СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

VI Краевая комплексная олимпиада по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые студенты! в этом разделе, вы найдете олимпиаду по биологии 2017 г.  среди студентов профессиональных  общеобразовательных учреждениях Приморского края

Просмотр содержимого документа
«VI Краевая комплексная олимпиада по биологии»

5


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»


VI Краевая комплексная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам среди студентов профессиональных общеобразовательных учреждениях Приморского края


БИОЛОГИЯ

В заданиях 1-24 при выполнении задания с выбором ответа, отметьте правильный ответ (1 балл)

1. Передача наследственной информации происходит на уровне жизни:

1) молекулярном 2) тканевом

3) организменном 4) биогеоценотическом

2. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды:

1) спирогира и фукус 2) спирогира и улотрикс

3) хламидомонада и хлорелла 4) ламинария и фукус

3. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами:

1) гликогена и крахмала 2) ДНК и АТФ

3) белков и липидов 4) клетчатки и глюкозы

4. Вторичная структура белка поддерживается:

1) ковалентными связями 2) электростатическими взаимодействиями

3) водородными связями 4) гидрофобными взаимодействиями

5. К эукариотам относится:

1) возбудитель дифтерии 2) цианобактерии

3) малярийный плазмодий 4) вирус оспы

6. Пресмыкающиеся произошли от:

1) кистеперых рыб 2) стегоцефалов

3) ихтиозавров 4) археоптериксов

7. Определите последовательность кодонов иРНК, если тРНК была синтезирована на фрагменте ДНК, имеющем следующую последовательность нуклеотидов: АГЦ-ТТА-ГЦТ

1) АУТ-ЦАГ-УУА 2) ЦГА-УАГ-ЦУЦ

3) АГЦ-УУА-ГЦУ 4) ТЦГ-ААТ-ЦГА

8. Результатом клонирования клубники становится организм, имеющий:

1) новый генотип 2) исходный генотип

3) новые генотип и фенотип 4) другой набор хромосом

9. Какую группу крови по системе АВО имеет человек с генотипом 𝐼А𝐼А

1) первую 2) вторую

3) третью 4) четвертую

10. Аминоацил-тРНК-синтетазы катализируют реакцию присоединения:

1) NH2-группы аминокислоты к 3`-концу тРНК;

2) NH2-группы аминокислоты к 5`-концу тРНК;

3) СООН-группы аминокислоты к 2`- или 3`-концу тРНК;

4) СООН-группы аминокислоты к 5`-концу тРНК.





11. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается:

1) образование гликогена 2) накопление инсулина

3) энергетический обмен 4) пластический обмен

12. Родина этого растения – Южная Америка. В Европу оно было завезено испанцами в 1510 году. В Россию оно попало из Голландии при Петре I и долго оставалось декоративным. В 1828 году крепостной крестьянин Д.С. Бокарев при помощи ручного пресса извлёк из этого растения масло. Больше всего масла у этого растения в:

1) околоплоднике 2) кожуре семени

3) эндосперме 4) зародыше

13. Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот:

1) 150 2) 300

3) 600 4) 900

14. На первом этапе создания гетерозисного сорта растения необходимо:

1) провести перекрёстное опыление между исходными формами

2) провести многократное самоопыление у исходных форм и получить чистые линии

3) скрестить дикую и культурную формы

4) привить дикую форму на культурную

15. Человека от животных отличает наличие у него:

1) безусловных рефлексов 2) инстинктов

3) первой сигнальной системы 4) второй сигнальной системы

16. Половые клетки человека содержат 23 хромосомы, а оплодотворённая яйцеклетка, из которой разовьётся человек, страдающий синдромом Клайнфельтера?

1) 44 + Х 2) 44 + XY

3) 44 + Х0 4) 44 + ХXY

17. Дочь больного гемофилией вышла замуж за здорового мужчину и беременна монозиготной двойней. Вероятность того, что оба ребенка будут здоровыми:

1) 25% 2) 50%;

3) 56% 4) 75%.

18. В результате близкородственного скрещивания увеличивается число особей с наследственными заболеваниями в связи с переходом:

1) доминантных генов в гомозиготное состояние

2) доминантных генов в гетерозиготное состояние

3) рецессивных генов в гетерозиготное состояние

4) рецессивных генов в гомозиготное состояние

19. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает?

1) в лимфе 2) в грудном молоке

3) в слюне 4) на воздухе

20. Результатом световой фазы фотосинтеза является:

1) образование глюкозы 2) окисление углеводов

3) выделение углекислого газа 4) образование богатых энергией молекул АТФ

21. К какому типу изменчивости относят появление коротконогости у овец?

1) цитоплазматической 2) комбинативной

3) мутационной 4) модификационной





22. Цианистый калий является сильным ядом, потому что он ингибирует:

1) фотосинтез 2) синтез белков

3) окисление жирных кислот 4) перенос электронов в дыхательной цепи

23. Эволюционное направление, которое характеризуется проявлением у организмов мелких приспособительных признаков,

1) идиоадаптация 2) дивергенция

3) дегенерация 4) ароморфоз

24. Быстрей будут эволюционировать популяции:

1) гаплоидных трутней 2) гетерозиготных по многим признакам окуни

3) самцов домашних тараканов 4) мартышек в зоопарке

В заданиях 25 – 27 выберите три правильных ответа (3 балла)

25. Человек в отличие от животных

1) может создавать и использовать орудия труда

2) имеет кору больших полушарий

3) образует различные природные популяции

4) обладает второй сигнальной системой

5) может создавать искусственную среду обитания

6) имеет первую сигнальную систему

26. Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека:

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) белки и углеводы расщепляются до мономеров

6) обезвреживаются яды под действием ферментов печени

27. Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародышевый мешок

4) сильное опушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

В заданиях 28 – 31 установите соответствие (4 балла)

28. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются:

ОРГАНЫ ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) головной мозг

Б) печень 1) эктодерма

В) половая система 2) энтодерма

Г) костный скелет 3) мезодерма

Д) поджелудочная железа

Е) кожа


А

Б

В

Г

Д

Е












29. Установите соответствие между особенностями организмов и представителями:

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) Нет клеточной стенки

Б) Наследственный материал заключён в 1) Вирус Иммунодефицита

кольцевой ДНК 2) Кишечная палочка

В) Наследственный материал заключён в РНК

Г) Может иметь жгутик

Д) Внутриклеточный паразит

Е) Симбионт человека


А

Б

В

Г

Д

Е










30. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид:

ВИД РАСТЕНИЯ КЛАСС

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная 1) Двудольные

В) Лютик одноли́стный 2) Однодольные

Г) Тюльпан карликовый

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка


А

Б

В

Г

Д

Е










31. Установите соответствие между клеточным процессом в и его характеристиками в клетках животных.

ХАРАКТРИСТИКИ ПРОЦЕСС

А) происходит в ходе митоза

Б) происходит в цитоплазме 1) удвоение ДНК

В) в большинстве клеток длится более часа 2) разделение хромосом на хроматиды

Г) требует участия удвоившихся центриолей

Д) приводит к увеличению числа молекул ДНК в клетке

Е) требует разрыва водородных связей между цепями ДНК


А

Б

В

Г

Д

Е










В заданиях 32-35 приведите решение (4 балла)

32. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в метафазе мейоза I и в конце телофазы мейоза I. Объясните результаты в каждом случае.

33. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?


34. Фрагмент молекулы содержит аминокислоты: аспарагиновая кислота–аланин–метионин–валин. Определите:

а) какова структура участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот;

б) количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом участке гена (в двух цепях);

в) длину этого участка гена.

35. Юля утром совершила часовую прогулку со скоростью 6,5 км в час. Какой заказ надо сделать Юле днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты прогулки, абсолютно исключив при этом мучное, картофель и сладкое?

При ответе на вопрос используйте данные таблиц 2 и 3 (смотри Приложение).

В ответе укажите энергозатраты прогулки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.


В заданиях 36– 45 дописать предложение биологическим понятием (2 балла)


36. Как называется процесс обмена участками гомологичных хромосом в профазе I мейоза……………………………………………………………………………………

37. Фамилия ученного отрывшего (III) группы крови……………………………..

38. Промежуточный хозяин аскариды ……………………………………………….

39. Как называют придонную растительность………………………………………..

40. Какой хромосомный набор характерен для эндосперма семени ………………….

41. Жидкая ткань, циркулирующая в теле насекомых………………………………….

42. Женские половые органы папоротника называются……………………………..

43. Какой цвет крови у рака речного …………………………………………………..

44. Индивидуум, с которого начинается составление родословной ………………..

45. Процесс образование мужских гамет……………………………………………..


В заданиях 46 – 47 установить соответствие между картинкой и его характеристикой (5 баллов).

46. На рисунке изображён поперечный срез проводящего пучка кукурузы (Zea mays). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями:



А – древесинная паренхима

Б – склеренхима

В – воздушная полость

Г – сосуды

Д – флоэма


А

Б

В

Г

Д












47. Соотнесите скрещивание (1–6) и вероятное расщепление по фенотипу в полученном потомстве (А–Е).

СКРЕЩИВАНИЕ:

1)AaBb x aabb для доминантного эпистаза А над В.

2)ааВВ х ААbb для комлементарного действия генов

3)AaBb x AaBb для рецессивного эпистаза А над В

4)AaBb x aabb для рецессивного эпистаза А над В

5)ААВb х ааВb для полностью сцепленных генов А и В

6)ААВb х ааВb для неполного доминирования у гена В

РАСЩЕПЛЕНИЕ:

А)Нет, потомство единообразно

Б) 3 : 1

В) 2 : 1 : 1

Г) 9 : 3 : 3 : 1

Д) 9 : 4 : 3

Е) 12 : 3 : 1


А

Б

В

Г

Д

Е












Задание 48 напишите полный развёрнутый ответ на вопрос. Ответы записывайте чётко и разборчиво (5 баллов).

48. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функции структур 1 и 2.





















ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблица 1. Генетический код.



Таблица 2. энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия.







Таблица 3. Энергозатраты при различных видах физической активности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!