«Весна. Женщина. Любовь в стихах М.Цветаевой».
Цель: На примерах классики, привить любовь к красоте, гармонии, доброте. Воспитать уважение к женщине – матери, жене, подруге. Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.
Задачи:
1) развивать познавательный и эмоциональный интерес;
2) воспитание чувства доброты и сопереживания; воспитание любви и бережного отношения друг к другу;
3) формировать уважительное отношение к себе и людям, которые тебя окружают.
Еще не слышна песнь ручья, не льется жаворонка трель,
Но солнце ярче и капель вещает нам: Идет весна!!!
Идет весна. Наверняка все вы почувствовали, как что-то изменилось в природе и настроении. А все очень просто. Наступила весна, время года, которое дарит нам всем много солнца, тепла и любви. По старому болгарскому обычаю люди в честь праздника дарят друг другу мэрцишор – два шнурочка из шелковой нити с кисточками на концах белого и алого цвета, сплетенных воедино. Они являются символом единства весны и пробуждения, начала новой жизни. Белый цвет является символом чистоты, начала новой жизни, алый цвет символизирует людское начало, самопожертвование и способность любить. Подаренный мэрцишор нужно носить на груди весь месяц. А затем можно повесить его на фруктовое дерево и загадать желание. Если это дерево к осени даст урожай, то и желание может исполниться. С пробуждением природы пробуждается новая жизнь, появляется желание жить, творить, спешить навстречу новому и петь, когда поет душа. О любви написано много. Тысячи, миллионы строк продиктованы душевным волнением и страстными порывами. О любви написано мало. Мало, потому что это чувство неисчерпаемо, потому что каждый влюблённый открывает в себе целую вселенную чувств. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, жертвенность, прелесть и обаяние не могут быть истощены, пока жив на земле человек, пока бьется его сердце. И нас с праздником весны, временем любви поздравит песня «Весна, пора любви».
Мир опять цветами оброс, у мира весенний вид.
И вновь встает нерешенный вопрос – о женщинах и о любви. В. Маяковский
Любовь не прибавляется к весне, весна – тяжёлое испытание для любви, великий ей соперник». (М. Цветаева) Где весна, там и стихи. Сегодня поговорим о стихах Марины Цветаевой.
В 1940 году Цветаева делает запись в дневнике: «Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили – или не любили.». Настоящей, приемлемой и нужной ей Цветаева считала «Безответную. Безнадежную. Без помехи приемлющей руки. Как в прорву» любовь, о чем говорила в письме Пастернаку:
Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.
О, милая! Не в гробовом сугробе,
Ни в облачном с тобою не прощусь.
В стихотворении «Любовь! Любовь! И в судорогах…» говорится о любви как о вечном чувстве, способном противостоять даже смерти. Любовь – это окрыляющее чувство, пробуждающее все потаенные уголки души поэта и дающее возможность для творческого самовыражения. Любовь остается в мире, а если и умирает, то лишь затем, чтобы, «смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть! Клип.
Любовь в стихе «Как правая и левая рука» завораживает своей женственностью, мягкостью слов, нежной интонацией. Рассказчица выявляет похожесть, идентичность душ. И это состояние общности вызывает у героев чувство уюта и комфорта, которое, к сожалению, длится совсем недолго. Образовалась между двумя любящими пропасть, которая становится для них непреодолимой преградой. Цветаева как бы подтверждает общеизвестный тезис: счастье не вечно. Как бы мы этого и не хотели. Клип.
«Мне нравится, что вы больны не мной». Долгое время литературоведы спорили о том, кому было посвящено это произведение. Тайну открыла сестра поэтессы, объяснив, что Цветаева посвятила стихотворение ее второму мужу – М. Минцу. Молодой человек познакомился сначала с младшей сестрой и под влиянием внезапного чувства сделал ей предложение. Появление Марины поразило его еще больше. Минц понял, что совершил ошибку. Будучи благородным человеком, он уже не мог нарушить данное обещание, но продолжал оказывать Марине всяческие знаки внимания. Это породило слухи о любовном треугольнике. Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» было направлено на пресечение этих слухов. Возможно, Марине льстило настойчивое ухаживание молодого человека, но она не могла пойти на то, чтобы разрушить счастье сестры. Клип.
«Откуда такая нежность?» В 1916 г. у М. Цветаевой возник очередной кратковременный роман. На этот раз избранником поэтессы стал приехавший ненадолго в Москву молодой и никому еще не известный поэт О. Мандельштам. Их отношения продолжались полгода и заключались, в основном, в переписке. Личные встречи происходили только во время кратковременных приездов Мандельштама в Москву. Цветаева посвятила ему несколько стихотворений, среди которых — «Откуда такая нежность?» Лирическая героиня задает этот вопрос самой себе. Она признается, что была близка уже со многими мужчинами («не первые — эти кудри»). Судя по всему, Цветаева была намного опытнее Мандельштама в любовных отношениях и играла в этом романе первую роль. Она утверждает, что в честь нее слагали «еще не такие гимны». Поэтесса снисходительно называет Мандельштама «отроком». Она сама удивлена тому впечатлению, которое он на нее произвел. Клип.
«Вчера еще в глаза глядел…» (1920 г.), посвященное О. Мандельштаму. Отношения Цветаевой и Мандельштама, познакомившихся в 1916 г., были очень непростыми. Сложность ситуации заключалась в том, что влюбленные проживали в разных городах (Москва и Петербург), поэтому встречались редко, ограничиваясь перепиской, напоминавшей литературное состязание. К 1920 г. обоим стало понятно, что дальше так продолжаться не может. К тому же Мандельштам встретил женщину, с которой решил навсегда связать свою жизнь (Н Хазину). Узнав об этом, Цветаева отправила ему стихотворное послание «Вчера еще в глаза глядел…». Клип.
Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» (1916 г.) — одно из наиболее ярких выражений женской любви в поэзии. Цветаева смогла с огромной силой и выразительностью описать это безграничное чувство, сметающее на своем пути все преграды и законы. Цветаева сразу же заявляет о своем полном праве на возлюбленного. Это право дано ей свыше в качестве заслуги за огромную любовь. Поэтесса утверждает, что это чувство позволяет ей властвовать над всем миром, освобождая от физической зависимости («на земле стою – лишь одной ногой»). Под влиянием любви героиня даже способна по своему желанию управлять временем и пространством. Она намекает, что найдет и завладеет любимым в любую историческую эпоху на земле и в небесах. Ее никто не сможет удержать или остановить. Если же на пути героини встанет другая женщина, то она преступит земные законы и вступит в «последний спор» с самим Богом. Цветаева даже не дает мужчине права на выбор («замолчи!»). Она уверена, что сможет одержать победу в священном поединке. Клип.
В произведении «Мне тебя уже не надо» Цветаева пытается объяснить загадочное состояние своей души. Поэтесса была склонна к очень резким переменам настроения. Даже очень сильные чувства и переживания могли внезапно измениться на прямо противоположные. На протяжении всего стихотворения Цветаева отвергает все возможные причины ее охлаждения к любимому: отсутствие писем, насмешка над ее признаниями, непонятный почерк послания. Поэтесса, как обычно, уходит в свой воображаемый мир, где ей значительно легче жить. Клип
Произведение «Психея» (« Не самозванка я пришла домой») Марины Ивановны Цветаевой – часть одноименного цикла, где поэтесса исследует образ души.
Начинается стихотворение с отрицаний: не самозванка. Она не притворялась, не выдавала себя за того, кем на самом деле не являлась. Если нужно, она готова пройти испытание. «Пришла домой»: ее родина здесь, в небесных сферах. «Не служанка»: она не искала материального вознаграждения. «Не надо хлеба»: ее пища – чувства. Лучше человеку умереть, чем ввести в заблуждение, сбить с истинного пути людей, которые ему доверились. Героиня с горечью говорит, что ее много раз обвиняли напрасно, клеймили позором. Обращение «возлюбленный» это муж поэтессы С. Эфрон, ее рыцарь, воин, родственная душа, встречающий ее в ином мире. Или же идеальный образ любимого. Психея как душа при земной жизни она была никому не нужна, теперь героиня возвращает душу возлюбленному. Ласточка – символ и вестница удачи. Клип.
Цветаева посвятила Блоку целый цикл стихотворений, включающий в себя «Имя твое — птица в руке…» Блок действительно производил сильное впечатление на нервных девушек, которые часто в него влюблялись. Он находился во власти созданных в своем воображении символов и образов, что позволяло ему оказывать необъяснимое влияние на окружающих. Поэтесса очень тонко разбиралась в поэзии и разглядела в творчестве Блока настоящий талант. В стихотворениях поэта, которые для неискушенного читателя представлялись полной бессмыслицей, Цветаева видела проявление космических сил. Клип
«Я – страница твоему перу…» Лирическая героиня – женщина страстная, отдающаяся полностью во власть того, кого любит. Я – «страница твоему перу», причем «белая» страница, на которой можно писать все, что пожелаешь. Я –«хранитель твоему добру», я – «деревня», «черная земля».
Ты - «луч и дождевая влага», ты – «Господь и Господин». Господь – потому что героиня преклоняется перед возлюбленным, Господин – готова на все ради его блага. Контрастен и образ самой героини: «Я – чернозем – и белая бумага!». Черный и белый – цвета контрастные, но здесь они имеют общий смысл: только любовь может оживить чернозем и дать жизнь словам на белой бумаге. Клип
Любовная лирика Цветаевой включает в себя и рассуждения о противостоянии полов. В стихотворении «Под лаской плюшевого пледа» рассказчица неспешно рассуждает о «поединке своеволий», в котором неясно, кому из двоих влюбленных отведена роль добычи, а кому охотника, и кто все же вышел победителем из этого противоборства личностей. На эти вопросы она так и не находит ответа. Клип.
Стихотворение «Дружить со мной нельзя» посвящено нелегким взаимоотношениям между двумя людьми – мужчиной и женщиной. Уже с первой строки можно понять, что лирическая героиня критично относиться к себе. Героиня сравнивает себя с мельницей, задача которой – вертеться, а своего возлюбленного – с баркасом. Этим подчеркивается их разница. Героиня не желает серьезно относиться к любви, и предлагает не вздыхать над детством, полным комедийности. Она не хочет, чтобы чувство ею завладело, поэтому находит единственно верный выход – выплеснуть все свои эмоции в тетрадь. Цветаева подводит нас к мысли, что не следует делать трагедий из своих любовных переживаний, а надо жить сегодняшним днем. Клип.
Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, воплотив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире. Душа автора открыта великим радостям и страданиям. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего, казалось бы, непереносимое. Клип Марина Цветаева — Ты расскажи нам про весну.