ХV урок изобразительного искусства ( 23 - 30 декабря 2020 г.)
Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. Инсталляция
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Функция вещи влияет не только на её форму,
но и на выбор материала ,
из которого эта форма создаётся.
Материал диктует форму, и форма руководит выбором материала.
Дизайн – искусство и порождение промышленного века. Он зависит от развития науки и техники, которые дают дизайнеру и архитектору материалы для их творчества . В современных конструктивных искусствах это стальной прокат и железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры, новые модификации светопрозрачных материалов и синтетических красителей. Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям обработки, позволяет создавать немыслимые прежде конструкции вещей и зданий.
Сруб (дом из оцилиндрованного бруса)
Дом из деревянного каркаса
Здание из текла
Здание из стекла, бетона и металлоконструкций (Лахта-центр)
Здание из металлоконструкций и стекла
Здание из комбинированных материалов
(металлические конструкции, кирпич, стекло, гранитные плиты фасада)
Дом компании «Зингер» («Дом книги на Невском проспекте СПб)
- Отличается ли дизайн всех этих построек?
- Чем это обусловлено?
- Должен ли дизайнер знать свойства материалов и технологию их обработки?
- На сколько необходимо дизайнеру быть любознательным, и осведомленным о научных достижениях?
- Может ли дизайнер позволить себе роскошь творить, используя только устаревшие технологии и материалы?
Таким образом мы видим, что сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи и здания.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Объемно-пространственная композиция
из разнообразных реальных объектов,
объединенных единым художественным замыслом
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию , созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое.
Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую . Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.
Александр Милов: магия, символизм и поэзия, заключённые в металлический каркас монументальной скульптуры «Любовь».
Что ты чувствуешь, глядя на эту инсталляцию?
Вызывает ли она желание размышлять? На какую тему?
Хочется ли тебе разгадать, что хотел сказать автор?
Какие материалы использовал художник?
Работает ли он со средой (ландшафтом, окружением)?
Фестиваль искусств (инсталляций) Burning Man сам временный городок восстает как огромная инсталляция больше информации о фестивале ты можешь найти самостоятельно в выпусках передачи «Орел&решка» Невада (советую посмотреть)
Потрясающие инсталляции Бернара Праса видны только под прямым углом.
Портрет Сальвадора Дали
«Мёртвый Христос», Андреа Мантенья
Для создания анаморфного эффекта , Бернар Прас тщательно планирует всю инсталляцию. Он размещает вроде бы случайные предметы, выбирая их по цвету и размеру, так что они будут напоминать знаменитый портрет или изображение лишь с одного ракурса. Бернар Прас использует пластиковые отходы, старые таблетки, коробки, одежду, мешки, пакеты, куклы, игрушки, музыкальные инструменты, предметы быта и почти всё, что кажется ему правильным по цвету и текстуре. Результаты просто потрясающие!
Инсталляция по Картине Кацусика Хокусая «Большая волна в Канагаве»
Инсталляция по картине «Портрет Людовика XIV, Гиацинт (Иасент) Риго»
У меня ассоциации с муравьями среди рафинада. А у тебя?
Какие ассоциации у тебя здесь?
Инсталляция на станции метро «Грушевка» в Минске
Можно сказать, что именно абсурдистская линия стала главной, доминирующей в развитии художественных объектов . В частности, эту же поэтику продолжает объект в поп-арте. Что естественно: главная мишень поп-арта — это общество потребления, и неудивительно, что основные потребительские товары он пародийно или критически воспроизводит. Например, американский поп-артист Клас Ольденбург возводил огромных размеров памятники простым вещам: прищепке, воланчику, вилке, ложке, рожку мороженого — их можно назвать антимонументами. Ложка у него превращается в мост — в реальный мост, оставаясь ложкой.
Одной из потрясающих, за последнее время, инсталляций стала работа художника-скульптора Неле Азеведо. Бразильский скульптор Неле Азеведо , поместила 5 000 маленьких скульптур изо льда на ступенях площади Чемберлена в Бирмингеме, Великобритания. Своей работой, она хотела почтить память гражданских лиц, погибших в Первой мировой войне. Тающие фигурки, размещенные добровольцами, создали действительно призрачную картину. А наверху она поместил красную фигурку, которая, казалось, оставляла кровавый след на ступеньках. «Я хотела сломать традиционный стереотип о памятниках», рассказывает Азеведо. «Мои скульптуры чтут память людей, которых не вспоминают другие памятники».
Для создания этой необычной инсталляции было использовано 37 отдельных фрагментов цепи металлического забора, которые удивительным образом сплетены в скульптурную форму.
Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в коридоре возле кухни» (1989)
В честь проведения Олимпийских игр в Рио, французский уличный художник JR создал огромную фигуру атлета, прыгающего через многоэтажный дом.
- Арт-группа teamLab представила цифровую инсталляцию под названием «Мегалиты в руинах бани» в парке Мифунэяма Ракуен на японском острове Кюсю и для ночной выставки проект «Лес, где живут боги, руины и наследие — природа времени».
Современное искусство открыто для интерпретаций и толкований с различных точек зрения. А помимо того, в XX веке появляется и искусство, открытое для прямого зрительского соучастия . Еще одна форма современного искусства: разного рода интерактивные работы , где художник может выступать даже не в роли собственно художника, а в роли куратора и организатора действа с участием других людей.
Задание на оценку:
Нарисовать или создать (сложить) объёмную композицию
по теме «Инсталляция»
Как?
- Можешь использовать реальные предметы (это может быть также и бросовый материал), а можешь сделать уменьшенную модель;
- Дополни композицию элементами из пластилина или проволоки, например;
- Твоя композиция должна иметь какой-то смысл или быть остроумной;
- Инсталляция должна нести художественную ценность;
- Или ты можешь нарисовать эскиз своей инсталляции. Впиши её в среду (обозначь подходящий пейзаж или интерьер, где она может располагаться);
- Дополни рисунок текстом (1-3 предложения), где излагается твоя идея (что ты хотел сказать своей инсталляцией).
- сфотографируй и вышли мне на WhatsApp +7924ххххххх
- Не забудь сделать очень краткий конспект в тетради или альбоме (тема урока, термины)