СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Весёлая ритмика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ, подготовительный класс.

Просмотр содержимого документа
«"Весёлая ритмика"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»








Рабочая образовательная программа

по внеурочной деятельности:


«ВЕСЕЛАЯ РИТМИКА»



1 «А» подготовительный класс





Учитель: Дорофеева Татьяна Вячеславовна




РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов


________________________


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________М.Н. Некрасова

_______________

(дата)


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»

__________________Н. Ф. Байкова











Новодвинск

2018 – 2019 учебный год



Содержание





  1. Пояснительная записка


  1. Содержание программы


  1. Основные требования к умениям учащихся


  1. Учебно-тематический план


  1. Средства, необходимые для реализации программы


  1. Литература






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки.  Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении мероприятий. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.



Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.



Основные задачи:



Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.



Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.



Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.


Содержанием работы на уроках ритмики является музы­кально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают спо­собность переживать содержание музыкального образа.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положи­тельных качеств личности. Выполняя упражнения на про­странственные построения, разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.

 

Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:



  1. Уп­ражнения на ориентировку в пространстве

  2. Ритмико-гим­настические упражнения

  3. Игры под музыку

  4. Танцеваль­ные упражнения



В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занима­ясь конкретным видом музыкально-ритмической деятель­ности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Задания на координацию движений рук лучше прово­дить после выполнения ритмико-гимнастических упражне­ний, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двига­тельный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зай­чик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошеч­ка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изоб­ражать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен.

Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выра­зительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, ос­воение хорового шага связано со спокойной русской мело­дией, а топающего — с озорной плясовой. Почувство­вать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развива­ющий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го­пак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными дви­жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере­менчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.























  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ



Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высо­ким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из ше­ренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений впе­ред, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.


РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Общеразвивающие упражнения.

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровози­ки»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать пред­меты перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опо­ры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и при­ведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупаль­цы. Упражнения на выработку осанки.


Упражнения на координацию движений.

Перекрестное под­нимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставле­ние левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.


Упражнение на расслабление мышц.

Подняв руки в сторо­ны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерыв­ным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).


ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с раз­личным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцеваль­ный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д). Вы­полнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, дея­тельность человека), в соответствии с определенным эмо­циональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцен­тов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пе­нием или речевым сопровождением.



ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спо­койный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Под­прыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для де­вочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.













  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ



Личностные результаты

Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоциональноценного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.



Метапредметные результаты

  • регулятивные

  • способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • накопление представлений о ритме, синхронном движении.

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности

  • познавательные

  • навык умения учиться: решение творческих задач, поиск с помощью учителя.

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;

  • под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, неопускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

  • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дис­танций, не сужая

круг и не сходя с его линии;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального про­изведения;

  • выполнять игровые и плясовые движения;

  • выполнять задания после показа и по словесной инст­рукции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со зву­чанием музыки.

  • коммуникативные

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуации

















  1. Календарно-тематическое планирование.


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Пров.

Факт.

1-2

Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Слушание музыки

2

4.09

7.09


3-4

Ориентировка в пространстве.

Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

2

11.09

14.09


5-6-7-8

Игры под музыку

4

18.09

21.09

25.09

28.09


9-10

Общеразвивающие упражнения

2

2.10

5.10


11-12

Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

2

9.10

12.10


13-14

Движения на развитие координации. Бег и подскоки

2

16.10

19.10


15-16

Разминка. Музыкально-танцевальные игры.

2

23.10

26.10


17-18-19-20

Ритм, ритмический рисунок.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4.

4

30.10

2.11

13.11

16.11


21-22

Игры под музыку. Танцевальные импровизации. Постановка танцевальной композиции.

2

20.11

23.11


23-24

Танцевальные упражнения. Постановка танцевальной композиции.

2

27.11

30.11


25-26

Виды хлопков.

Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки в разные стороны.

2

4.12

7.12


27-28

Ритмико-гимнастические упражнения. Игровые этюды.

2

11.12

14.12


29-30

Образные движения.

Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.

2

18.12

21.12


31-32-33-34-35-36

Общеразвивающие упражнения без предметов.

6

25.12

28.12

15.01

18.01

22.01

25.01


37-38-39-40

Упражнения для улучшения гибкости.

4

29.01

1.02

5.02

8.02


41-42-43-44

Общеразвивающие упражнения с предметами.

4

12.02

15.02

26.02

1.03


45-46-47-48

Подвижные игры. Образные танцы (игровые).

4

5.03

12.03

15.03

19.03


49-50

Ритмико-гимнастические упражнения.

2

22.03

2.04


51-52-53-54-55-56-57-58

Упражнения на развитие осанки.

8

5.04

9.04

12.04

16.04

19.04

23.04

26.04

30.04


59-60-61

Общеразвивающие упражнения.

3

7.05

14.05

17.05


62-63-64

Репетиция танца.

3

21.05

24.05

28.05


65-66

Урок-смотр знаний. Концерт.

2

31.05





1. Вводное занятие

Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».

Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий.

2. Основы хореографии

1. Поклон

2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;

- позиции рук;

- позиции в паре.

- точки класса;

При изучении элементов бального и народного танца познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

3. Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Упражнения:

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад, поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;


4. Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Упражнения на улучшение гибкости

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- «кошечка»;

- «рыбка».

5. Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед, вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы.

4. Комбинация «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

7. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года.


- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

Знания и умения

- знать позиции рук, ног, точки класса;

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь танцевать в заданном темпе.







  1. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материальные средства:

- учебный кабинет, актовый зал;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.



  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

  2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

  3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

  4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

  5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

  6. Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

  7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

  8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

  9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

  10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

  11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

  12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

  13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

  14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

  15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

  16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.