Тема. Вязание крючком.
Цель урока: Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Образовательная: сформировать стремление к углублению знаний по теме «Вязание крючком», ознакомить учащихся со способами вязания столбиков без накида,полустолбиков без накидов, с приемами вязания крючком по кругу.
Развивающая: способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление.
Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала, получение новых знаний и применение их на практике).
Оборудование: презентация: «Вязание крючком», наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи; таблицы с рисунками основных видов петель; таблица условных обозначений основных видов петель; образцы схем, инструкционная карта.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Организация начала учебной деятельности.
2. Проверка готовности учащихся.
3. Создание эмоционального настроя на совместную работу.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья крючка и нитки,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Все в нем чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
II. Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с замечательным рукоделием- вязание крючком. Что вы знаете о нем?
Обучающийся: В старину на Руси вязание крючком было широко распространено, потому что давало людям возможность декорировать свое скромное жилище.
Особое значение придавалось вещам, связанным крючком, если в доме подрастала девочка. Ей готовили приданое, и отделка для полотенец, покрывал, накидок на подушки, скатертей выполнялась с любовью. В доме было много кружев: занавески на окнах и дверях, подзоры по низу кроватей, салфетки на полочках. Слово кружево произошло от слова окружать, т. е. пришивать по краям.
Какие правила техники безопасности должны соблюдаться при вязании крючком?
Обучающийся:
Работая с крючком, мы должны сидеть прямо, прижав спину к спинке стула. Работа от глаз должна находиться на расстоянии 35-40 см. А свет при выполнении работы должен падать с левой стороны.
Что мы должны помнить, работая с нитками?
Обучающийся:
Работая с нитками, нужно вымыть руки. Перед работой руки моются для того, чтобы не испачкать нитки, а после работы – чтобы ворсинки ниток не оставались на руках. При вязании клубок ниток должен находиться в специальной коробке или корзинке, чтобы он не испачкался.
Какие виды петель и столбиков вы запомнили и как они обозначаются на схеме?
А чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведём небольшую игру.
Вам на выбор предлагается 1 карточка, понравившегося цвета, в которой представлены условные обозначения. Ваша задача – сгруппироваться в 3 команды в соответствии с цветом карточек и прочитать условные обозначения и назвать их.
1 команда: (показывает карточку и читает схему):
Столбик с 2-мя накидами, столбик без накида и пышный столбик.
2 команда: (показывает карточку и читает схему):
Столбик без накида, воздушная петля и столбик с одним накидом.
3 команда: (показывает карточку и читает схему):
Воздушная петля, полустолбик и пышный столбик.
III. Введение новых знаний .
На прошлом уроке мы уже познакомились и научились вязать основные виды петель. Из обыкновенных связанных цепочек можно выкладывать картины и это очень увлекательное занятие, можно связать разные вещи, игрушки, картины, украшения для дома и очень много нужных и полезных вещей. Конечно же, настоящими мастерицами стать не так уж и просто. Для этого нужно приложить много усердия. Но поверьте, это очень интересный и благодарный труд. Все, что вы видите в мастерской - это работы учащихся нашей школы.
Сначала вам покажется, что вязание крючком - это очень трудное занятие, а схемы для вязки - сложными. Но как только вы научитесь читать эти самые схемы и правильно держать крючок, не натягивая нитку, вы с головой окунетесь в мир сказочных мотивов. Ажурные узоры станут частью вашей жизни, а вязание крючком будет доставлять вам радость.
Приступая к работе, мы должны вспомнить технику безопасности:
- рабочее место должно быть хорошо освещено (свет должен падать на работу с левой стороны);
- сидеть надо прямо, касаясь спинки стула;
- расстояние до глаз должно составлять 35-40 см.;
- во время вязания клубок с пряжей лучше положить в специальную коробку, чтобы нитки не испачкались и не запутались;
- перед началом и после работы нужно вымыть руки.
Столбик без накида.
Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
IV. Практическая работа. Провязывание образца столбиками без накида.
Перед началом практической работы учитель:
-Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:
-Сообщает учащимся название практической работы;
- Разъясняет задачи практической работы;
-Демонстрирует приемы вязания цветка крючком;
-Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы.
В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1. - Контролирует правильность выполнения приемов;
2 - контролирует выполнение объема и качество работы,
3 - контролирует соблюдение правил безопасной работы;
4 - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
V. Физкультминутка.
Мы вязали, мы вязали
И немного подустали
Встанем, вместе отдохнём
И опять вязать начнём.
Руки вверх, глаза закрыть
Вдох и выдох, руки опустить
Так три раза повторить.
Головою покрутить
Спину выгнуть, прямо встать.
Тихо сесть и вновь вязать.
Полустолбик без накида.
Полустобик, связанный крючком без накида, считается вспомогательным элементом, у него даже есть второе название – соединительная петля. Этот способ чаще используют, чтобы соединить цепочку из воздушных петель в кольцо, привязать элемент (например, арку) к основному полотну или стачать две детали.
Однако полустолбик имеет и самостоятельный потенциал, так как при грамотном выполнении даёт эффектный узор в виде кос, напоминающих «тамбурный шов» в вышивке. Суть в том, что такой столбик легко выполнить один раз, как соединительную петлю или несколько раз в прикладных целях, чтобы собрать изделие, а вот если нужно сделать красивый ряд с косичкой полустолбиком или связать всё изделие этим приёмом, придётся приложить усилие.
Столбик имеет очень маленькую высоту, работа двигается медленно, поэтому особое внимание нужно уделить подбору крючка и пряжи, чтобы материалы и инструменты ещё больше не тормозили процесс. Крючок должен двигаться очень легко. Для этого лучше выбрать нитки средней толщины или толстые, но с гладкой поверхностью.
Чтобы научиться вязать обычный полустолбик, нужно набрать несколько воздушных петель, а потом следовать простой инструкции:
Вначале нужно провести крючок во вторую петлю от крючка, пропустив петлю подъёма. Для полустолбика тоже оставляют на подъём 1 петлю, как и для обычного столбика.
Затем следует подхватить крючком нить и протянуть её одним движением через петлю цепочки и петлю на крючке. Так нужно продолжать до конца ряда, провязывая каждую петлю. Затем следует сделать петлю подъёма, перевернуть изделие и продолжить узор.
Практическая работа. Провязывание образца полустолбиками без накида.
В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1. - Контролирует правильность выполнения приемов;
2 - контролирует выполнение объема и качество работы,
3 - контролирует соблюдение правил безопасной работы;
4 - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Вязание по кругу.
Вязание по кругу можно использовать для отделки вязаных и швейных изделий.
Изделия, имеющие форму круга, начинают вязать с основного кольца. Вяжут цепочку из небольшого количества воздушных петель. Затем вводят крючок в первую воздушную петлю , делают накид на крючок и вытягивают нить , то есть закрывают кольцо соединительным столбиком. В этом случае в центре изделия останется отверстие. Существует два способа вязания па кругу: по спирали и кругами. Рассмотрим подробнее второй способ.
Закон круга.
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки, т.е. связать два столбика с общим основанием. Связав необходимое число рядов для получения круга нужного диаметра, вяжите без прибавлений и убавлений и получите цилиндрическую поверхность. Это нужно делать при вязании маленьких шапочек, плотно облегающих голову. Для уменьшения размера круга необходимо равномерно уменьшать число рабочих петель. Уменьшать количество петель можно двумя способами.
Практическая работа. Вязание по кругу.
В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1. - Контролирует правильность выполнения приемов;
2 - контролирует выполнение объема и качество работы,
3 - контролирует соблюдение правил безопасной работы;
4 - оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Схемы вязания.
Существует два вида схем для вязания крючком:
схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
схемы для вязания круглого или квадратного полотна (круговыми рядами).
Общие правила при прочтении схемы вязания крючком.
-схемы читают снизу вверх;
-при вязании по кругу – от центра к периферии;
-нечетные ряды – лицевые необходимо читать справа налево (1,3,5,7 и т.д.);
-четные – изнаночные слева направо (2,4,6,8 и т.д.);
-круговые ряды – против часовой стрелки.
Учащиеся работают с образцами схем для вязания(чтение схем).
VII. Самоанализ деятельности учащихся.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:
– Чему новому вы научились на уроке?
– Какой способ вязания крючком вы выбрали и почему?
– Оцените качество своей работы.
VIII. Итог урока.
Экспресс-выставка