Конспект внеклассного занятия «Веселые рассказы Н.Носова»
Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.
Задачи:
Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
Развивать чувство юмора, творческое воображение.
Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения.
Предварительная работа:
Размещение в «литературной гостиной» иллюстраций произведений Н.Носова, его портрет и книги.
Материалы, инструменты, оборудование:
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: физкультминутка.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите сколько много гостей к нам пришло, давайте все вместе встанем и поприветствуем их!
- Ребята, вы любите веселые рассказы?
- Помните какие-нибудь из них? (ответы детей)
- А я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова?
- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.
Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.
Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.
Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных. Научных и учебных фильмов.
- В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат. В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.
- Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники».
- Ведь не зря говорят: «…перед Носовым снимите шляпу: Ведь это сам Незнайкин папа!».
- Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да потому. Что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках.
Ребенок:
Люблю я Носова давно.
За что? Читать его смешно!
Его герои озорные,
Весёлые и очень уж смешные.
Воспитатель:
- Сегодня мы познакомимся с Вами двумя рассказами «Затейники», «Огурцы.»
- А теперь приготовьтесь внимательно смотреть и слушать рассказ «Затейники». Потом я вам буду задавать вопросы.
Просмотр рассказа «Затейники».
Воспитатель:
- Ребята, вам понравился рассказ «Затейники»? (ответы детей)
- Хорошо, тогда ответьте мне на вопросы.
1. Какую сказку читали дети?
(ответ - «Три поросенка»)
2. Из чего ребята сделали себе игрушечный домик?
(ответ – одеяло и стола)
3. Кто схватил мальчика за ногу?
(ответ – Валя)
4. Кто оказался под одеялом, когда ребята сняли его?
( ответ- ни кто)
Воспитатель- Молодцы.
Физкультминутка.
Воспитатель:
- Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.
Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
Воспитатель:
- А сейчас ребята послушайте внимательно загадку.
Я забрался в огород, зонт зеленый там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву,
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый
ОГУРЕЦ
Воспитатель
Правильно. Молодцы.
- А сейчас я вам прочитаю рассказ Н. Носова «Огурцы». Этот рассказ есть у каждого на парте. Слушайте внимательно! Следите за текстом. (чтение рассказа)
Рассказ «Огурцы»
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришел домой радостный:
- Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
- Где ты их взял? - говорит мама.
- На огороде.
- На каком огороде?
- Там, у реки, на колхозном.
- Кто ж тебе позволил?
- Никто, я сам нарвал.
- Значит, украл?
- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,
- Почему?
- Сейчас же неси их обратно!
- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
- Ну, я их выброшу.
- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
- А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
Уже было совсем темно.
"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.
Сторож услышал и подошел к нему.
- Ты чего плачешь? - спрашивает.
- Дедушка, я принес огурцы обратно.
- Какие огурцы?
- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
- Ну, все, что ли? - спросил старик.
- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.
- Почему не хватает, где же он?
- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
- Дедушка, дедушка!
- Ну что еще?
- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?
- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
- А как же?
- Ну, считай, что я тебе подарил его.
- Спасибо, дедушка! Я пойду.
- Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.
Воспитатель
- Кто главный герой этого рассказа? Как звали мальчиков?
(Котька и Павлик)
- Что вы узнали о двух друзьях?
( Они после рыбалки залезли на колхозное поле и украли огурцы.)
- Как вы относитесь к поступку Павлика?
(он сделал нехороший поступок)
Как называется такой поступок
( Такой поступок называется воровство – он сам ворует и других подбивает на воровство)
- Какой Павлик?
(Хитрый, неискренний, трусливый)
- Почему вы так решили? Найдите, как об этом говорит автор?
( По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке. )
- Каким вы представляете Котьку?
(Глупый, доверчивый, простой)
- Чему радовался Котька?
(Что принес домой огурцов)
- Какая у Котьки мама?
(Честная, строгая)
В чем проявляется ее строгость?
(Справедливости, доброте, настойчивости)
- В чем проявляется ее любовь к сыну?
(она хочет чтобы ее сын вырос честным, добрым)
Найдите этот момент в рассказе. Давайте его прочитаем по ролям.
Автор -
Мама -
Котька -
(Котька пришел домой радостный:
- Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
- Где ты их взял? - говорит мама.
- На огороде.
- На каком огороде?
- Там, у реки, на колхозном.
- Кто ж тебе позволил?
- Никто, я сам нарвал.
- Значит, украл?
- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,
- Почему?
- Сейчас же неси их обратно!
- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
- Ну, я их выброшу.
- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.)
- Почему мама так поступила?
( Она очень хочет чтобы её сын вырос честным и хорошим человеком.)
- Вот так и наши воспитатели и учителя в школе каждый день вам говорят о том что такое хорошо, а что такое плохо. Все работающие здесь люди хотят чтобы вы выросли честными и порядочными людьми. Воровать нельзя.
- Что думал Котька, когда шел по улице? Найдите в тексте и прочитайте.
(Он шел по улице и плакал. Думал «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет»)
- Какие чувства испытывал Котька?
(Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх).
- Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
( храбрость, честность, справедливость)
- Что ещё можно сказать о Котьке? Какой он? Если мы раньше говорили, что он глупый, доверчивый, то теперь что можно сказать о нем?
(честный, смелый)
- Каким был дедушка – сторож?
(честным, трудолюбивым)
- Найдите и прочитайте как встретились дедушка и Котька.
(Сторож услышал и подошел к нему.
- Ты чего плачешь? - спрашивает.
- Дедушка, я принес огурцы обратно.
- Какие огурцы?
- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
- Ну, все, что ли? - спросил старик.
- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.
- Почему не хватает, где же он?
- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет. )
- В чём вы почувствовали его строгость?
(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен.Больше не делай так.»)
- В чём проявилась доброта дедушки?
( Мудрый - не кричал, не наказал Котьку)
- Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? Как дедушка его назвал? Найдите и прочитайте.
(Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
- Дедушка, дедушка!
- Ну что еще?
- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?
- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
- А как же?
- Ну, считай, что я тебе подарил его.
- Спасибо, дедушка! Я пойду.
- Иди, иди, сынок.)
- Почему дедушка так обращается к мальчику?
(потому что уже старенький, ему стало жалко Котьку, он понял что мальчик так больше делать не будет)
- Чему радовался Котька в конце рассказа?
(тому что дедушка его простил и его ни кто не будет считать и называть вором.)
- Правильно ребята. Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
(потому что он проявил честность, он поступил правильно, не струсил) Воспитатель
Ребята:- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. Сегодня на занятии вы были активными, хорошо отвечали на все вопросы. Приготовили рисунки к полюбившимся рассказам.
- Ребята, книжки Н. Н. Носова в библиотеке всегда самые потрепанные. Как вы думаете, почему?
- Правильно, потому что их читают, они не залеживаются на полках.
- О ком произведения Носова?
(о детях)
- Что появляется на ваших лицах, когда вы их читаете?
(Радость, смех)
- Ребята, а смех – дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок смеется над попавшим в беду другом, упавшей старушкой. Важно видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
-Ребята, чему нас научили рассказы Николая Носова
(Ответы детей)
- Молодцы ребята, вот и подошло наше занятие к концу и в заключении давайте прочтём стихи о весёлых рассказах Н.Носова.
Ребенок 1
Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.
Ребенок 2
Любимых книг прекрасные страницы
Пусть оживут!
Вот фантазеры: Стасик, Мишка,
И Костя с Витей.
Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?
Ребенок 3
Дружка везли однажды в чемодане-
Пришлось стихи читать и песни петь!
А как замазку потеряли?
Я думаю, что стоит посмотреть!
Ребенок 4
Вот Мишка кашу варит,
Старается, пыхтит.
А каша из кастрюли
Всё лезет и бежит.
Ребенок 5
Советую всем Носова
Скорее прочитать,
Чтоб добрыми, весёлыми
И умными вам стать!
Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь.
Воспитатель : На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо.