СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вещества и их свойства. Разнообразие химических веществ. Вещества природного и искусственного происхождения.Агрегатное состояние вещества.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вещества и их свойства. Разнообразие химических веществ. Вещества природного и искусственного происхождения.Агрегатное состояние вещества.»

ТЕМА: Вещества и их свойства. Разнообразие химических веществ. Вещества природного и искусственного происхождения. Агрегатное состояние вещества.

Цели урока:

Учебно-образовательная: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента, о веществах природного и искусственного происхождения.

Учебно-развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Учебно-воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Основные понятия: природные вещества, синтетические, искусственные, реагенты, продукты.

Методы и приемы:1. Наглядные (таблица Д.И. Менделеева) 2. Словесные (беседа с учащимися, рассказ учителя)

Тип урока: Изучение нового материала.

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть (1- 2 мин.)

Приветствие. Перекличка.

  1. Проверка знаний (10-15 мин.)

1. Что химики считают самым важным при работе в химической лаборатории?

2. Перечислите правила поведения учащихся в кабинете химии.

3.Для каких целей в лаборатории используют: стаканы, колбы, пробирки, воронки,

стеклянные палочки?

4. Перечислите основные части лабораторного штатива и объясните, для чего они нужны?

5. Каковы основные правила работы со спиртовкой?

6. Как правильно нагревать жидкость в пробирке при помощи пробиркодержателя?

7. Как правильно переливать жидкости из сосуда в сосуд?

  1. Изучение нового материала (25-30 мин.)

За последние 200 лет человечество изучило свойства веществ лучше, чем за всю историю развития химии. Естественно, количество веществ так же стремительно растет, это связано, прежде всего, с освоением различных методов получения веществ. В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством веществ. Среди них – вода, железо, алюминий, пластмасса, сода, соль и множество других. Вещества, существующие в природе, например, кислород и азот, содержащиеся в воздухе, вещества, растворенные в воде, и имеющие природное происхождение, называются природными веществами. Алюминия, цинка, ацетона, извести, мыла, аспирина, полиэтилена и многих других веществ в природе не существует. Их получают в лаборатории, и производит промышленность. Искусственные вещества не встречаются в природе, их создают из природных веществ. Некоторые вещества, существующие в природе, можно получить и в химической лаборатории. Так, при нагревании марганцовки выделяется кислород, а при нагревании мела – углекислый газ. Ученые научились превращать графит в алмаз, выращивают кристаллы рубина, сапфира и малахита. Итак, наряду с веществами природного происхождения существует огромное множество и искусственно созданных веществ, не встречающихся в природе. Вещества, не встречающиеся в природе, производятся на различных предприятиях: фабриках, заводах, комбинатах и т.п. В условиях исчерпания природных ресурсов нашей планеты, сейчас перед химиками стоит важная задача: разработать и внедрить методы, при помощи которых можно искусственно, в условиях лаборатории, или промышленного производства, получать вещества, являющиеся аналогами природных веществ. Например, запасы топливных ископаемых в природе на исходе. Может настать тот момент, когда нефть и природный газ закончатся. Уже сейчас ведутся разработки новых видов топлива, которые были бы такими же эффективными, но не загрязняли окружающую среду. На сегодняшний день человечество научилось искусственно получать различные драгоценные камни, например, алмазы, изумруды, бериллы.

Агрегатное состояние вещества

Вещества могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, три из которых вам известны: твердое, жидкое, газообразное. Например, вода в природе существует во всех трех агрегатных состояниях: твердом (в виде льда и снега), жидком (жидкая вода) и газообразном (водяной пар). Известны вещества, которые не могут существовать в обычных условиях во всех трех агрегатных состояниях. Например, таким веществом является углекислый газ. При комнатной температуре это газ без запаха и цвета. При температуре –79°С данное вещество «замерзает» и переходит в твердое агрегатное состояние. Бытовое (тривиальное) название такого вещества «сухой лед». Такое название дано этому веществу из-за того, что «сухой лед» превращается в углекислый газ без плавления, то есть, без перехода в жидкое агрегатное состояние, которое присутствует, например, у воды. Таким образом, можно сделать важный вывод. Вещество при переходе из одного агрегатного состояния в другое не превращается в другие вещества. Сам процесс некоего изменения, превращения, называется явлением.


Разнообразие химических веществ

Простые вещества содержат атомы одного химического элемента. А сложные вещества образованы атомами или ионами раз­ных химических элементов.

Физические и химические явления

Явления, при которых вещества изменяют агрегатное состояние, но при этом не

превращаются в другие вещества, называют физическими.Рассмотрим в качестве примера воду. Вода замерзает и превращается в лед при температуре 0°С, а закипает и превращается в пар при температуре +100°С. Данные явления относятся к физическим, так как вода не превратилась в другие вещества, происходит только изменение агрегатного состояния. Данные температуры замерзания и кипения – это физические свойства, характерные именно для воды.
К основным физическим свойствам веществ можно отнести следующие: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность, температура кипения, температура плавления, теплопроводность, электропроводность.
Если при физических явлениях вещества, как правило, лишь изменяют агрегатное состояние, то при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие вещества. Приведем несколько простых примеров: горение спички сопровождается обугливанием древесины и выделением газообразных веществ, то есть, происходит необратимое превращение древесины в другие вещества. Другой пример: со временем бронзовые скульптуры покрываются налетом зеленого цвета. Дело в том, что в состав бронзы входит медь. Этот металл медленно взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, в результате на поверхности скульптуры образуются новые вещества зеленого цвета Химические явления – явления превращений одних веществ в другие
Процесс взаимодействия веществ с образованием новых веществ называют химической реакцией. Химические реакции происходят повсеместно вокруг нас. Химические реакции происходят и в нас самих. В нашем организме непрерывно происходят превращения множества веществ, вещества реагируют друг с другом, образуя продукты реакции. Таким образом, в химической реакции всегда есть реагирующие вещества, и вещества, образовавшиеся в результате реакци
Химическая реакция – процесс взаимодействия веществ, в результате которого образуются новые вещества с новыми свойствами.

  • Реагенты – вещества, вступающие в химическую реакцию

  • Продукты – вещества, образовавшиеся в результате химической реакции

Химическая реакция изображается в общем виде схемой реакции

РЕАГЕНТЫ - ПРОДУКТЫ

где реагенты – исходные вещества, взятые для проведения реакции; продукты – новые вещества, образовавшиеся в результате протекания реакции.

ВЕЩЕСТВА ПРИРОДНОГО И ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 
В чём отличие природных веществ от искусственных? ( природные вещества – это то, что создано самой природой- (белки, жиры, углеводы, витамины, гормоны, ферменты); искусственные – это результат переработки природных веществ)- (искусственные волокна, некоторые пластмассы – целлулоид). 
Что такое синтетические вещества? (создано человеком в лабораторных условиях)- (лекарственные препараты, красители, синтетические пластмассы).


  1. Домашнее задание (до 3 мин.)

  1. Изучить § 5.

  2. На стр.33 выполнить упражнение № 5.7

  1. Закрепление изученного (3-5 мин.)

1. В чем отличие физических явлений от химических?

2. Какие свойства веществ относят к физическим?

3.Что такое химическая реакция?

4. Укажите, какими признаками будут сопровождаться следующие химические реакции:горение парафина свечи, скисание молока, превращение сахара в карамель, брожениефруктового сока.

5.Какими сходными и различными свойствами обладают следующие вещества: сахар и

пищевая сода; спирт и вода?


Оборудование урока:учебник.