МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ВЯТСКИЙ КРАЙ – моя родина»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вятский край – моя Родина»
Цель мероприятия: создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся знакомство с историческим и культурным наследием Вятского края.
Задачи
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примерах героической, трудовой, культурной истории Вятского края, лучших образцов народного творчества; уважения к истории, культуре, традициям, людям родного края, сохранение традиций и исторической памяти родной стороны.
Развивающие: развитие познавательной активности обучающихся 3-4 классов, ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных родному краю, мотивации к нравственному поведению и самосознанию.
Описание
Внеклассное мероприятие может быть посвящено Дню народного единства (4 ноября), проведено в декабре, в преддверии празднования Дней Кировской области, в канун Дня Победы или летом, в День города (12 июня), во время лагерной смены. Ориентировочное время – 30 минут. На встречу могут быть приглашены ветераны войны, труженики тыла и люди, чьё детство пришлось на военные и послевоенные годы, мастера – умельцы, краеведы… В конце встречи им вручаются цветы и сувениры. При желании кто-то из гостей может тоже взять слово для обращения к присутствующим.
Оформление. Перед началом и после неё звучат песни патриотической тематики. Оформляется выставка книг, посвящённых родному краю, вятских сувениров и наборов экскурсионных открыток.
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, экран, цветы и сувениры для гостей.
Ожидаемый результат: формирование чувства гордости и доверия к государству, к родному краю, сопричастности к истории своего региона, своей страны и судьбе народа; выстраивание собственной модели нравственного поведения.
Ход мероприятия
Вступительная часть. Мотивация и целеполагание.
Учитель.
-Добрый день, ребята! Сегодня мы встретились, чтобы интересно, а главное – с пользой и вместе - провести время. Чтобы понять, чему посвящена наша встреча, я предлагаю вам логическую головоломку-квадрат. Внимательно посмотрите на него, определите, что изображено на каждой фотографии.
Ответы детей
(Верхний ряд: А. Грин, В. М. Васнецов, Н. А. Заболоцкий;
средний: Памятник С. М. Кирову, Дымковская игрушка;
нижний ряд: Трифонов монастырь, река Вятка, школа №13)
- Подумайте и скажите, что объединяет эти фотографии? С каким понятием все они ассоциируются? О чём пойдёт речь на нашей встрече? (Ответы)
- Правильно, все они связаны с Кировской областью, Вятским краем, нашей родиной.
Форма нашего мероприятия сегодня – устный журнал, а его тема – «Моя Родина – Вятский край». Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового о нашей родной стороне.
Основная часть. Вятский край: настоящее и прошлое.
Сначала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и дать ему своё название.
П
росмотр видеосюжета о Вятском крае из серии «Мульти – Россия,
https://yandex.ru/video/preview/941449061130268095
Прослушивание вариантов названия («Вятский край», «Край чудес» и др.)
А сейчас 1 страница нашего журнала –
«СИМВОЛИКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Работа с презентацией
Учитель:
- Ребята, а что вам известно о нашем регионе? Знаете ли вы, сколько лет нашему областному центру?
Ответы обучающихся
- Да, у нашего областного центра богатая история. Первое упоминание о Вятке в летописях относится к 1374 году, а Кировской области уже 84 года.
Мы переходим ко 2-й странице устного журнала -
«ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ»
Работа с презентацией
Учитель:
Вятский край. Увалы да леса,
Реки серебристые, березы…
Летом голубые небеса,
А зимой метели да морозы…
Вятский край. Долины и поля,
Ржи цветущей золотое море…
Это наша русская земля.
С нею мы и в радости, и в горе.
А. Н. Бушмелев,
О красоте нашей родной стороны сложено множество стихов, спето множество песен, написаны картины… Следующая страница нашего журнала –
«ПРИРОДА ВЯТСКОГО КРАЯ»
Работа с презентацией
Учитель:
- Издавна повелось называть вятский народ хватским. И вовсе не в шутку, а всерьёз. Пословицы гласят: «Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают», «Вятский — мужик хватский: за что ухватится — не отпустит».
Пятая страница устного журнала –
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВЯТСКОГО КРАЯ»
Работа с презентацией
Учитель:
- Конечно, каждый из нас слышал пословицу «Не место красит человека, а человек место». Это очень справедливые слова. Мы подошли к основной части нашего журнала – странице
«ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ КРАЯ»
Работа с презентацией
Учитель:
Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г. – страшное испытание для нашего народа. Но вятский народ и на фронте, и в тылу показывал образцы небывалого героизма – ратного и трудового, внося свою лепту в общее дело долгожданной победы.
Страница шестая –
«ВЯТКА - КРАЙ ГЕРОЕВ»
Работа с презентацией
Учитель:
- Вот он какой, вятский характер! Когда –то Ф. И. Шаляпин дал замечательную оценку этому уникальному явлению.
Работа с презентацией
Заключение.
Чтение (наизусть) учеником стихотворения В. Архипов «Русское чудо – вятский характер»
Учитель:
-
Ребята, гордитесь тем, что вы – Русские, вятские! Но помните, что история края – это история страны, всего народа. У нашего края великая история, а будущее региона и страны – в ваших руках!
Работа с презентацией
IV.Рефлексия.
Учитель:
- А напоследок я предлагаю вам выполнить небольшое задание: подобрать и записать слова (словосочетания) - ассоциации к слову РОДИНА (к каждой букве слова)
Листы лежали на партах в перевёрнутом виде
Звучит песня С. Трофимова «Родина», ребята, гости работают на листах
Р – (Родители, родной дом, Россия)
О – (отечество, отчизна, отчий дом)
Д – (детство, друзья, долг)
И – (истоки, история, истина)
Н – (народ, надежда, наследие)
А – (ангел-хранитель)
Заслушивание 2-3 человек
Учитель:
- Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!