Актуализация знаний | Словесный (беседа), наглядный (презентация), | Для начала вспомните, что вы изучали на прошлом уроке? - А когда становятся дни длиннее, чем зимой? Когда день начинает становиться длиннее, день короче? - А как называется этот день? - Какие признаки потепления вы знаете? - Что такое половодье? - Что такое ледоход? Половодье- . Разлив реки, наступающий в определенное время вследствие таяния снегов, льда, сезонных дождей. Ледоход- движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра. Молодцы, вы очень хорошо знаете материал прошлого урока. . | - Весна в неживой природе - 21 марта. -День весеннего равноденствия. - Тает снег, бегут ручьи. - От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов - Когда лед тает, льдины большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются | Фронтальная | Контроль учителя |
Самоопределение к деятельности | Словесный (беседа), наглядный (презентация), | -что бы узнать какая тема нашего урок, посмотрите на слайд и разгадайте ребусы. -Верно, наша тема как вы догадались весна время года - Составим план: 1.Узнатьпризнаки весны 2.Иметь представления об образе птицы как о символе весны. | Весна-утро года. | Фронтальная | Контроль учителя |
Открытие новых знаний | Словесный (беседа, работа с учебником), наглядный (презентация), | - Ребята, будьте очень внимательны, старайтесь запомнить материал, в конце урока будет тест. - Как вы думаете, чем похожи утро и весна? - Что происходит в природе утром? - А что происходит в природе весной? Давайте вспомним, сколько же у нас календарных весенних месяцев? Если рано утром выйти из дома, что можем услышать? Кругом тишина, покой. Что можно услышать в этой тиши? Верно! ПТИЦА - СИМВОЛ ВЕСНЫ. Почему? - Как вы думаете? Какая птица ближе всего русскому человеку? -Совершенно верно, с прилётом жаворонка весна пробуждается ото сна. У нас есть с вами праздник, который поистине имеет звание — Жаворонки. Другое название этого праздника – Сороки. -Прочитайте на с. 66-67 про этот праздник. (Читают дети по одному абзацу) -15 февраля – В этот день праздновались последние зимние морозы и первые весенние оттепели. После праздника крестьяне начинали весенние дела. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. -У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Сороки обычно пекли из теста “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. -Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, и что есть силы, кричали: -(прочитаем на слайде) все вместе - А что такое закличка? песенка, в которой звали природные явления или животных. Раньше люди верили, что благодаря закличкам, наступит быстрее то или иное природное явление - На закличку весны было множество кричалок. Давайте, закличку весны мы с вами вместе прочитаем, чтобы весна быстрее к нам пришла. с. 67- читают закличку. После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери. Физ.минутка. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись. Как пружинки мы присели И тихонько разом сели. | Слушают учителя. - Отвечают на вопросы учителя. - Просыпается солнце - отвечают. -3: март, апрель, май. -Пение птиц, Таяние снега, первая трава, ручьи. -предполагают Слушают учителя. -Жаворонки - Пение птиц. - Весна это прилет птиц. Слушают учителя. -Говорят предположения. . | Фронтальная Индивидуальная | Контроль учителя, самоконтроль |
Практическая работа Цель: закрепить пройденный на уроке материал, включить его в систему знаний и умений. Время: 10 минуты | Словесный (беседа, объяснение), практический (работа на раздаточных листах) | -- Хорошо, молодцы. Сейчас мы рассмотрим «Весенний новый год в Приамурье» Наша страна большая и многонациональная, в ней проживает множество народов. У каждого народа есть свои традиции. С весенними традициями одним из народов, нанайцев, мы сейчас познакомимся. Нанайцы- это народ России, проживающий по берегам реки Амур, что на дальнем Востоке. Они трепетно относились к реке Амур, так как река давала нанайцам пищу- рыбу и воду. Очень часто весной на реке случалось половодье, и вода выходила из берегов и затапливала поселения нанайцев. -Прочитайте текст на с. 68 и затем ответите на вопросы про весенний обычай нанайцев. - Что нанайцы делали во время ледохода? - Чем была украшена лодка? - Прежде чем сесть в лодку, что делали люди на берегу? - По возвращении домой, что делали нанайцы? Ответы на вопросы находят в тексте. Читают. Затем ответ появляется на слайде. | - Выполняют задание -В воду бросали корни травы, с поклонами просили реку не причинять вреда людям. - На носовой части украшалась фигурой утки. -Кружились в хороводе. - Раскладывали угощения на блюдах, это были рыбы, морские звери, водоплавающие птицы. Затем угощения несли к реке, а от реки несли воду в дом. | Индивидуальная парная | Самоконтроль Взаимоконтроль |