Внеклассное мероприятие
учительницы русского языка
и литературы средней школы № 60
этрапа имени Гурбансолтан эдже
Дашогузкого велаята
Ибадуллаевой Дилфузы
проведенного
14. 04.2022 г. в 7 – ых «А и Б» классах
на тему «Весна»
Тема: «Весна!
Цель: организовать работу по систематизации знаний школьников об особенностях весны как времени года.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для актуализации знаний учащихся о временах года;
- создать условия для актуализации знаний учащихся о весенних месяцах;
Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать навык сотрудничества;
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение к окружающим людям, уважительное отношение к чужому мнению;
Планируемые результаты;
Личностные УУД:
- формирование знаний о обрядах и традициях русского народа, связанными с весенними изменениями в природе;
- формирование значения изучения данной темы в быту и жизни учащихся;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукт;
Коммуникативные:
- формирование умения инициативно принимать участие в диалоге с товарищами;
- формирование умения работать сплоченно в коллективе;
Познавательные:
- формирование умения ставить цель, решать задачи мероприятия;
- формирование умения строить смысло-логические звенья в ответе на вопросы учителя, извлечения нужной информации, её поиск;
Предметные:
знать: особенности времени года- весны, её особенности;
уметь: отличить время года – весна от других, применять особенности данного времени года в жизни;
Оборудование: презентация, карточка со стихотворением «Весна» Козловой, карточки с названиями групп, карточка «Мы будем работать», 3 плаката формата А3, плакат с рисунком солнца, листы для описания месяцев;
Интрига.
-Какое у тебя настроение?
-Влияет ли время года на настроение человека?
- Каким оно должно быть весной?
-Какими бы красками обозначили свое настроение?
Ход мероприятия
- Добрый день ребята,
- Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда мы с вами отправимся, посмотрите на доску, прочитайте запись на доске:
Мультимедийная презентация.
Ребята, а теперь посмотрите на экран, полюбуйтесь красотой весны.
«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года — весне и все вместе совершим весеннюю прогулку.
Тема нашего занятия звучит так: «Весна! Весна!»
Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику.
(На столе лежат листочки со стихотворениями о весне)
(Каждая группа читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне.)
Ученик:
У весны весёлый старт-
На пороге стоит Март
Весело звенит капель
К нам уже спешит Апрель
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Учитель. Весна— одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. А кто назовет нам весенние месяца? (март, апрель, май)
Учитель: Назовите первый месяц весны? ( Март)
Ученик: читает стихотворение.
Месяц март откроет двери,
Чтоб весну скорей впустить,
Потому что он поверил,
Что пора ей наступить
Учитель: А за Мартом, какой следует месяц? ( Апрель)
Ученик: Месяц Апрель представит
На дворе стоит апрель.
За окном звенит капель.
Снежный котик у ворот,
Ручейками воду льёт.
Ну и последний весенний месяц? (Май)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ученик: О самом теплом месяце весны прочитает
- Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Весенние месяцы – март, апрель и май. Март – месяц света. С каждым днем все дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды. Апрель – снегогон, водолей. Теплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А еще апрель называют месяцем туманов.
- Ребята, а какие праздники отмечаем в весной ?
8 марта - Международный женский день;
21-22 марта - Национальный праздник весны;
2 мая - Ораза байрам;
18 мая - День Конституции и Государственного флага Туркменистана;
Навруз-байрам – это старинный праздник, который отмечают жители многих стран Азии.
Мы расскажем о происхождении и особенностях празднования Навруз-Байрам, весь колорит старинных обычаев, традиций и обрядов этого праздника.
Именно 21 марта продолжительность дня уравнивается с ночью, а затем постепенно ее обгоняет. Окончательно вступает в свои права весна. На этот праздник приходится начало полевой страды, являющейся заботой и надеждой земледельцев. Именно поэтому Навруз-байрам – это празднование не только начала нового года, но и сельскохозяйственных работ.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Май пришел. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый теплый весенний месяц.
Цветут черемуха, вишни, яблони, цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.
- Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.
Туркменская пословица гласит:
Вода – отец урожая
Капля воды – крупица золота
Капля к капле - озеро, без них – пустыня
Земля - казна, вода – золото
Душа поля – вода
Без воды нет жизни, без труда – благосостояния
Красота пустыни - вода, красота воды – лебеди
Творческое задание. Продолжите пословицы подходящими по смыслу словами:
Март с _______________ , апрель с _____________ , май с ____________ .
Растение – земли _________________ .
А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
- Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (Ученики читают пословицы и приметы на листочках)
О марте.
Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Об апреле.
Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
О мае.
Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.
Весенние приметы:
Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.
А теперь назовите слова на туркменском языке.
Как будет весна по-туркменски? (Bahar)
А зима? (Gyş)
Школа? (Mekdep)
Учитель? (Mugallym)
Суп? (Çorba)
Снег? (Gar)
Яблоко? (Alma)
Дождь ? (ýagyş)
Ветер ? (şemal)
Книга? (Kitap)
Тетрадь? (Depder)
Чтобы узнать о чём пойдет речь дальше, разгадайте данный кроссворд:
Дидактическая игра: "Кто больше назовёт действий?"
Подобрать глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
-Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (идёт, падает. кружится, летает, ложится. блестит. тает, переливается, скрипит.)
-Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (идёт, моросит. льёт. капает. хлещет. шумит, стучит по крыше.)
-Что можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит. заходит, печёт. поднимается. опускается, сияет, улыбается, ласкает.)
-Что делает солнце весной? (светит. освещает землю, согревает, греет. радует, блестит.)
-Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает,пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю.)
-Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)
-Что делают почки весной? (наливаются, набухают. лопаются. развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки -нежные, зелёные, душистые. пахучие.)
-Что можно делать с цветами? (сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить. нюхать, срезать их. ставить в вазу.)
Занимательная игра «Зима или весна?»
Цель: закрепление знаний признаков весны, дифференциация их от признаков зимы; развитие памяти, речи; воспитание ловкости.
Учитель и дети стоят в кругу.
Учитель. На деревьях набухают почки – это. … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Весна»).
Учитель. Из теплых краев прилетают птицы: журавли, грачи, скворцы, жаворонки, дикие утки – это
… (и бросает мяч, ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно учителю: «Весна»)
Учитель. Люди одевают легкую одежду – это… (бросает мяч, ребенок ловит и говорит, бросая его обратно: «Весна»)
Учитель. Когда бывает снег – это…
Учитель. Когда много сугробов – это …. И т. д.
Игра «Повтори не ошибись»
Март, апрель, май.
Апрель, март, май.
Май, апрель, март.
Что обозначают эти слова?
Учитель: Правильно, это названия весенних месяцев. Весело звенят капели, бегут ручьи. Все вокруг радуется весеннему солнышку. Давайте мы с вами отправимся в весенний лес .
- Давайте теперь отгадаем загадки о весне.
Вставить пропущенные буквы.
В _ Р _ Н _ Л _ СТ _ ЧК _
С _ Р _ К _ К _ К _ ШК _
В _ Р _ Б _ Й С _ Л _ В _ Й
Посмотрите, какое весеннее солнышко получилось, оно греет своими тёплыми лучами, на улице тает снег, начинается капель. Давайте с вами послушаем стихотворение о весне, которое прочтет нам Султанова Шахло
Алексей Плещеев
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
Давайте поблагодарим Шахлу и поаплодируем ей. Всем понравилось как Шахла читала стихотворение? Какие чувства и эмоции вызвало у вас это стихотворение? О чем вы думали, мечтали?
- До новых встреч!
Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!
Проверил завуч школы № 60: _________________З.Садуллаева