Урок музыки в 5 классе.
Тема урока: «Весна в музыке и живописи».
Цель урока: Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с творчеством русского художника А.К.Саврасова, композитора П.И.Чайковского.
Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.
Воспитательная – формирование интереса к музыке и живописи, воспитание чувств любви к родной природе и родному краю.
Планируемые результаты:
Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.
Познакомиться с творчеством русского художника А.К.Саврасова, композитора П.И.Чайковского.
Овладеть вокально-хоровых навыками на примере распевки и песни.
Создать проект картину – аппликацию на тему «Весенний лес».
Ход урока.
1.Вход в класс под музыку П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята. Здравствуйте учитель».
Орг. момент: Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшний урок проведём с улыбкой, в доброжелательной обстановке. На столе 2 смайлика: выберите и покажите тот, который передаёт ваше состояние в данный момент (1-хорошее приподнятое уверенное; 2-сомнение, неуверенность, тревога).
Введение в тему урока: О каких двух видах искусства мы говорили с вами на предыдущих уроках музыки? (Ответ…) Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Сегодня мы с вами продолжим разговор о взаимосвязи двух искусств – музыки и живописи.
А вот тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадку?
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
На ветках плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Когда же это бывает? (весной)
- Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (о весне)
- Ребята, если речь пойдёт о весне, музыке и живописи, то как мы можем назвать тему нашего урока? ( Весна в музыке и живописи.)
- Что нам нужно сделать на уроке, что бы изучить эту тему?
Цель урока: Познакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, посвящёнными весне.
- О каком времени года говорится в этой песне? (о весне)
Нас ждёт сегодня интересная работа. Гимнастика для глаз ( рисуемвзглядом цветок, солнышко).
Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа вошла в искусство так же, как входит она в нашу жизнь.
В живописи много произведений, посвящённых временам года. (СЛАЙДЫ) Лето, осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков.
- А вот какой жанр живописи посвящён изображению природы, вам подскажет стихотворение:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ от французского слова.
- Определите время года. - Как вы догадались?
- Какого время года нет? (весны)
Я предлагаю вам познакомиться с картинойизвестного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Посмотрите внимательно картину
- Какое время года изображено на картине? (весна, ранняя весна)
- А почему вы решили, что это весна? (Потому, что художник изобразил птиц, они строят гнёзда, значит, только прилетели. Берёзы стоят голые, без листочков).
- Что ещё, вы увидели на картине? (Ещё на картине изображен, грязный, рыхлый снег, пруд, ручеёк течет, вдали виднеется церковь.)
- Как она называется?
- А почему автор именно так назвал картину?
Открывают весну грачи.Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны.Грачи в народе всегда были символами весны.Чаще всего они прилетают к нам 17–19 марта.
А вот так они выглядят и такие издают звуки. слушаем.
Смотрим другие картины русских художников, посвящённые весне.
Как и художники, композиторы тоже выражают свои чувства.
- Как вы думаете, каким образом композиторы могут выразить свои чувства и отношение к природе? (сочиняют музыку)
Многие великие композиторы, сочиняя свои произведения, посвящали их природе.Это такие композиторы как: Антонио Вивальди, Людвиг ванн Бетховен, Э.Григ, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Г.В.Свиридов. Знаменитый русский композитор П. И. Чайковский создал фортепианный цикл, который называется «Времена года». Март «Песня жаворонка» Слушаем
Весь цикл состоит из 12 пьес. – Как вы думаете, почему именно из 12? (по числу месяцев в году).
У каждой пьесы есть своё название помимо названия месяца.(пример!)
- Сегодня мы познакомимся с одной из них. Название зашифровано на листочке (нужно переставить буквы так, что бы получилось название месяца)
- Подсказка: это второй весенний месяц, состоящий из 30 дней. В календаре он занимает 4 место и располагается между мартом и маем.
АПРЕЛЬ.
А теперь узнаем второе название: это слово вам нужно собрать из слогов.
Моя подсказка – загадка:
Из-под снега расцветает,
раньше всех весну встречает. (Подснежник.)
-Давайте послушаем произведение П. И.Чайковского «Апрель. Подснежник».
Задание:Определите, какой музыкальный инструмент исполнил это произведение. Используя слова – помощники, определите характер музыкального произведения. Слушая музыку,попробуйте представить себе картину природы.
Дети слушают… Отвечают на вопросы…
- Какой музыкальный инструментисполнил это произведение? (ф-но)
-Какая музыка по характеру? – Листочки с характеристиками.
- Какую картину природы вы бы нарисовали?
Я предлагаю вам сейчас совместно создать картину – аппликацию весеннего леса.
Для этого на лист ватмана на доске мы будем приклеивать заготовленные вырезанные детали. Подходите по группам и выбирайте нужные.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Молодцы!!!
Давайте подведём итог нашему уроку:
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Как вы считаете, мы смогли сегодня с вами достичь поставленной цели?
Молодцы!!!
Рефлексия: У нас на доске выросло необычное дерево. Это дерево настроения. Но, не смотря на то, что уже весна на нём нет листочков. У вас у каждого на столе лежат листики зелёного и красного цвета, их нужно прикрепить на ветках дерева.
Если у вас сейчас хорошее состояние, и вы считаете, что справились со всеми заданиями на уроке, выберете зелёный.Если же вы чувствуете себя неуверенно и какие либо задания вызвали у вас затруднения – красный.