Цели деятельности педагога | Закрепить умения организовывать рабочее место, подбирать крючок для конкретного вида пряжи; учить читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида; познакомить с ассортиментом изделий, связанных полотном и по кругу; учить самостоятельно выполнять практические задания, осуществлять поиск информации; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; практический / индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Вязание по спирали, по кругу, основное кольцо, полотно, петли поворота, вязальщица текстильно-галантерейных изделий |
Наглядно- демонстрационный материал | Крючок, пряжа, таблицы, образцы изделий; презентация по теме урока; схемы вязания |
Оборудование | Учебник «Технология. Технологии ведения дома»; крючок, пряжа |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: научатся организовывать рабочее место; закрепят умение подбирать крючок для конкретного вида пряжи, читать схему рисунка, вывязывать воздушные петли и столбики без накида; познакомятся с ассортиментом изделий, связанных полотном и по кругу, профессией вязальщицы текстильно-галантерейных изделий. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся ориентироваться в задании, составлять план работы, проговаривать вслух последовательность производимых действий; познавательные – научатся ориентироваться в задании, анализировать объекты труда, сравнивать их, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, вступать в беседу и обсуждение на уроке. Личностные: имеют желание работать; знают правила поведения на уроке |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся. Сообщение темы урока | Проверяю готовность обучающихся к уроку. Организую рассматривание принесенных на урок фотографий, рисунков, образцов изделий. – Как видите, есть разные варианты изготовления различных изделий в технике вязания крючком. Некоторые изделия получаются путем сшивания отдельных полотен, а некоторые вывязываются уже в готовом виде и не требуют дальнейшего соединения разных деталей или сшивания. Как различаются эти две техники вязания? Давайте разбираться | Слушают учителя, отвечают на вопрос | фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Изучение нового материала | Коллективное обсуждение с поиском ответа на вопрос. Просмотр презентации | Организую обсуждение проблемы. Помогаю обучающимся сделать выводы. ‒ Какие изделия связаны полотном, а какие по кругу? | Слушают учителя, анализируют информацию; смотрят презентацию, отвечают на вопросы | фронтальная | Познавательные: умеют рассуждать, наблюдать, анализировать. Коммуникативные: умеют слушают учителя, воспринимают мнение другого |
| Демонстрация приемов вязания полотном | показываю приемы вязания полотна | Наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы вязания | фронтальная | Познавательные: умеют наблюдать, анализировать информацию |
| Познавательно-информационная беседа «Отпаривание готовой детали» | ‒ Итак, вы закончили вязать все детали и осталось только сшить их. Но не спешите. Вам предстоит еще одна очень важная операция – отпаривание. В зависимости от того, как это сделать, вещь можно улучшить или бесповоротно испортить, можно скрыть небольшие недостатки или деформировать изделие. Так что будьте очень аккуратны и внимательны. Обращайте внимание на ярлык, есть ли на нем значок, позволяющий утюжку. (дополнительный материал к уроку.) | Слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы | фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют сотрудничать в поиске и сборе информации; слушают учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
| Демонстрация приемов вязания по кругу | показываю приемы вязания по кругу | Наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы вязания | фронтальная | Познавательные: умеют наблюдать, анализировать информацию |
III. Творческая практическая деятельность | Практическая работа | Выполняют практическую работу наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, помогаю затрудняющимся в выполнении заданий | выполняют задание | индивидуальная | Познавательные: ориентируются в задании; Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: работают по инструкционной карте; оценивают правильность выполнения действия |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | Организую просмотр и обсуждение выполненных обучающимися работ. беседа по вопросам: ‒ Что нового вы узнали на уроке? | Слушают учителя, отвечают на вопросы; оценивают выполненные работы | | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы |
| Д/З | подготовить сообщение о профессии вязальщицы текстильно-галантерейных изделий | | | |
Перед отпариванием следует спрятать все узелки и заправить кончики ниток в петли. Они запрессуются в таком виде и не будут выходить наружу. Концы вязания вы можете не обрезать, а использовать их для сшивания. Как производить отпаривание?
Во-первых, симметричные детали сметываем попарно лицевой стороной внутрь. Если пряжа очень «неустойчивая» или важен точный размер детали, прикалываем ее к выкройке в натуральную величину (используйте нержавеющие булавки!).
Во-вторых, для рельефных узоров подкладываем под детали что-то мягкое (махровое полотенце), ажурные же узоры требуют хорошей растяжки, особенно это касается шалей и скатертей, связанных спицами.
В-третьих, отпариваем через марлю в несколько сложений, совершенно не надавливая на поверхность.
И, в-четвертых, оставляем детали до полного высыхания.
Помните: трикотаж – изделие очень нежное. Здесь важно не раздавить рисунок и не сплющить нить.