ВИ 7 Тема урока: «Великие гуманисты Европы»
Межпредметные связи: география, обществознание.
Цель для учащихся:
Уметь характеризовать гуманизм как философскую систему, провозгласившую новое отношение к миру, природе и человеку.
Знать отличительные особенности эпохи Возрождения.
Знать имена великих гуманистов Европы, название их наиболее значимых произведений.
Уметь давать характеристику взглядов гуманистов.
Уметь воспринимать текст с учетом поставленной цели.
Продолжить формирование умения работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные, историческими документами, текстом учебника.
Опорные понятия: гуманизм, эпоха Возрождения (Ренессанса), утопизм
Новые понятия: коллективная собственность, частная собственность
Тип и вид урока: урок «открытия» новых знаний.
Ход урока.
I.Организованное начало урока.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы урока.
-На предыдущих уроках истории мы говорили о том, что в конце XV – начале XVI века в странах Европы большие изменения произошли в экономике, политике, социальной сфере. Из уроков обществознания вы знаете, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны и изменения в одной сфере ведут к изменениям в других сферах. Как вы думаете о какой сфере мы будем говорить сегодня? (Духовной сфере) Вспомните, что относится к этой сфере? (Образование, религия, наука, искусство) Из истории Средних веков вспомните какое место отводилось человеку в философских учениях? (Послушный исполнитель воли Бога)
III .Усвоение новых знаний.
Вариант записи в тетради:
Философы эпохи Возрождения о человеке:
1. человек находится в центре мира
2.человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию
3. человек может стать кем угодно
4. гений (способности) человека почти равен Богу
-Сегодня мы познакомимся с взглядами великих гуманистов Европы. Будем работать по следующему плану:
1. Гуманизм и его основные черты.
2. Томас Мор
3. Эразм Роттердамский
4. Франсуа Рабле
В тетрадях записывает определение термина :
гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения.
Признаки гуманизма:
Вера в безграничные возможности человека.
Человек подобен Богу.
Человек имеет естественное право преследовать собственные интересы (индивидуализм).
Право человека наслаждаться земной жизнью.
Человек – хозяин своей судьбы.
6.Возвращение к античным (древнегреческим и древнеримским) канонам.
Изучая учебный материал урока, мы должны выполнить такое
проблемное задание:
Какие новые ценности формируют гуманисты?
1) В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями.
Работа с источником
Источник. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.
На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время. Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток. [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]... Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство. Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.
Задание .Ответить на вопросы к тексту:
1.В чём плюсы и минусы жизни на острове? 2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом? 3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе? 4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?
“Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство;“минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное.
Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире?
Вариант записи в тетради:
Томас Мор (1478 – 1535) – англичанин, самое известное произведение – «Утопия». Описывал идеальное с его точки зрения общество, в котором царили идеалы равенства и справедливости.
Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего.
2)Работа в парах: расскажите на основе текста учебника (§7 п.2) о творчестве Эразма Роттердамского, докажите, что он – гуманист.
(Возможный вывод: переводил и комментировал античных авторов; критиковал пороки современного общества, подвергал осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого, т.е. способствовал утверждению новых гуманистических идеалов)
Вариант записи в тетради:
Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - голландский гуманист, самое известное произведение - "Похвала глупости". Критиковал церковные злоупотребления, издал новые греческий и латинский варианты "Нового Завета", вызвавшие множество споров
3) -Франсуа Рабле –французский писатель, современник Т. Мора». Самое известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» Вариант записи в тетради:
Франсуа Рабле (около 1483-1494 – 1553) – француз, самое известное произведение - «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Познакомившись с идеями философов, ответим на проблемный вопрос урока:
-Какие новые ценности формируют гуманисты?
Вариант ответ: продолжается процесс обмирщвления сознания человека,
высоко стала цениться образованность, люди начали задумываться о своем месте во Вселенной
IV.Закрепление нового материала . Дискуссия - какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?
Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни
V. Рефлексия
Чему мы научились на уроке? Достигли ли мы тех целей, которые ставили? Все ли довольны своими результатами на уроке? У кого возникли затруднения? Почему? Что необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было?
VI. Подведение итогов. Выставление оценок
Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. Выставляет оценки
VII. Домашнее задание: Параграф 7- внимательное чтение, записи в тетради повторить.
Источник. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.
На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время.
Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток. [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]... Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство. Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.
Задание .Ответить на вопросы к тексту:
1.В чём плюсы и минусы жизни на острове?
2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом?
3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе?
4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?