СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВИ 7 Урок Великие гуманисты Европы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Гуманисты Европы". Цель- познакомить с идеями, взглядами, философией гуманизма на доступном для учащихся уровне.

Просмотр содержимого документа
«ВИ 7 Урок Великие гуманисты Европы»

ВИ 7 Тема урока: «Великие гуманисты Европы»


Межпредметные связи: география, обществознание.

Цель для учащихся:

  1. Уметь характеризовать гуманизм как философскую систему, провозгласившую новое отношение к миру, природе и человеку.

  2. Знать отличительные особенности эпохи Возрождения.

  3. Знать имена великих гуманистов Европы, название их наиболее значимых произведений.

  4. Уметь давать характеристику взглядов гуманистов.

  5. Уметь воспринимать текст с учетом поставленной цели.

  6. Продолжить формирование умения работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные, историческими документами, текстом учебника.



Опорные понятия: гуманизм, эпоха Возрождения (Ренессанса), утопизм


Новые понятия: коллективная собственность, частная собственность

Тип и вид урока: урок «открытия» новых знаний.

  1. Ход урока.

I.Организованное начало урока.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы урока.



-На предыдущих уроках истории мы говорили о том, что в конце XV – начале XVI века в странах Европы большие изменения произошли в экономике, политике, социальной сфере. Из уроков обществознания вы знаете, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны и изменения в одной сфере ведут к изменениям в других сферах. Как вы думаете о какой сфере мы будем говорить сегодня? (Духовной сфере) Вспомните, что относится к этой сфере? (Образование, религия, наука, искусство) Из истории Средних веков вспомните какое место отводилось человеку в философских учениях? (Послушный исполнитель воли Бога)


III .Усвоение новых знаний.


Вариант записи в тетради:

Философы эпохи Возрождения о человеке:

1. человек находится в центре мира

2.человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию

3. человек может стать кем угодно

4. гений (способности) человека почти равен Богу


-Сегодня мы познакомимся с взглядами великих гуманистов Европы. Будем работать по следующему плану:

1. Гуманизм и его основные черты.

2. Томас Мор

3. Эразм Роттердамский

4. Франсуа Рабле 


В тетрадях записывает определение термина : 

гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения.

Признаки гуманизма:

  1. Вера в безграничные возможности человека.

  2. Человек подобен Богу.

  3. Человек имеет естественное право преследовать собственные интересы (индивидуализм).

  4. Право человека наслаждаться земной жизнью.

  5. Человек – хозяин своей судьбы.

6.Возвращение к античным (древнегреческим и древнеримским) канонам.

Изучая учебный материал урока, мы должны выполнить такое

проблемное задание:

Какие новые ценности формируют гуманисты?


1)  В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями.

Работа с источником

Источник. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.

На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время. Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток. [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]... Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство. Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.

Задание .Ответить на вопросы к тексту:

1.В чём плюсы и минусы жизни на острове? 2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом? 3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе? 4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?



“Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство;“минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное.

Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире?

Вариант записи в тетради:

Томас Мор (1478 – 1535) – англичанин, самое известное произведение – «Утопия». Описывал идеальное с его точки зрения общество, в котором царили идеалы равенства и справедливости.

Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего.

2)Работа в парах: расскажите на основе текста учебника (§7 п.2) о творчестве Эразма Роттердамского, докажите, что он – гуманист.

(Возможный вывод: переводил и комментировал античных авторов; критиковал пороки современного общества, подвергал осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого, т.е. способствовал утверждению новых гуманистических идеалов)

Вариант записи в тетради:

Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - голландский гуманист, самое известное произведение - "Похвала глупости". Критиковал церковные злоупотребления, издал новые греческий и латинский варианты "Нового Завета", вызвавшие множество споров

3) -Франсуа Рабле –французский писатель, современник Т. Мора». Самое известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» Вариант записи в тетради:

Франсуа Рабле (около 1483-1494 – 1553) – француз, самое известное произведение - «Гаргантюа и Пантагрюэль».

- Познакомившись с идеями философов, ответим на проблемный вопрос урока:

-Какие новые ценности формируют гуманисты?

Вариант ответ: продолжается процесс обмирщвления сознания человека,

высоко стала цениться образованность, люди начали задумываться о своем месте во Вселенной

IV.Закрепление нового материала . Дискуссия - какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?

Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни

V. Рефлексия

Чему мы научились на уроке? Достигли ли мы тех целей, которые ставили? Все ли довольны своими результатами на уроке? У кого возникли затруднения? Почему? Что необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было?

VI. Подведение итогов. Выставление оценок

Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. Выставляет оценки

VII. Домашнее задание:  Параграф 7- внимательное чтение, записи в тетради повторить.










Источник. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.


На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время.

Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток. [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]... Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство. Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.

Задание .Ответить на вопросы к тексту:

1.В чём плюсы и минусы жизни на острове?

2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом?

3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе?

4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!