СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весенний паводок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Период весеннего половодья требует порядка,осторожности и соблюдения правил безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Весенний паводок.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского Муниципального района







Занятие

«Весенний паводок»







Подготовила и провела:

педагог дополнительного образования

И.А.Саленко









2024





Тема: «Весенний паводок».

Цель: систематизация знаний о  правилах  поведения вблизи водоёмов ранней весной.

Задачи: образовательная: познакомить детей с правилами поведения в период ледохода и весеннего паводка;

развивающая: развивать практические навыки детей по оказание первой помощи в чрезвычайных ситуациях;

воспитательная: ориентировать обучающихся на нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: презентация, тематические картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Беседа «Опасные ситуации».

Ребята, наше занятие начнем с того, что вспомним те опасные ситуации, которые может преподнести нам природа? (Оползни, наводнение, смерчи, ливни, землетрясения и т.д.) Скажите, какая из чрезвычайных ситуаций является одной из опаснейшей для человека в весенний период при несоблюдении простейших правил? (Весенний паводок).

Что же такое весенний паводок? Весной может наступить половодье или паводок. Это когда вода в реке поднимается, а вызывается это усиленным продолжительным притоком воды, который может быть из-за: весеннего таяния снега на равнинах; таянием снега и ледников в горах; обильными дождями. Весенний паводок – состояния льда на водоемах, который под действием теплых весенних солнечных лучей превращается в воду. Во время паводка сложно определить прочность льда, т.к. опасность не видна снаружи. Можете ли вы сказать, в чем отличие между прочным безопасным льдом и льдом, по которому ни в коем случае нельзя ходить, тем более бегать и прыгать? (Ответы детей) Крепкий лед отличается синими и зелеными оттенками. Темные места, т.е. места, незапорошенные снегом, это, скорее всего, бывшие полыньи, неуспевшие покрыться прочным льдом. Если лед рыхлый, темный или наоборот, матово-белый (после оттепели, изморози или дождя), при ударе из него сочится вода, то такой лед непрочен и очень опасен. Как вы думаете, какой толщены должен быть лед, чтобы по нему без опасения мог бы передвигаться один человек или группа людей? (5 см, 7-9 см). Скажите, а можно ли несколько людям идти рядом и почему? (Ответы детей) Можно, но расстояние между ними должно быть 5-6 м друг от друга.
Еще весной бывают наводнения. Это значительное затопление определенной территории земли в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море.

2.Просмотр презентации «Внимание! Весенний паводок!»

3. Закрепление темы. Игра «Коварство льда» (вопрос-ответ).

1)Как нужно передвигаться по льду, если он затрещал и начал ломаться под человеком?-Скользящим шагом или ползком без резких движений.
2)Для небольшой безопасности, какие предметы нужно брать с собой, если человеку нужно пересечь водоем по льду.-Палка-для проверки льда, отвертка или другой крепкий предмет, который поможет выбраться из провала.
3)В какое время всего опаснее ходить по льду?-Во время оттепели, в темноте, в одиночку, с грузом.

4)Что нужно сделать, прежде чем выйти на лед на лыжах?-Расстегнуть крепления, высвободить кисти рук.

5)Опасно ли кататься на льдинах?- Можно упасть со льдины и попасть под нее.

4. Интерактивная беседа «Если ты провалился в холодную воду».

Скажите, что вы будете делать, если провалитесь в холодную воду? (Ответы детей)
Попав в полынью, цепляйся за кромку льда руками, палкой, отверткой. Затем осторожно и спокойно выползай на лед грудью и вытаскивай одну ногу, затем вторую. Ползи в ту сторону, откуда пришел, где лед крепче. Не думай о холоде, выползай на берег. А теперь беги до ближайшего дома, чтобы согреться. Если до жилья далеко, нужно выжать одежду и, одевшись, все время двигаться. Здесь тебе помогут и костер, и чай, и защита от ветра, и сухая одежда твоих товарищей.

Если твои друзья и близкие не далеко, то попав в полынью, не пытайся выбраться самостоятельно: края полыньи часто обламываются, и ты можешь полностью погрузиться под воду, а при быстром течении попасть под лед.
Как вы будете вести себя, если в полынью оказался твой друг? (Ответы детей). Ни в коем случае не подходить к провалившемуся в полынью стоя, а осторожно подползай на животе, широко расставив руки и ноги. Если есть палка, лыжа, доска, веревка, ремень, шарф, верхняя одежда, толкай их пред собой и за 3-5 м. подай пострадавшему. Если спасателей несколько, следует страховать друг друга веревкой, ремнями или подползая к пострадавшему цепочкой, держа друг друга за ноги.

Если рядом жилье, то для уменьшения давления на лед можно использовать приставную лестницу, лист фанеры, жести, часть палисадника или деревянного забора. Помощь пострадавшему необходимо оказывать как можно быстрее, т.к. он может умереть от переохлаждения.

Дрожь (озноб) – защитная реакция человека на холод, при которой организм путем непроизвольного сокращения мышц вырабатывает внутреннее тепло. При этом пострадавшему следует двигаться и пить что-то теплое.

Однако если воздействие холода не устранено вовремя, то у пострадавшего, переставшего дрожать, скорость остывания тела резко повышается и поэтому дальнейшая физическая активность, лишь приведет к большему истощению организма и увеличит потерю тепла. А значит пострадавшего, который перестал дрожать, ни в коем случае нельзя заставлять двигаться, растирать, так как это может привести к притоку холодной крови к мозгу, сердцу, что чревато даже смертью, так называемая «смерть при спасении».

5.Рефлексия.


1)Что нужно сделать, чтобы не простудиться после вынужденного купания в холодной воде?
2)Как бы вы рассказали друзьям об опасности весеннего паводка?
3)Какие меры предосторожности следует принять, выходя на лед?
4)Как проще всего избежать беды на льду?
5)Как помочь человеку, попавшему в полынью?
6)Какие опасности подстерегают нас на льду водоема?


6. Итог занятия.

Теперь, когда вы еще раз вспомнили и систематизировали свои знания о правильном поведении во время весеннего паводка. Я надеюсь, что вы не только сами будете их выполнять, но и вести разъяснительные беседы с теми, кому они незнакомы.

7.Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/03/14/prezentatsiya-vnimanie-vesenniy-pavodok


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!