
  3. Развивать чувство юмора, творческое воображение.
  4. Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения.

Просмотр содержимого документа
««Веселые рассказы Н.Носова»»

Конспект внеклассного занятия  «Веселые рассказы Н.Носова»

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.

  2. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

  3. Развивать чувство юмора, творческое воображение.

  4. Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения.

Предварительная работа:

Размещение в «литературной гостиной» иллюстраций произведений Н.Носова, его портрет и книги.

Материалы, инструменты, оборудование:

  • Презентация

  • книги Н.Носова

  • портрет Н.Носова

  • иллюстрации к произведениям Н.Носова

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: физкультминутка.

Ход занятия.

Воспитатель:

-Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите сколько много гостей к нам пришло, давайте все вместе встанем и поприветствуем их!

- Ребята, вы любите веселые рассказы?

- Помните какие-нибудь из них? (ответы детей)

- А я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова?

- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.

Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.

Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.

Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных. Научных и учебных фильмов.

- В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат. В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него  сказки и рассказы.

- Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники».

- Ведь не зря говорят: «…перед Носовым снимите шляпу: Ведь это сам Незнайкин папа!».

- Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да потому. Что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках.

Ребенок:

Люблю я Носова давно.

За что? Читать его смешно!

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.                   

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся с Вами двумя рассказами «Затейники», «Огурцы.»

- А теперь приготовьтесь внимательно смотреть и слушать рассказ «Затейники». Потом я вам буду задавать вопросы.

Просмотр рассказа «Затейники».

Воспитатель:

- Ребята, вам понравился рассказ «Затейники»? (ответы детей)

Хорошотогда ответьте мне на вопросы.

1. Какую сказку читали дети?

 (ответ - «Три поросенка»)

2. Из чего ребята сделали себе игрушечный домик?

(ответ – одеяло и стола)

3. Кто схватил мальчика за ногу?

(ответ – Валя)

4. Кто оказался под одеялом, когда ребята сняли его?

( ответ- ни кто)

Воспитатель- Молодцы.

Физкультминутка.

Воспитатель:

- Ребята! Сейчас мы отдохнём,  проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)


Воспитатель:

- А сейчас ребята послушайте внимательно загадку.

Я забрался в огород, зонт зеленый там растет.

Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.

Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву,

Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый

ОГУРЕЦ

Воспитатель

Правильно. Молодцы.

- А сейчас я вам прочитаю рассказ Н. Носова «Огурцы». Этот рассказ есть у каждого на парте. Слушайте внимательно! Следите за текстом. (чтение рассказа)

Рассказ «Огурцы»

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Воспитатель

- Кто главный герой этого рассказа? Как звали мальчиков?

(Котька и Павлик)

- Что вы узнали о двух друзьях?

( Они после рыбалки залезли на колхозное поле и украли огурцы.)

- Как вы относитесь к поступку Павлика?

(он сделал нехороший поступок)

Как называется такой поступок

( Такой поступок называется воровство – он сам ворует и других подбивает на воровство)

- Какой Павлик?

(Хитрый, неискренний, трусливый)

- Почему вы так решили? Найдите, как об этом говорит автор?

( По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке. )

- Каким вы представляете Котьку?

(Глупый, доверчивый, простой)

- Чему радовался Котька?

(Что принес домой огурцов)

- Какая у Котьки мама?

(Честная, строгая)

В чем проявляется ее строгость?

(Справедливости, доброте, настойчивости)

- В чем проявляется ее любовь к сыну?

(она хочет чтобы ее сын вырос честным, добрым)

Найдите этот момент в рассказе. Давайте его прочитаем по ролям.

Автор -

Мама -

Котька -

(Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.)

- Почему мама так поступила?

( Она очень хочет чтобы её сын вырос честным и хорошим человеком.)

- Вот так и наши воспитатели и учителя в школе каждый день вам говорят о том что такое хорошо, а что такое плохо. Все работающие здесь люди хотят чтобы вы выросли честными и порядочными людьми. Воровать нельзя.

- Что думал Котька, когда шел по улице? Найдите в тексте и прочитайте.

(Он шел по улице и плакал. Думал «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет»)

- Какие чувства испытывал Котька?

(Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх).

- Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

( храбрость, честность, справедливость)

- Что ещё можно сказать о Котьке? Какой он? Если мы раньше говорили, что он глупый, доверчивый, то теперь что можно сказать о нем?

(честный, смелый)

- Каким был дедушка – сторож?

(честным, трудолюбивым)

- Найдите и прочитайте как встретились дедушка и Котька.

(Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет. )

- В чём вы почувствовали его строгость?

(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен.Больше не делай так.»)

- В чём проявилась доброта дедушки?

( Мудрый - не кричал, не наказал Котьку)

- Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? Как дедушка его назвал? Найдите и прочитайте.

(Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.)

- Почему дедушка так обращается к мальчику?

(потому что уже старенький, ему стало жалко Котьку, он понял что мальчик так больше делать не будет)

- Чему радовался Котька в конце рассказа?

(тому что дедушка его простил и его ни кто не будет считать и называть вором.)

- Правильно ребята. Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

(потому что он проявил честность, он поступил правильно, не струсил) Воспитатель

Ребята:- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Сегодня на занятии вы были активными, хорошо отвечали на все вопросы. Приготовили рисунки к полюбившимся рассказам.

- Ребята, книжки Н. Н. Носова в библиотеке всегда самые потрепанные. Как вы думаете, почему?

- Правильно, потому что их читают, они не залеживаются на полках.

- О ком произведения Носова?

(о детях)

- Что появляется на ваших лицах, когда вы их читаете?

(Радость, смех)

- Ребята, а смех – дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду другом, упавшей старушкой. Важно видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.

-Ребята, чему нас научили рассказы Николая Носова

(Ответы детей)

- Молодцы ребята, вот и подошло наше занятие к концу и в заключении давайте прочтём стихи о весёлых рассказах Н.Носова.

Ребенок 1

Носов-детских книг творец.

Ну, какой он молодец

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел.

Ребенок 2

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка,

И Костя с Витей.

Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?

Ребенок 3

Дружка везли однажды в чемодане-

Пришлось стихи читать и песни петь!

А как замазку потеряли?

Я думаю, что стоит посмотреть!

Ребенок 4

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит.

А каша из кастрюли

Всё лезет и бежит.

Ребенок 5

Советую всем Носова

Скорее прочитать,

Чтоб добрыми, весёлыми

И умными вам стать!

Я советую, друзья:

«Книги Носова берите!

Не пожадничайте дня -

Озорной рассказ прочтите.

Отдохнете от хлопот,

Вдоволь посмеетесь,

И подальше от забот,

В детство унесетесь.


Воспитатель : На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!