СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ветер. Постоянные и переменные ветра.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ветер. Постоянные и переменные ветра.»

 

ТЕМА УРОКА:      ВЕТЕР

 

ЦЕЛЬ: сформировать представление о ветре как элементе погоды.

 

ЗАДАЧИ:

-сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;

-сформировать представления о причинно-следственных связях
между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и
атмосферным давлением; видах ветров;

-раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;

-продолжить формирование умений и навыков работы с картами,

таблицами, схемами.

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; при­чины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их геогра­фию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и пассатов; описывать значение ветров для природы и человека; объяснять об­разование ветров и их разную скорость.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ветер, пассаты, муссоны, ме­стные ветры, значение ветров.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направле­ние, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использова­ние. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении. Приборы для определения силы и скорости ветра. Посто­янные, сезонные, суточные ветры. Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы Земли. Использование энергии ветров человеком.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация «Ветер».

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала:

Деятельность учителя: .Попробуем отгадать  загадку и определим тему урока:

Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока.  Разгадывают загадки.    

Учитель:

Без рук, без ног
А дерево гнёт.

Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.



     Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.
    Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
       Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
       Только что он был везде –
 Миг – и нет его нигде.

Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся  с   понятием  «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то   задумывался  о том, как он образуется?

Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление  высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер

Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите определение в тетрадь.

 Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.


                 -Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх,

                давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).

                -С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или

                уменьшается? (увеличивается).

Учитель: Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.

Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер.

                -В чем причина возникновения ветра?

 Учитель: Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении. Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.

Задание: .

                         -Определить в каком направлении будет дуть ветер?

                           В каком случае ветер будет дуть сильнее?

                                          А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
                                          А 763мм – Б 758мм (из А в Б) 
                                          А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)

                    (3 ученика выполняют у доски, остальные в тетради.)

Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.

Задание: определить направление ветра. 

Скорость  и сила ветра .

Учитель. Мы с вами заговорили о скорости ветра, которая измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее. 

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. РИС 102 стр 110 Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов. 

Роза ветров

О направлении господству­ющих ветров в данной  мест­ности можно судить по спе­циальному графику — розе ветров. На нем отмечается число дней, в течение кото­рых дул ветер того или ино­го направления. Роза ветров может быть построена на день, месяц или на год.


Данные по пос. Молодежный за январь 2016г.

С

Ю

В

З

СВ

СЗ

ЮЗ

ЮВ

1

3

2

4

0

2

1

16



Работа со схемой на доске.



Виды ветров:

1. Постоянные (пассаты, западные)

2. Переменные (бризы, муссоны)

3. Местные (бора, фен, сирокко)

 

                                                        Ветры



                 Постоянные   переменные местные

 

Видеофрагменты. Пассаты, ветры полярных широт

  ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРА.

Постоянные ветры образуются вслед­ствие существования на Земле поясов постоянного атмо­сферного давления. От 30-х широт, где сформировались по­яса высокого давления, к экватору — в сторону пояса низко­го давления, дуют пассаты. Из областей высокого давления 30-х широт в области пониженного давления в умеренных широтах дуют постоянные ветры западного переноса. В полярных широтах господствуют полярные восточные ветры.

         Благодаря осевому вращению Земли ветры от­клоняются от своего первоначального направле­ния в Северном полушарии вправо, в Южном -влево. Например, южные ветры приобретают в Северном полушарии юго-западное направле­ние, а в Южном полушарии — юго-восточное.

Переменные  На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это – муссоны. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон. 

Бризы – ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время, когда контраст температуры (вода – суша) наибольший. Днем ветер дует с моря на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на море – это ночной бриз. Образуется этот ветер из-за разницы в атмосферном давлении над водой и сушей. Днем над водой давление выше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бризы это переменчивые ветры, с наступлением вечера они приносят прохладу, исчезает нестерпимая духота. Приток свежего воздуха придает бодрость, повышает работоспособность, улучшает самочувствие. Примером могут служить бризы господствующие летом на побережье Черного моря, многие, кто ездил летом туда отдыхать ощущали свежесть этого ветра.

Местные  В горах очень распространен фён — теплый ветер, направленный с гор в межгорные долины или предгорья. Он может вызы­вать сход снежных лавин, бурное таяние снегов и разлив рек. Летом фён ускоряет созревание, и, наоборот, может высушить растения, ускорить летний листопад. Часты фёны в Альпах, на Западном Кавказе, в районе Телецкого озера.

   Зимой на гористых морских побережьях может возникать холодный ветер — бора. Спускаясь с гор, вытесняет тёплый воздух .Он об­рушивается с гор к морю с большой скоростью, понижает температуру воздуха и вызывает на море сильный шторм. Вода, попадая на корабли, стоящие в бухтах, замерзает и покрывает их ледяной коркой. Самой из­вестной в нашей стране является Новороссийская бора, спускаю­щаяся с Кавказских гор к Черному морю зимой с ноября по март. На юге Франции – мистраль. На Байкале – сарма.  

Значение ветра.

 •Ветер великий в природе работник.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод –

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго

•Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

•Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый тан­цующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля - ветер.

III. Закрепление. Подведение итогов.

Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:

– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).

Д/З:  § 29 ответить на вопросы. Построить «Розу ветров» на сентябрь месяц.

 















































Урок географии в 6 классе по теме:

«Ветер»















Подготовила учитель географии

МБОУ «СОШ пос. Молодежный»

Васянина В.Р.











2016 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!