СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весна в поэзии и музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.

Просмотр содержимого документа
«Весна в поэзии и музыке»

Урок музыки в 5 классе.

Тема урока: «Весна в музыке и живописи».

Цель урока: Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством русского художника А.К.Саврасова, композитора П.И.Чайковского.

Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.

Воспитательная – формирование интереса к музыке и живописи, воспитание чувств любви к родной природе и родному краю.

Планируемые результаты:

Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.

Познакомиться с творчеством русского художника А.К.Саврасова, композитора П.И.Чайковского.

Овладеть вокально-хоровых навыками на примере распевки и песни.

Создать проект картину – аппликацию на тему «Весенний лес».





Ход урока.

1.Вход в класс под музыку П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята. Здравствуйте учитель».

Орг. момент: Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшний урок проведём с улыбкой, в доброжелательной обстановке. На столе 2 смайлика: выберите и покажите тот, который передаёт ваше состояние в данный момент (1-хорошее приподнятое уверенное; 2-сомнение, неуверенность, тревога).

Введение в тему урока: О каких двух видах искусства мы говорили с вами на предыдущих уроках музыки? (Ответ…) Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимосвязи двух искусств – музыки и живописи.

А вот тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадку?

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Когда же это бывает? (весной)

- Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (о весне)

- Ребята, если речь пойдёт о весне, музыке и живописи, то как мы можем назвать тему нашего урока? ( Весна в музыке и живописи.)

- Что нам нужно сделать на уроке, что бы изучить эту тему?

Цель урока: Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.

- О каком времени года говорится в этой песне? (о весне)

Нас ждёт сегодня интересная работа. Гимнастика для глаз ( рисуемвзглядом цветок, солнышко).

Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа вошла в искусство так же, как входит она в нашу жизнь.

В живописи много произведений, посвящённых временам года. (СЛАЙДЫ) Лето, осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков.

- А вот какой жанр живописи посвящён изображению природы, вам подскажет стихотворение:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ от французского слова.


- Определите время года. - Как вы догадались?

- Какого время года нет? (весны)


Я предлагаю вам познакомиться с картинойизвестного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Посмотрите внимательно картину 

- Какое время года изображено на картине? (весна, ранняя весна)

- А почему вы решили, что это весна? (Потому, что художник изобразил птиц, они строят гнёзда, значит, только прилетели. Берёзы стоят голые, без листочков).

- Что ещё, вы увидели на картине? (Ещё на картине изображен, грязный, рыхлый снег, пруд, ручеёк течет, вдали виднеется церковь.)

- Как она называется?

- А почему автор именно так назвал картину?

Открывают весну грачи.Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны.Грачи в народе всегда были символами весны.Чаще всего они прилетают к нам 17–19 марта.

А вот так они выглядят и такие издают звуки. слушаем.

Смотрим другие картины русских художников, посвящённые весне.

Как и художники, композиторы тоже выражают свои чувства.

- Как вы думаете, каким образом композиторы могут выразить свои чувства и отношение к природе? (сочиняют музыку)

Многие великие композиторы, сочиняя свои произведения, посвящали их природе.Это такие композиторы как: Антонио Вивальди, Людвиг ванн Бетховен, Э.Григ, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Г.В.Свиридов. Знаменитый русский композитор П. И. Чайковский создал фортепианный цикл, который называется «Времена года». Март «Песня жаворонка» Слушаем

Весь цикл состоит из 12 пьес. – Как вы думаете, почему именно из 12? (по числу месяцев в году).

У каждой пьесы есть своё название помимо названия месяца.(пример!)

- Сегодня мы познакомимся с одной из них. Название зашифровано на листочке (нужно переставить буквы так, что бы получилось название месяца)

- Подсказка: это второй весенний месяц, состоящий из 30 дней. В календаре он занимает 4 место и располагается между мартом и маем.

АПРЕЛЬ.

А теперь узнаем второе название: это слово вам нужно собрать из слогов.

Моя подсказка – загадка:

Из-под снега расцветает,

раньше всех весну встречает. (Подснежник.)



-Давайте послушаем произведение П. И.Чайковского «Апрель. Подснежник».

Задание:Определите, какой музыкальный инструмент исполнил это произведение. Используя слова – помощники, определите характер музыкального произведения. Слушая музыку,попробуйте представить себе картину природы.

Дети слушают… Отвечают на вопросы…

- Какой музыкальный инструментисполнил это произведение? (ф-но)

-Какая музыка по характеру? Листочки с характеристиками.

- Какую картину природы вы бы нарисовали?

Я предлагаю вам сейчас совместно создать картину – аппликацию весеннего леса.

Для этого на лист ватмана на доске мы будем приклеивать заготовленные вырезанные детали. Подходите по группам и выбирайте нужные.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Молодцы!!!

Давайте подведём итог нашему уроку:

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Как вы считаете, мы смогли сегодня с вами достичь поставленной цели?

Молодцы!!!

Рефлексия: У нас на доске выросло необычное дерево. Это дерево настроения. Но, не смотря на то, что уже весна на нём нет листочков. У вас у каждого на столе лежат листики зелёного и красного цвета, их нужно прикрепить на ветках дерева.

Если у вас сейчас хорошее состояние, и вы считаете, что справились со всеми заданиями на уроке, выберете зелёный.Если же вы чувствуете себя неуверенно и какие либо задания вызвали у вас затруднения – красный.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!