СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весёлые стихи (двустишия О.Григорьева,Ю.Мориц "Малиновая кошка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Весёлые стихи (двустишия О.Григорьева,Ю.Мориц "Малиновая кошка")»









План-конспект

Урока «Литературного чтения»

на тему : «Весёлые стихи (двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)»

проведенного в МБОУ Березинская СОШ

Никоновой Людмилы Ивановны






















Брянск,2016

Тема: «Весёлые стихи (двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)»

Цель урока:

Задачи:

Обучающая : обучать учащихся формулировать тему и идею произведении;совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения;отрабатывать умение характеризовать литературного героя;

Развивающая : Развивать читательские умения речи учащихся, мышления.

Воспитательная : воспитывать любовь к своим близким, умение шутить по-доброму;

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев 3 класс,2 часть;р.т;диск с презентацией

План ,

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей занятия

  3. Проверка д/з.

  4. Актуализация знаний ;обобщение и систематизация знаний.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Сообщение д/з.

План оформления доски


2.


1.



1.Число;тема занятия.2.Презентация

Ход урока

Название этапа занятия

Деятельность практиканта

Деятельно-сть учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент

Приветствие.Готовность к уроку.

Речевая разминка






Коммуникативные УУД:

1.Сотрудничество с учителем и сверстниками 2.определение способов взаимодействия;

3.владение монологической и диалогической формами речи.

II. Проверка д/з.

Сообщение темы и целей занятия


Чтение по ролям 1-й части произведения В.Драгунского «Надо иметь чувство юмора»






IIIАктуализация знаний ;обобщение и систематизация знаний.


«Человек с чувством юмора – это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки».

(Аристотель, древнегреческий философ.)

«Чувство юмора заставляет рассматривать свои и чужие поступки под более широким углом и с более дальних позиций, отчего они выглядят нелепыми».

(Т. Уайлдер, американский писатель.)

– Можно ли эти афоризмы отнести к прочитанному произведению?

– Сегодня мы будем читать весёлые стихи известного вам автора. Его произведения знакомы нам, они встречались в учебнике «Моя любимая Азбука»

(теперь он называется «Букварь»)

и «Маленькая дверь в большой мир».

Я начну, а вы продолжите и дочитаете до конца.

Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила. Брат её…(мальчик Иван Тоже разбил… стакан).


Велосипед меня понёс...

(Понёс куда-то под откос.

Он там остался без колёс,

А дальше я его понёс.)

(Олег Григорьев.)

– Кто автор этих стихов?

– Сколько было строчек в каждом маленьком стихотворении? (Четыре.)

– А бывают ли стихи ещё короче?

Работа с двустишиями О. Григорьева (с. 173).

1. Работа с текстами до чтения.

– Сколько стихов мы прочитаем? (10.) Чем они интересны? Их называют двустишиями, потому что… (Они состоят из двух строчек.)

– Можете ли что-то предположить об их характере?

(Будут весёлые, остроумные, т.к. включены в этот раздел, а их автор – О. Григорьев.)


2. Работа с текстами во время чтения.

На доске предварительно записаны вопросы:

– Кто герой двустишия?

– Что он чувствует, переживает?

– Над чем задумывается герой?


1. Первичное чтение вслух.

Олег Григорьев

* * *

Копали яму глубоченную,

Получили гору высоченную.

(Откуда взялась гора?

Ответы детей. Что так удивило героя? – Он увидел противоречие.)


* * *

Съел я обеда две порции,

У меня исказились пропорции.

(Пропорции – это соразмерность частей тела, их определённое соотношение между собой. Исказились – значит сильно изменились, потерялась соразмерность частей тела. Как вы это себе представляете – после двух съеденных порций обеда? – Очень объелся человек, живот, наверное, сильно увеличился в размере…

– Это шутка, конечно, но вы заметили: наш герой подшучивает над собой!)


* * *

Я в луже стою босиком на Луне,

(Как это? Что вы представили? – В луже отражается луна; вечер, значит. И человек босиком стоит в луже на этом отражении…)

Не нужно скафандра для этого мне.

(А скафандр – это специальный костюм... чей? Да, космонавта. Конечно, он герою не понадобится, потому что… Дети заканчивают мысль.)


* * *

Я ударился об угол,

Значит, мир не очень кругл. (Вы догадались, что имеет в виду наш герой? – Он знает, что Земля круглая, но острых углов вокруг тоже очень много!)

* * *

В уголке сидит паук –

Восемь ног, а может, рук.

(На какой вопрос не может ответить наш герой? А художник смог?)


* * *

Чёрные тучи падучи,

А белые тучи летучи.

(Вы согласны с этим утверждением? Объясните почему.)


* * *

Я волновался от страха,

Как на верёвке рубаха.

(Представьте себе рубаху, вывешенную сушиться на верёвке. Расскажите, что представили.

Ответы детей. Значит, теперь вы представляете, как волновался от страха наш герой.)


* * *

Пёс тоскует на цепи,

(Жалко собаку, правда? Каково это – сидеть на цепи!)

А попробуй – отцепи.

(И что случится? Можно так делать?)


* * *

Время устало и встало...

(Так бывает? Что вы представили?)

И ничего не стало. (А как это понять?)


* * *

Пошёл кочан на стрижку,

Остригся в кочерыжку.

(Что вы представили? Кто же сделал такую стрижку кочану?)


2. Беседа после чтения.

– Обратите внимание на вопросы, записанные на доске. Попробуйте на них ответить. (Вероятнее всего, герой – ребёнок. Он всё время удивляется, делает свои открытия, по-своему видит мир…)

– Какое двустишие показалось самым весёлым?

– В каком из них вы для себя сделали открытие?

– Как вы думаете, какие качества необходимы автору, чтобы написать такие стихи? (Наблюдательность, точность выбора слова, юмор.)

3. Творческий эксперимент.

– Я прочту вам другие стихи О. Григорьева, а вы попробуйте сами сочинить вторую строчку, а потом сравним с авторской.

I вариант. Называется стихотворение «В коляске».

Ревел человек в коляске.

………

(Видно, хотел он ласки.)

II вариант. Называется стихотворение «На всю жизнь».

Ходил я против ветра носом.

…… …

(Остался на всю жизнь курносым.)

Сначала ученики зачитывают свои варианты, затем учитель читает

авторское продолжение.

Работа со стихотворением Ю. Мориц «Малиновая кошка».

1. Работа с текстом до чтения.

– Бывают ли малиновые кошки? Как же могло случиться, что автор так назвала стихотворение?

Предположения детей.

– Рассмотрите иллюстрации. Нашли ответы?

– Какое это стихотворение: сюжетное или лирическое? А по настроению: грустное или весёлое? Как вы догадались?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя. Затем ученики читают вслух по строфам и сами задают вопросы по ходу чтения. (Почему кошка улыбалась во сне? Почему Марфа и лесник не заметили кошку?)

2. Вопросы после чтения.

– Какой характер был у кошки? (Хитрюга, лакомка.) Докажите словами из текста.

– А у Марфы? (Рассеянная, болтливая, но добрая.)

– Почему кошку никто не заметил?

– Могла ли такая история произойти на самом деле?

– Почему стихотворение так называется? Почитайте строчки, в которых объясняется это название.

3. Выразительное чтение стихотворения.

4. Творческий эксперимент.

– Попробуйте пересказать содержание стихотворения. Было ли смешно? А вот талант и фантазия Юнны Мориц сумели вызвать улыбку у читателя. Что делает стихотворение смешным? (Сюжет, описание, повторяющиеся строчки – рефрен.)

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение? Какие запахи чувствуем?












Позновательные УУД:

1.умение строить речевое высказывание в устной

форме;

3.умение делать выводы в результате анализа и синтеза

мыслительных операций;

4.использование способов и условий действия, контроль и оценка

результатов деятельности

Регулятивные УУД:

1.умение самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель всего урока 2.прогнозирование – предвосхищение результата;

3.развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих

возможностей;

4.осуществление пошагового продвижения от наблюдений к

обобщению;

Личностные УУД:

1.способность к самооценке;

2.наличие учебно-познавательной мотивации;

3.ориентация на бережное отношение к окружающему миру