СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вязание на спицах. Варежки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.

Просмотр содержимого документа
«Вязание на спицах. Варежки.»

25




Министерство образования и науки республики Бурятия

Хасуртайская средняя общеобразовательная школа

Хоринского района














Тема: Вязание на спицах.

Варежки.





Работу выполнила: Пластинина Юля

ученица 7 класса Хасуртайской средней

общеобразовательной школы Хоринского района.

Руководитель: Мартынова Вера Федоровна –

учитель технологии Хасуртайской средней школы.















с. Хасурта

20011 год






Содержание


  1. Введение стр 1

  2. Различные виды декоративно-прикладного искусства стр 1 - 3

  3. История вязания стр 3 - 4

  4. Значение вязания в современной жизни. стр 4

  5. Выбор и обоснование темы. стр 4 - 5

  6. Материаловедение стр 5 - 7

  7. Вязание на спицах. стр 7

  8. Выбор необходимого материала стр 8 - 9

  9. Планирование работы стр 9

  10. Организация рабочего места для ручных работ стр 9

  11. Санитарно-гигиенические требования стр 9 - 10

  12. Техника безопасности при вязании стр 10

  13. Технология изготовления варежек стр 11 - 13

  14. Технология изготовления варежек под названием «Пальцы в горошек» стр 13 –14

  15. Использованная литература стр 15













ВВЕДЕНИЕ

Истоки способностей и дарова­ния детей - на кончиках их пальцев...

В. А. Сухомлинский

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Вязание является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний и в то же время современный вид рукоделия. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года.






Различные виды декоративно прикладного искусства


Декоративно-прикладном творчестве является традиционным в любой стране мира. В каждой стране - свои особенности, своя культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.

Предметы, сделанные волшебными руками человека, окружают нас постоянно. Они влияют на наше подсознание, формируют наши чувства и эмоции, манеру поведения и общения.

Ведется с давних пор, что хранительницей очага является женщина. В понятие «вести хозяйство» вкладывается очень много -приготовление пищи, воспитание детей, содержание дома в чистоте и порядке. Раньше много времени отводили также рукоделию. Женщина за прялкой или работающая иглой, спицами всегда была олицетворением домашнего тепла и уюта, того творческого начала, которое преображало и одухотворяло быт.

В. Даль так определил значение слова «ремесло»: «рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб, самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда». За многие десятилетия существования интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появилось ремесел новых, а некоторые забывались навсегда. Но всегда любому ремеслу нужно было много учиться, преодолевать различные трудности для того, чтобы достичь успеха. Ведь не зря же существует пословица «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

А теперь давайте поговорим о различных видах женского рукоделия. Самыми распространенными и, пожалуй, популярными в любой стране считаются:

Вышивка. История вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В узорах народной вышивки сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Они искренне верили, что помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, они «приманивают» в свой дом мир и благополучие.

Занятия вышивкой никогда не требовали сложного оборудования и больших материальных затрат. Игла, нитки, холст, пяльцы -вот и все, что требовалось при изготовлении чудесных изделий для украшения своего жилища и одежды.

Макраме. Примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы. Связывая узлами растительные волокна, травы, полоски кожи, шерсть и волосы, они изготавливали одежду, сети и охотничьи сумки. Умение вязать узлы ценилось очень высоко, считалось родовым достоянием.

Искусство декоративного плетения особенно было распространено на Востоке, а затем оно покорило и Западную Европу. Появились тончайшие узелковые кружева и бахрома, плетеные скатерти, ковры, абажуры и шторы. Узлы, кроме практического применения и декоративного назначения, когда-то играли и другую роль в истории человечества: их применяли для счета, использовали в узелковой грамоте. Некоторые народы приписывали узлам магическую силу: пытались с их помощью лечиться, а тажке отпугивать злых духов.

Пэчворк (лоскутная мозаика). Относится к разновидностям народного творчества. Искусство это зародилось в незапамятные времена, когда древние люди использовали для защиты от холода шкуры крупных животных. Однако шкуры эти были очень тяжелы, неудобны. Тогда люди стали искать другой способ – соединяли шкурки мелких зверей, которых всегда было в достаточном количестве. У этого способа оказалось огромное преимущество - шкурки были более легкие, поэтому не стесняли движений.

Со временем большую популярность приобрели изделия из лоскутков, особым способом собранные в рисунки. У разных народов мира можно до сих пор встретить изделия, которые представляют собой настоящие произведения искусства. Конечно, эти изделия недолговечны, но популярность пэчворка в Европе, Америке, России, да и других странах огромна.

Современная лоскутная мозаика охватила огромное множество изделий; в этой технике выполняются предметы домашнего обихода (особенно одеяла), одежда, головные уборы, сувениры, игрушки...

Следует отметить, что заниматься пэчворком стоит не спеша. Здесь требуются большое терпение, аккуратность, точность и трудолюбие.

Шитье. История возникновения шитых изделий не знает точной даты. Изделия, изготовленные вручную или на швейной машинке, - самые распространенные из всех видов одежды, предметов домашнего обихода.

Понятие «одежда» и «мода» связаны неразрывно уже много тысячелетий. Но во все времена общим в любой одежде всегда было соблюдение непременного единства удобства, практичности и красоты. Давно замечено, что одежда изменяет не только внешность людей, но и их настроение. Более того, по одежде можно судить о наших привычках, желаниях, возможностях. И хоть считается, что нет ничего важнее личного обаяния и ума, тем не менее именно красивая одежда способна многократно усилить общее впечатление о человеке.

Часто в одежде людей многих стран присутствуют национальные особенности, свой неповторимый колорит. И такая одежда носит на себе печать времени, различных традиций.

Вязание. Вязание является традиционным видом женского рукоделия в любой стране мира, и об этом весь наш следующий разговор.


История вязания.

А теперь давайте обратимся к истории вязания, этого прекрасного и необычного вида декоративного искусства.

Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких-либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.

Вспомним легенды Древней Греции. Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шелка шили ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

И они стали великолепными, изобретательными вязальщиками! Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонстрируя свое искусство на представительных соревнованиях. Одна из них - швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами.

Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шелковые вязаные чулки как вредную и излишнюю роскошь.

На вязаный товар были установлены (даже парламентскими актами) довольно высокие официальные цены. В регистрации расходов сэра Томаса А'Эстранже есть запись от 1533 г.: «За 4 пары вязаных чулок уплачено 8 шиллингов».

Но хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Елизавета Английская (1558-1603 гг.) на третий год после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы госпожи Монтасу пару черных шелковых чулок, связанных её горничной. С тех пор королева будто бы не желала носить никаких иных чулок, кроме тех, которые вязала эта горничная.

Сохранились документы и о вязании иных предметов повседневного обихода. Известная храмовая картина художника Бертрана, написанная около 1390 г., «Мадонна с вязанием» изображает деву Марию, вяжущую на 5 спицах рубашку для младенца. Наблюдающих за ней ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчетливо видно почти законченное вязание.

Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в XIX в. трикотажное производство действительно механизируется.


Значение вязания в современной жизни.

Наверное, в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы - салфетки, игрушки, прихватки и т. д.

Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.


Выбор и обоснование темы

Перчатки и варежки носят уже много веков — не только для утепления и защиты рук, но и как украшение, а также как дань этикету и проявление светскости. Пожалуй, никакой другой предмет гардероба не делает женщину такой женственной, а мужчину таким респектабельным, как перчатки. В культуре многих стран протянуть руку в перчатке до сих пор считается оскорблением, и, конечно, всем нам хорошо известен этот старый жест из кино — пощечина, удар по лицу парой перчаток.

Связанные вручную варежки смотрятся веселее, чем перчатки, и станут замечательным подарком. На них можно учиться вязать: многие варежки легко и быстро выполняются на двух спицах. Еще один плюс — они не требуют много пряжи.

В Турции, когда кто-то берется за ручную работу, говорят: «Колэй гельсин», то есть «силы (здоровья) твоим рукам». Это хорошее пожелание каждому, кто любит и ценит вещи, выполненные вручную. Вязание перчаток или варежек можно рассматривать как доказательство вашей любви к рукоделию и вознаграждение вашим золотым рукам.

Материаловедение

. Общие сведения о нитках.

. Разнообразие ниток, из которых вяжут чудесные изделия, ткут полотна, плетут, - огромно. Из ниток, тесьмы, шнуров, веревки люди научились создавать различные изделия - от тончайших коклюшных кружев до настенных и напольных ковров. Многие изделия относятся к произведениям искусства, а их авторы становятся известными.

Как вы думаете, имеет ли значение, из каких ниток связано изделие, или за работу можно браться, имея под рукой любые нитки?

Вязать можно из любых ниток, но только очень важно определить, что лучше связать именно из этих.

. Классификация ниток.

Нитки бывают ручного и машинного прядения. Как вы понимаете, нитки ручного прядения изготавливают в домашних условиях. Во многих деревнях России такое изготовление ниток еще остается популярным. Машинное прядение - это промышленное производство.



Посмотрите на нитку. Если ее раскрутить, то можно увидеть, что она состоит из более тонких нитей (волокон). Свойства волокна определяют свойства ниток.

растительного происхождения

животного про­исхождения

искусственные





натуральные Волокнаделятся на


химические

синтетические

Волокна растительного происхождения вырабатываются из хлопка, льна и др. Волокна животного происхождения получают из коконов тутового шелкопряда и шерсти овец, коз, кроликов, верблюдов. Изделия из таких ниток очень теплые. Вообще, опытные мастерицы считают, что лучшие нитки для вязания - шерстяные и хлопчатобумажные.

Химические волокна подразделяются на искусственные и синтетические. Как вы догадались, их получают промышленным путем при химической переработке различных природных веществ, например: из древесины - вискозные нити, их продуктов переработки нефти, угля, газа - капрон, лавсан и др.

. Определение вида пряжи.

Определить вид пряжи можно и в домашних условиях - для этого ее необходимо поджечь. Хлопчатобумажная нить горит без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел. А шерстяная нить горит медленно, спекается в обуглившийся комочек. Если вы его разотрете пальцами, то запахнет паленой шерстью. Синтетическая же нитка не горит, а плавится.

Сведения о свойствах ниток.

Мы разобрали с вами, какие существуют нитки и как можно определить их вид. Но также очень важно знать и основные свойства используемого материала: толщину, длину, крутку, ровность, упругость, прочность (способность сопротивляться внешним воздействиям).

: Упругость и прочность нитки - свойства, неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в руках при растяжении, значит, она прочна, изделия из нее будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной (шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной).

Из сильно скрученных ниток изделие получится жестким, неэластичным, оно будет плохо сохранять тепло. Но если вы решили в будущем связать изделие, которое должно сохранить определенную форму (сумку, шляпу и др.), то для вязания этих изделий нужно брать именно эти нитки.

В зависимости от вида изделия подбирают и толщину пряжи. Для зимних и спортивных изделий берут более толстую пряжу, для летних - более тонкую. Летние изделия, салфетки вяжут обычно из хлопчатобумажных или льняных ниток. Изделия для детей вяжут из мягкой нежной пряжи.

. Сведения о стирке изделий.

Хорошая хозяйка никогда не выкидывает старые вещи - она обязательно найдет им применение, стоит только приложить немного терпения, аккуратности и фантазии.

Смотайте нитки в мотки, перевяжите каждый моток в двух местах (рис. 1).

После этого постирайте пряжу в теплой мыльной воде. Шерстяную пряжу стирать синтетическими моющими средствами не рекомендуется. Для стирки лучше сделать стружку из хозяйственного мыла, залить ее небольшим количеством горячей воды и взбить пену. При стирке нитки не трут и не выкручивают. Полощите их несколько раз в теплой воде. Для того чтобы нитки выпрямились, при сушке надо подвесить груз к каждому мотку (рис. 2).


Если нитки немного полиняли, их можно подкрасить или добавить к ним нитку другого цвета и другого качества. Соедините шерстяную нитку с х/б, шелковой или синтетической - и старая пряжа сразу приобретет лучший вид.


Итак, нитки высохли, пора их сматывать в клубки. Реко­мендую не делать больших клубков, это неудобно. Клубки должны быть легкими, пушистыми. Поэтому нитки сматывают, не натягивая, подкладывая при сматывании под них указательный и средний пальцы левой руки (рис. 3).


Рис 3

Рис 2


Вязание на спицах

Некоторые рукодельницы считают, что спицы являются более распространенным инструментом для вязания, чем крючок. Конечно, нельзя говорить, что лучше для вязания - крючок или спицы. Все зависит от вкуса, желаний и умений человека.

Нельзя не отметить один забавный факт: интерес к вязанию на спицах возникает и угасает циклически. И хотя ручное вязание всегда было популярным, но можно вспомнить периоды, когда молодежь увлекалась вязанием практически поголовно, и то время, когда спицы можно было увидеть лишь у людей старшего возраста.

На протяжении многих веков вязание не спицах применялось для изготовления как грубых, простых изделий, так и вещей небывалой красоты. Причем такое явление можно было наблюдать и в сельской местности, и в среде городских модниц. С одной стороны, на спицах вязались простые носки, шарфы и теплое белье. Подобные вещи изготавливались для персонального употребления, на продажу или для пожертвования бедным.

А с другой стороны, уже давно существовало узорное и ажурное вязание, которым занимались как высокопрофессиональные рукодельницы, так и обычные домохозяйки, причем и те и другие использовали нитки всевозможных видов и цветов.

Некоторые изделия были чисто декоративными, однако практическое применение всегда оставалось основной привлекательной чертой вязания на спицах. На протяжении десятилетий вязание претерпевает постепенное развитие и изменение, оно следует всем прихотям моды, оно вызывает искреннее восхищение.




Выбор необходимого материала

Будет совершенно правильно, если наш разговор мы продолжим о самих спицах. Это важный вопрос, потому что, даже имея очень хорошую, качественную пряжу, но используя в работе неудобные спицы, вы никогда не получите удовольствия от вязания, да и внешний вид изделия окажется не на высоком уровне.

Итак, спицы могут быть сделаны из самых разных материалов: алюминия, пластмассы, стали, древесины. В прошлом встречались также спицы из черепашьего панциря, целлулоида, кости (обычной и слоновой) и даже из серебра. Каждый вид спиц имеет свои преимущества и недостатки: деревянные и пластмассовые легки и удобны в работе, но нередко гнутся и даже ломаются, а деревянные еще и цепляются за слишком пушистые нити; алюминиевые более прочны, но пачкают светлую нить, придавая ей серый оттенок; стальные не ломаются и не пачкают работу, но несколько тяжелее других.


Посмотрите на рис. 45. Здесь показаны совершенно разные спицы:

а) спицы с открытыми (или рабочими) концами. Пятью такими спицами (длиной около 20 см) вяжут носки, варежки и т. д.;

б) спицы с закрытыми концами. Здесь острый конец один, другой заканчивается каким-либо ограничителем - колечком, шариком и т. д. Такими спицами длиной до 40 см вяжут детали крупных
изделий (свитеров, блузонов и др.);

в) спицы, соединенные леской. Используются для создания некоторых цельновязаных изделий;

г) круговые спицы. Находят применение там же, где и спицы, соединенные леской.

Остановимся подробнее на двух последних предлагаемых вариантах. У них имеется ряд явных преимуществ:

  1. Петли можно сдвинуть на соединительную леску, так что они не спустятся, когда вы выпустите вязание из рук.

  2. Вы можете связать плоское изделие большой ширины, которое просто не поместится на обычных спицах.

  1. Вы не потеряете «свободную» спицу.

Однако у них есть и свои минусы:

  1. Их ассортимент не так широк, как ассортимент прямых спиц.

  2. На самих спицах не проставлен их номер.

  1. Их трудно удержать строго прямыми, когда вы расправляете изделие для измерения.

  2. Петли приходится сдвигать гораздо чаще - на жесткой части спиц их умещается немного, а те, что расположены на соединительной леске, соскальзывают вниз. Если вы вяжете по кругу, то вам приходится продвигать петли по всей длине «окружности» спиц.

Выбирая в магазине спицы, обращайте внимание на то, чтобы они были прямыми и гладкими. При вязании нить будет легко скользить по этим спицам, что значительно облегчит вашу работу.

Перед тем как купить круговые спицы, внимательно осмотрите место соединения спиц и связи - оно должно быть абсолютно гладким. Уже в домашних условиях, чтобы распрямить свернутую кольцами пластиковую леску, погрузите ее в горячую воду.

Обратите внимание и на концы покупаемых спиц - они не должны быть слишком острыми или, наоборот, слишком тупыми. Острыми концами спиц можно случайно уколоться или даже пораниться, можно расщепить нить, что испортит строение (фактуру) вязаного полотна. Спицами с тупыми концами трудно вязать: приходится прикладывать излишние усилия, а петли нередко получаются растянутыми, что также портит внешний вид изделия.





Планирование работы.

Для занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами, но и знание основ композиции, цветоведения. Без этих знаний невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия, не появится уверенность в собственных силах. Только сочетание теоретических знаний, детального изучения истории и традиций низания бисером, уверенное владение техническими приемами позволит выработать индивидуальный авторский стиль изделий.

Прежде чем приступить к работе над изготовлением изделий, нужно спланировать ход работы: выбрать необходимые материалы, определить форму и размеры изделия, расход материала, выбрать цветовую гамму, какие инструменты использовать в работе, т.е. составить технологию изготовления.

От планирования работы во многом зависит ход работы, срок изготовления и качества изделия.


Организация рабочего места для ручных работ

Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда на операциях и обеспечивает высокое количество работы. Размеры рабочих мест различны, они зависят от вида изделия и выполняемой операции. Большое влияние на самочувствие работающего и на качество работы оказывает правильная посадка. Расстояние от глаз работающего до изделия или детали должно быть в среднем равно 30 см. Ноги следует держать на подставке или перекладине. Очень важно правильно использовать перерывы и проводить физические упражнения в начале работы и в течении рабочего дня. Все необходимые инструменты и приспособления необходимо раскладывать справа от работающего.

Санитарно-гигиенические требования.

Оптимальные гигиенические условия для работы учащегося определяют:

  1. состояние воздушно-газовой среды мастерских;

  2. освещенность рабочей зоны и всего помещения;

  3. уровень производительного шума;

  4. режим работы во время занятий;

  5. учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащегося.

Учет всех этих факторов призван сформировать условия работы, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не привело к переутомлению и другим негативным физиологическим воздействиям


Техника безопасности при вязании

Работа со спицами и крючками требует особой осторожности и внимания, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным. Давайте остановимся на некоторых моментах.

Требования безопасности перед началом работы:

- проверьте отсутствие ржавых иголок и булавок;

- рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

Требования безопасности во время работы:

  • содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

  • ни в коем случае не берите иголки и булавки в рот;

  • храните иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечке, пенале и пр.), не оставляйте их на рабочем месте;

  • будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите на край стола;

  • свет на вашу работу должен падать с левой стороны;

  • положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см;

  • в случае плохого самочувствия или травмирования прекратите работу, поставьте в известность педагога.

Требования безопасности при работе с ножницами:

  • кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего;

  • передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;

  • не подходите во время работы с ножницами к другим

Требования безопасности при работе с иглами, булавками:

  • знайте количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие;

  • не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их;

  • иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду.


Технология изготовления варежек

Лучше запастись несколькими комплектами спиц размером от 2 до 4 мм, тогда вы сможете вязать варежки из пряжи различной толщины.

Выкройка

Чтобы варежки были впору, обведите контур своей руки (рис. 1). Это будет выкройка. Она поможет вам рассчитать, какое число петель должно быть на самом широком месте, на какой высоте начинать вывязывать большой палец, через сколько рядов делать убавления для острого конца варежки.

Нанесите на выкройке следующие линии: линия «а» показывает, где заканчивается резинка; линия «6» — самую широкую часть варежки; линия « в» — уровень, с которого начинают делать убавления для острого конца варежки; линия «г» — начало вывязывания большого пальца; линия «д» — уровень, с которого делают убавления для острого верха пальца.


Если при вязании первой варежки отметить на выкройке число петель и количество рядов над линиями расширения и сужения, то на вторую уйдет гораздо меньше времени, так как не нужно будет без конца ее примерять и сравнивать с первой.

Плотность вязки

Рассчитать количество петель для варежки поможет образец вязки.

Варежки лучше всего вязать из пряжи средней толщины (например, из чистой овечьей шерсти) спицами 3,5 мм. Оптимальная плотность вязки при чулочном полотне: 10 петель х 14 рядов = 5 х 5 см (если вязать спицами 3 мм, то образец будет размером 4,5 х 4 см).

Спицы для вязания

Варежки обычно вяжут вкруговую, используя комплект из пяти алюминиевых спиц длиной 15 см каждая. Диаметр всех спиц должен быть одинаковым.

Для вывязывания большого пальца, а также острого конца варежки хорошо бы иметь спицы длиной 10 см из ценных пород древесины. На таких спицах удается без труда вывязывать малое число петель.

Набор петель

Набор петель для варежки должен быть рыхлым, чтобы соответствовать эластичной резинке. Плотный набор петель приводит к быстрому изнашиванию края.

Как правило, петли набирают двумя спицами. Сначала набирают столько петель, сколько необходимо для первой спицы. Затем берут вторую спицу, соединяют ее с первой и на обе спицы навешивают такое же количество петель, как на первой. Анало­гично набирают петли на третью и четвертую спицы

Чтобы сомкнуть петли в круг, пятую спицу вводят в первую набранную петлю и провязывают ее, как указывает стрелка

Провязав первый круг, начало нити протягивают через первую петлю первой спицы.

Край варежки будет еще более прочным и носким, если набор петель выполнять двойной нитьюДля этого нужно рассчитать длину нити для набора петель (для одной петли требуется примерно 1,5 см), умножить ее на 2, после чего сложить требуемую длину нити пополам и пропустить под пальцами левой руки, обогнув большой палец.



Резинка

Резинку для варежки вяжут, чередуя, как правило, 1 лицевую с 1 изнаночной или 2 лицевые с 2 изнаночными петлями. Можно также чередовать узкую «косичку» из 2 петель с 2 изнаночными (при вывязывании «косички» менять местами лицевые петли, сначала провязывать вторую петлю, затем первую). Некоторые предпочитают полуторную резинку (1-й ряд: *1 петлю снимают не провязывая, рабочая нить сзади, 1 изнаночная *, от * до * повторяют до конца ряда; 2-й ряд: * 1 лицевая, 1 изнаночная *, от * до * повторяют до конца ряда; эти два ряда все время чередуют), вывязывая ее развернутым полотном, а затем сшивая.

Вместо резинки можно делать двойную кайму, тогда край варежки будет более прочным. Для каймы вяжут несколько кругов лицевой гладью. Сгиб подчеркивают либо изнаночным рядом либо «зубчиками». Чтобы выполнить «зубчики», один ряд провязывают, чередуя 1 накид и 2 петли вместе лицевой После этого снова выполняют лицевой гладью столько рядов, сколько было связано до сгиба. Кайму подгибают и провязывают петли на спице вместе с петлями набора по 2 вместе лицевыми.

Вязание двумя и более цветами называют «норвежской техникой». Узоры такого рода именуют также жаккардовыми.

При смене цвета пряжи нерабочую нить протягивают свободно по изнаночной стороне изделия.

Рукавицы, связанные «норвежской техникой», гораздо лучше греют, так как состоят как минимум из двух ниток

.

Предлагаем вам варежки под названием Пальцы в «горошек»

Теплые , красивые варежки всегда зимой хороши! Особенно с ярким контрастным рисунком, подобранным под цвет одежды. Сделать это нетрудно – шерсти на варежки нужно 100 – 120 г. на пару, а если цветные – 70 -80 г основного цвета и 20 – 30 г на орнамент. Поэтому чаще всего их вяжут из остатков пряжи (например, от шапочки и шарфика)

Схема рассчитана на 7 – 8-е размеры. Если ваша рука больше или меньше, можно уменьшить или увеличить толщину пряжи и спиц: убрать или добавить петли в части орнамента, где петли вяжутся основным цветом. Варежки лучше вязать из пряжи 32\2, соединенный в 4 -6 ниток, на 5 спицах №№ 1,2 – 2 мм.

Итак, набираем петли, распределяем их равномерно на 4 спицах. Для лучшего соединения первые две петли провязываем нитью – от клубка и от оставшегося при наборе кончика нити. Манжету вяжем резинкой 1:1 или 2:2. Провязав 6-7 см (25-27 рядов),прибавляем недостающее число петель.. Далее по схеме до основания большого пальца, вывязывая рисунок на лицевой и тыльной сторонах варежки.

Отверстие для пальца правой руки размещаем на третьей спице, для лицевой – на второй. Снимаем на английскую булавку 10 петель, заново их набираем (подбирая по рисунку) и продолжаем вязание. На месте будущего пальца получилась прорезь.

Когда варежка закроет мизинец, начинаем убавление петель. Провязываем 2 петли вместе в начале и в конце лицевой и тыльной стороны варежки. При этом четвертую от края петлю вяжем цветом орнамента, в третью, вторую и первую – основным цветом. Продолжаем убавления, пока с каждой стороны не останется по три петли. Провязываем их вместе и обрезаем нить.

Теперь вяжем палец. Снимаем на спицу петли с английской булавки, набираем еще 14 петель (2 по бокам и 10 по краю прорези) Всего получилось 24 петли (по12 на каждую спицу) На пальце хорошо смотрится рисунок «горошек»: первый ряд вяжем нитью основного цвета, во втором – чередуем 3 петли основного цвета и петлю цвета орнамента. Чередуем ряды, располагая цветную петлю в шахматном порядке по отношению к предыдущему. Провязав до середины ногтя, убавляем поочередно одну и две с каждой из трех спиц, пока не останется по одной петле на спице. Обрезаем нить и протягиваем ее в петли. Связанную варежку выворачиваем на изнанку, закрепляем концы нитей, отпариваем утюгом через 2 слоя влажной марли















































Использованная литература


  1. Современная энциклопедия для девочек /Н.М.Волчек/ - Мн.: Литература, 1997

  2. Самые красивые варежки и перчатки – М.: Мой Мир, 2004

  3. Технология. Раздел «Вязание» \Е.А.Гурбина/ - Волгоград: Учитель 2006

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!