Актуализация знаний (способов действий) и мотивация | - Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! -Мы с вами изучаем учебный предмет – «Окружающий мир». Посмотрите в окно, по сторонам, подумайте и скажите, что такое окружающий мир? Что и кто является частью окружающего мира? -Верно. И мне хочется, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его. А что значит наблюдать, исследовать? Представьте если бы с вами изучая тему космоса, могли надеть скафандры, нас бы в школьном дворе ждала ракета и мы незамедлительно отправились бы в путешествие по изучению космического мира. Могли бы мы с вами вот так просто собраться и улететь? - Да, даже в самом малом деле нужна подготовка. И даже к изучению нашей сегодняшней темы нам нужна небольшая подготовка. И она будет музыкальная. Закроем глаза и вслушаемся в музыку, которую я вам включу. Я предлагаю именно эту мелодию неспроста. Она первый шаг к нашей теме. (музыка) Я хочу спросить вас, что представили вы, слушая эту мелодию. Какая она по своему настроению и что она может напоминать и о чем шептать или говорить? А может кричать? | - Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди. - Изучать, открывать. - Нет, нужна подготовка. (слушают Чайковского «Вальс цветов») - О весне. | Анализ, сравнение, установление связей. |
Постановка учебной задачи (проблемы) | - Я включила именно эту мелодию не только потому что ее название «Вальс цветов», но и потому что в самом деле музыка напоминает пробуждение, она тихая, сладкая, но постоянно в движении, настроение ее все ярче, красок и нот всё больше, всё радостнее мотив. Ребята, а вы заметили - я сказала Весна и тут же сказала Пробуждение. Почему? Весна – это пробуждение? - Да. Мир живой природы начинает пробуждаться ото сна. Для нас с вами этот процесс ежедневный, мы каждое утро говорим маме и папе «Доброе утро!». А когда же просыпаются от долго сна растения? И какие растения первыми говорят «Здравствуй» этой новой жизни, этому солнцу? Узнать интересно? | - Да, весной всё просыпается. Звери, природа. - Да! | |
Поиск решения проблемы (совместное открытие новых знаний и способов действий) | - Ребята, а когда зацветают первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим растениям много тепла? А что им требуется для начала цветения? -Проверим ваши предположения, открыв учебник на странице 74 – 75. - Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла? Рассмотрите растения на странице 74 и 75. Есть ли среди них знакомые вам? Сейчас мы с ними познакомимся. (информация о растениях в атласе-определителе) Слайд 4.Подснежник растет по опушкам широколиственных лесов. В нашем крае он цветет в марте – апреле. Каждая цветочная стрелка несет на верхушке один поникающий цветок белого цвета. Раньше подснежник считался эмблемой надежды. Слайд5.Медуница – лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами, но медуница не боится холода. Её шершавые листья покрыты мелкими волосками. Между волосками находится воздух, который спасает растения от холода. Медуница получила своё название за счет содержания в её цветах много нектара. Слайд 6.Хохлатка растёт в лесу между кустарниками. Цветет в апреле – мае. Её лиловые фиолетово-розовые цветки собраны в кисть. Хохлатка богата нектаром, имеет приятный запах. Это очень хрупкое растение. Хохлатка – лекарственное растение. Слайд 7.Мать-и-мачеха имеет невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками, и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. С лицевой стороны они зеленые и гладкие, а с другой – беловатые, пушистые, мягкие. Слайд 8.Ветреница - многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редковолосистый. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистниками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками. Слайд 9.Цветение печёночницы продолжается от середины до конца апреля, один цветок не увядает в течение 5-7 дней. Листья у печёночницы трёх- или пятилопастные, у некоторых видов перезимовывают и отмирают после цветения. Цветонос печёночницы опушённый, красновато-зелёный или зелёный, диаметр венчика 2-4 см, окраска от чисто-белой до сине-фиолетовой. Цветки печёночницы без запаха, открываются с восходом солнца и закрываются, поникая, вечером. Слайд 10.В России наиболее распространён гусиный лук жёлтый. Его цветки в количестве 2-10 закладываются еще с осени, а в течение зимы происходит окончательное формирование и рост побегов. Рано весной (в апреле-мае) растение зацветает, однако наблюдать его удается лишь немногим больше месяца, так как стебель и листья уже вскоре после цветения отмирают, и только под землей сохраняется луковица, наполненная запасами питательных веществ. Слайд 11.Чистяк весенний многолетнее растение, растет на опушках леса, на лужайках, в сырых лиственных лесах, по берегам рек, водоемов, ручьёв, в зарослях кустарников. Расстилается по поверхности почвы красивым ковром. Стебель растения до 30 см. в высоту. Листья очередные, ярко-зеленые, верхние листья на коротких черешках, нижние на длинных черешках. Цветы желтые, верхняя сторона листа блестящая, маслянистая. Чистяк является прекрасным весенним медоносом. | (ответы детей) Читают текст (отвечают согласно тексту) . | Умение осуществлять информационный поиск. Анализ, сравнение, установление связей. Установление причинно-следственных связей. Осознание целостности природы и личной ответственности за ее сохранение |
Самостоятельное применение учениками новых знаний и способов действий | -Откройте рабочие тетради, стр.40, №1. Определите растения и подпишите их названия. Отметьте растения, которые вы видели в природе. - Рабочая тетрадь с.41 упр. 2. раскрасьте цветы и назовите их. (хохлатка, медуница, гусиный лук) –Ребята, а какие деревья и кустарники цветут одновременно с первыми цветами? По каким признакам можно узнать о пробуждении деревьев и кустарников? Откуда деревья и кустарники берут силы на цветение? Приходилось ли кому-нибудь видеть волчье лыко? Познакомимся поближе с раннецветущими кустарниками и деревьями. (читаем текст учебника на стр.76-77) Кто видел молодые побеги на ветках ели и сосны? Как они выглядят? Выполним в рабочей тетради на стр.41 номер 3. Соединим линиями рисунки и названия, подчеркнем зеленым карандашом названия - Ребята, нужно ли охранять раннецветущие растения? - Как вы думаете, что нужно делать для охраны первоцветов? Вы знаете, что существуют правила по охране и даже памятки? (на слайде) | Самостоятельная работа в рабочей тетради. | Анализ, сравнение, установление связей. |