ВЕСЁЛЫЕ ЗАТЕИ ДЛЯ ГРАМОТЕЕВ
Цель: через занимательные задания содействовать поднятию интереса у учащихся к русскому языку.
Задачи: способствовать обогащению знаний в области русского языка; развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся; развивать интеллектуальные и логические способности; речь, память, интерес к предмету; воспитывать дружбу, коллективизм.
I. Вступление
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашей игры!
Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «… русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» А Максим Горький писал: «Чем больше знает человек – тем он сильнее».
Сегодня мы проведём игру и узнаем лучших знатоков русского языка. Приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам русского языка, где вас ждут весёлые затеи для грамотеев.
- А на чём же мы отправимся в путешествие, спросите вы. Отгадаете загадку – узнаете.
Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?
- Я рада приветствовать экипажи кораблей, которые отправятся сегодня в плавание по просторам русского языка, и учителей, которые будут поддерживать наших отважных мореплавателей.
Плывёт моряк на корабле.
Он не тоскует по земле,
Он с ветром дружит и с волной.
Ведь море – дом его родной!
II. Основная часть
- Итак, в сегодняшней игре, посвящённой русскому языку, участвуют четыре команды. Предлагаю командам вскрыть конверты, составить название своей команды и выбрать капитана. (Смелый, Быстрый, Дружный, Могучий)
Конкурс капитанов
Чтобы ваши корабли не попали в беду, капитаны должны проложить безопасный маршрут. Вот карты, где проложены возможные маршруты движения. Но безопасен только тот, на котором можно «собрать» пословицу. Капитаны должны отметить его цветным карандашом.
- А пока наши капитаны выбирают безопасный путь, мы подготовимся к отплытию. Поиграем в игру «Назови одним словом».
1. Храбрый человек…. (храбрец)
2. Болтливый человек… (болтун)
3. Ленивый человек… (лентяй)
4. Мудрый человек… (мудрец)
5. Говорливый человек… (говорун)
6. Богатый человек… (богач)
Добродушный человек… (добряк)
Грубый человек… (грубиян)
Сильный человек… (силач)
Веселый человек … (весельчак)
Крикливый человек… (крикун)
Ворчливый человек … (ворчун)
-Ну что ж, в добрый путь. И первая наша остановка
Город «Словоград»
- Жители этого города любят играть со словами. А вам они приготовили анаграммы. Что такое анаграмма? Слова-анограммы – это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например, масло – смола. Вам предлагаются слова, из букв которых вы должны составить новые, не прибавляя и не выбрасывая ни одной буквы.
лето - … (тело)
атлас - … (салат)
маяк – … (ямка)
каприз - … (приказ)
лопата - … (оплата)
весна - … (навес)
кукла - … (кулак)
тёрка - … (актёр)
карп - …(парк)
навид - … (диван)
срокел - … (кресло)
Остров Весельчаков
Игра «Крестики-нолики»
Слова состоят из звуков?
Звуки мы можем увидеть?
Предпоследняя буква русского алфавита ю?
Гласные бывают твёрдые и мягкие?
Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
В русском алфавите 33 буквы?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Все шипящие согласные – твёрдые.
Значение слов объясняет орфографический словарь.
Город «Шифровальщиков»
Ребусы
Остров «Фантазёров»
Голоден как … (волк)
Хитер как … (лиса)
Труслив как … (заяц)
Здоров как …. (бык)
Колюч как… (еж)
Изворотлив как … (уж)
Надут как … (индюк)
Нем как … (рыба)
Болтлив как … (сорока)
Упрям как … (осел)
III. Подведение итогов
1-й ученик: Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре.
Выучи русский язык.
2-й ученик: Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык.
3-й ученик: Русское слово живет на страницах.
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык.